«Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»
методическая разработка

Чудакова Нина Владимировна

Познавательная  активность  школьников с ограниченными возможностями здоровья  в большинстве случаев сама по  себе  не  возникает,  поэтому  необходимо  ее активизировать.  Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resursnoe_obedinenie.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

  «Дидактическая игра как средство развития

познавательной деятельности детей с ОВЗ».

        Основной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе.

 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

         

У детей с ОВЗ мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями. Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность, ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов. Познавательная  активность  школьников с ограниченными возможностями здоровья  в большинстве случаев сама по  себе  не  возникает,  поэтому  необходимо  ее активизировать.  

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей к учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал.

Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения, где идет развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности), закрепление знаний, приобретённых на уроках.

Так же определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих.

Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки.

 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание у детей младшего школьного возраста развито еще в недостаточной степени. Это мешает им сосредоточиться на выполнении скучной и утомительной работы, какой является, например, выполнение домашнего задания в группе продленного дня. Дети постоянно отвлекаются, переходят от одного вида деятельности к другому, не могут долго сидеть на одном месте. Чтобы помочь ребенку научиться концентрировать внимание, полезно ввести в процесс обучения игровой элемент.

 Развитие пространственных представлений

У наших обучающихся дефицит пространственных представлений особенно выражен и может вести к трудностям не только в обучении, но и в освоении бытовых навыков. Полное или почти полное отсутствие собственной двигательной активности у таких детей затрудняет их ориентацию в "большом" пространстве. Такие задания давать тоже очень важно, от  сформированности  зрительного  восприятия  пространственных  отношений  зависит  и  полноценное  развитие  устной  и  письменной  речи.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Как указал Д.Б. Эльконин «память в этом возрасте становится мыслящей…». Для того, чтобы память ребенка успешно развивалась, можно использовать различные игры. Давайте сыграем. Посмотрите на картинке и запомните их. Назови картинки по порядку.

Что же такое дидактическая игра?

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

  При проведении занятий в классе я использую следующие виды дидактических игр:

- коррекционно-развивающие, так как они направлены на коррекцию и развитие личности ученика;

- коллективные, которые привлекают ребят тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима нашим детям;

- индивидуальные, помогут детям проявить себя, а педагогу - диагностировать уровень знаний и развития;

- подвижные. Многие дети в большей степени подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;

- тихие, способствуют развитию внимания, мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;

- «скоростные», игры способствуют доведению навыка до автоматизма;

-  а игры-загадки, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

 Дидактические игры позволяют:

-проводить уроки в нетрадиционной форме;

-развивать коммуникативные навыки учащихся;

-обеспечивать свободный обмен мнениями;

-организовывать процесс обучения в форме состязания;

-облегчать решение учебной задачи;

-вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

-практически закреплять полученные знания;

Игры можно использовать на любом этапе урока. В начале урока (как организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы. Так же целесообразно использование в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает - не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).

Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Чаще используются с нашими детками, так как у них, как и у детей младшего возраста преобладает наглядно-образное мышление. Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, где дети выполняют определенные роли.

Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.  «Вершки и корешки», «Назови одним словом»

 Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей.

Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Таких игр множество, задача педагога - выбрать необходимую, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребенка и программными требованиями.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, шарады.  

 2. Игры-путешествия способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.  В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое.

3. Игры-соревнования, где учащиеся соревнуются, разделившись на команды.» Сюда можно отнести такие игры, как «Мир профессий», «Дорожная азбука», «Кто быстрей соберет портфель»

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует её рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.                                                                  

                Рассмотрим некоторые предметные игры и упражнения.

Так на уроке математики можно применить игру «Состав числа», направленную на формирование у школьников математических представлений. Они позволяют педагогу сделать процесс увлекательным и с интересом обучать детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число» и др.), решению арифметических задач (игры «Занимательные задачки», «Сколько будет?» и др.). Предлагаю вспомнить таблицу умножения на 4, выбрав правильный ответ из предложенных вариантов.

Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является именно дидактическая игра. Еще одна игра, направленная на закрепление правильного написания шипящих. Вставить нужную букву.

Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Содержание таких игр так же разнообразно и зависит от задач, решаемых на уроке. («Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Закончи предложение», «Режим дня», «Кому угощение?», «Зоопарк», «Сравни предметы», «Разговариваем по телефону», «Что бывает…. Какое бывает…», «Что сначала, что потом», «Угадай, кто это?», «Живые слова» и др.)    Кто догадался, какое слово здесь написано?

Игры на уроке окружающего мира способствуют воспитанию у детей любви к природе. Они узнают о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе (игры «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Опиши поры года», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки», «Составь рассказ», «Какая погода?», «Найди ошибку художника» и многие другие).          

Данный тренажер «Дикие и домашние животные» направлен на развитие умения различать и классифицировать животных. Правила игры: Дети выполняют задание «Назови и расскажи о животном?» Нажатием на изображение, животные перемещаются в лес или к дому, что позволяет ребенку самостоятельно проверить результат ответа. Аналогичные игры «Зимующие и перелетные птицы», «Фрукты и овощи», «Одежда».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование на уроках и внеурочной деятельности отдельных интерактивных технологий и игровых заданий действительно повышают уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, заинтересовывают их, что способствует желанию выполнять те или иные виды работ, а следовательно — усваивать учебный материал в сотрудничестве, сотворчестве, путем самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

«Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».

Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...

Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

«Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ».

Основной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого...