Звук и буква З з. Знакомство со звуком и буквой З з.
план-конспект урока

 конспект урока Звук и буква З з.  Знакомство со звуком и буквой З з.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukom_i_bukvoy_z.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ОВЗ»

Конспект урока по речи и альтернативной коммуникации

Тема: Звук и буква З з.  Знакомство со звуком и буквой З з.

2 класс (для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР)

Учитель: Енина В.И.

Тема урока: Звук и буква З з.   Знакомство со звуком и буквой З з.

                         

Цель: Знакомство со звуком и буквой З з.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование представлений и понятий о звуке и букве З з.
  • Развивать навыки чтения слогов с буквой З з и с ранее изученными буквами.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • Воспитывать умения слушать учителя, закреплять навыки учебной деятельности.

Оборудование: кассы букв и слогов, предметные картинки, изображение букв З з, слоги, зеркала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте создадим хорошее настроение!

- С добрым утром, глазки! Вы проснулись!

- С добрым утром, ушки! Вы проснулись!

- С добрым утром, ручки! Вы проснулись!

- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

- Встали. Подравнялись.- Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

Урок чтения, на уроке познакомимся с новым звуком и буквой, будем составлять, и читать слоги с изученными буквами.

       2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

1)Артикуляционная гимнастика.

-Перед началом работы мы, сделаем зарядку для язычка. Взяли зеркало в руки. Первое упражнение ЛОПАТОЧКА. Посмотрите внимательно, как я выполняю. Повторили глядя в зеркало. У всех получается? Молодцы! На счёт 1,2 приступили к выполнению. (Аналогично с другими упр. По 5 раз.)

Лопаточка. Заборчик. Чашечка.  Лошадка.   МОЛОДЦЫ!

3.Повторение.

-Язычок готов к работе повторим изученные буквы. Прочитаем буквы в красном домике. Как мы называем буквы, которые живут в красном домике? (Гласными) Почему? (мы их поём) Прочитаем буквы в синем домике. Как мы называем буквы, которые живут в синем домике? (согласные.) Почему? (произносим с преградой)

 - Прочитаем слоги с изученными буквами. Пробежали глазками по слоговой таблице, прочитали про себя, прочитаем хором, приготовились читать по «цепочки».  Молодцы!

          4. Изучение нового материала.

1.ЗВУК   З

1.1    Как поют комарики?  (З-з-з). Что мы слышим,  когда муха попадает в паутину? (З-з-з). - Какой звук? (З)

1.2 Артикуляция

-Произнесём звук З все вместе.

-Сегодня мы с вами, познакомимся с новым звуком З.  Возьмите зеркала, учимся правильно произносить звук З, послушайте, как правильно произносим звук, в каком положении должен стоять язык.

Когда произносим звук (З), кончик языка находится за нижними зубками, язычок  в форме чашечки. Зубы почти сжаты, между ними узенькая щелочка.

-А теперь попробуем произнести звук З. Что мешает воздуху свободно выходить? (язык, зубы, губы)   Язык, зубы и губы мешают воздуху проходить свободно. Это звук согласный.

-Произнесём звук (З). Как мы его произносим? Что мешает воздуху свободно выходить? Какой это звук? (согласный) Молодцы!

-Посмотрите внимательно на картинки. Отыщите не спеша предмет на звук З. (зонт, заяц, замок).

-Какой первый звук слышим в начале этих слова? (З) Какой это звук? (согласный) Почему? (произносим с преградой)

2.  БУКВА З з

2.1 Знакомство с буквой.

-Звуки мы слышим и говорим, а буквы для чего нам нужны? (читать)

-Вот сейчас мы будем учиться читать и печатать новую букву.

- Согласный звук З обозначается согласной буквой З з .

- Посмотрите на букву З (показ буквы)

-В каком домике место буквы З? (в синем) Почему? (согласная)

-Это семейка буквы З з. Есть большая буква, маленькая, письменные и печатные.

А для чего нужна большая буква? (начало предложения пишем с большой буквы и имена)

- А как вы думаете, на что похожа буква З? ( показ картинок)

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

-Найдите у себя в разрезной азбуке букву З, положите её на полотно.

- Возьмите карточку с буквой З обведите её пальчиком, запомните, как она выглядит.

-Давайте попробуем из палочек построить букву З. Получится? (нет) Что мы возьмем чтоб сконструировать букву З? (нитку)

-Возьмите нитку сложите, так что бы получилась буква З. МОЛОДЦЫ!

2.2 Работа в тетради.

-Посмотрите, как пишется буква З з, большая в 2 клеточки маленькая в клетку.  (показ учителя на доске), пропишите в воздухе.

Напишите букву З з в тетради 2 раза. Молодцы!  

3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ З.

  -Познакомим букву З с гласными.   Составление и чтение слогов на доске. ЗА  ЗО ЗУ ЗЫ  

     Буквы поздоровались:

3.1 З-А какой слог получился, прочитаем. (учитель, хором, по одному).

    -Какой первый звук слышим? (согласный З), какую букву поставили? (согласную З)

    -Какой второй звук слышим? (гласный а) какую букву   поставили?(гласную а)

 Составьте слог у себя в разрезной азбуке, прочитайте.  

3.2 ЗО   какой слог получился, прочитаем. (учитель, хором, по одному).

    -Какой первый звук слышим? (согласный З), какую букву поставили? (согласную З)

    -Какой второй звук слышим? (гласный о) какую букву   поставили? (гласную о)

 Составьте слог у себя в разрезной азбуке, прочитайте.  

 

3.3 ЗУ  какой слог получился, прочитаем. (учитель, хором, по одному).

    -Какой первый звук слышим? (согласный З), какую букву поставили? (согласную З)

    -Какой второй звук слышим? (гласный у) какую букву   поставили? (гласную у)

 Составьте слог у себя в разрезной азбуке, прочитайте.  

 3.4 ЗЫ какой слог получился, прочитаем. (учитель, хором, по одному).

    -Какой первый звук слышим? (согласный З), какую букву поставили? (согласную З)

    -Какой второй звук слышим? (гласный ы) какую букву   поставили? (гласную ы)

 Составьте слог у себя в разрезной азбуке, прочитайте.  

-Прочитаем слоги, которые мы составили. (хором)

-Мы хорошо поработали пора и отдохнуть. Встали, выполним физминутку.

Физминутка.

Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

4.  Работа по букварю стр.100

4.1 - А теперь откройте буквари по закладке, сверху на странице в синем квадрате рассмотрите напечатанные буквы, прочитайте. Какая там буква напечатана?  (З з) Прочитаем.

Что изображено на картинке? Прочитаем, как пищат комарики (З-з-з-з!) Какой звук? Буква?  Прочитаем слоги с буквой. (хором, один) Молодцы!

4.2 Соотношение звука с буквой. 

Посмотрите что изображено на картинке? (Зонт)

-Какой первый звук слышим в начале слова? (З) Какой буквой обозначим? (З) Прочитаем.

-Какой первый звук слышим в слове?  Какой буквой обозначим? (З)

-Что нарисовано на следующей картинке? (заяц)

-Какой первый звук слышим в начале слова? (З) Какой буквой обозначим? (З) Прочитаем.

-Какой первый звук слышим в слове?  Какой буквой обозначим? (З)

Что нарисовано на следующей картинке? (замок)

-Какой первый звук слышим в начале слова? (З) Какой буквой обозначим? (З) Прочитаем.

-Какой первый звук слышим в слове?  Какой буквой обозначим? (З)

Физминутка Игра «Хлопок» 

- Молодцы, хорошо поработали, а теперь можно поиграть.

Хлопните в ладоши, если в слове есть звук З.  (Ветер, коза, лиса, тазы, лужа, Лиза, жаба, зубы) МОЛОДЦЫ!

     5. Закрепление изученного материала.

Работа по букварю с.100, чтение слогов.

-Давайте ещё раз прочитаем слоги с изученной буквой З.

Чтение столбиков слогов с доски по цепочке, по столбику индивидуально.

     6. Итог урока.

-С каким новым звуком и буквой мы познакомились? Чему учились на уроке?

- Назовите, с какой буквой мы составляли  и читали слоги сегодня на уроке?

- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Конспект урока чтения для 1 класса по теме: “Знакомство со звуком и буквой С. Выделение звука [с]”

Конспект предназначен для урока чтения для детей с умеренной умственной отсталостью...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...