Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии.
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Хрипунова Елена

Данная методическая разработка предполагает развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством хореографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка педагога дополнительного образования Хрипуновой Елены Александровны

Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии.

г. Санкт-Петербург 2021

Содержание.

  1. Введение.

  1. Сущность понятия «творческие способности»

  1. Методы развития творческих способностей детей

  1. Особенности развития творческих способностей у учащихся в младшем школьном возрасте.

  1. Применение на занятиях хореографией различных вариаций импровизации (комплекс игр, упражнений и творческих заданий, направленных на развитие творческого потенциала).

  1. Практическая часть.

  1. Заключение.

Введение.

Творческие способности личности являются отражением ее индивидуальных качеств, позволяющих ей выполнять разнообразную творческую деятельность, достигая успехов в той или иной деятельности, снабжая общество качественными и полезными продуктами.

Такие способности целесообразно развивать с раннего детства, поскольку они являются социально значимыми в силу обеспечения общества новыми ценностями и благами.

Дети младшего школьного возраста наиболее способны к развитию своего творческого потенциала и формированию различных творческих навыков. Именно этот возрастной период характеризуется предпосылками к раскрытию творческих задатков, выявлению талантов ребенка.

Творческие способности рационально развивать в младшем школьном возрасте. Это обусловлено такими специфическими чертами их формирования:

-свободность мыслительных процессов детей. В младшем школьном возрасте ребенок обладает полностью сформированным мышлением, которое является более свободным и гибким по сравнению с мышлением в более старшем возрасте. Это связано с тем, что ребенок еще не засорил свое сознание многочисленными общественными стереотипами и менее зависим от общественного мнения в своей деятельности

- фундаментом творческой деятельности является воображение. В младшем школьном возрасте оно является на пике своего развития. Ребенок много фантазирует и будет целесообразно развивать навыки претворения своих фантазий в жизнь.

- необходимость непрерывного расширения запасов представлений ребенка. Воображение ребенка необходимо постоянно развивать и совершенствовать, достигая формирования более точных и устойчивых образов.

-наличие оптимального количества знаний и умения для и формирование навыков критического мышления.

-творческая деятельность помогает саморазвитию ребенка, раскрытию своей личности.

- активизация психического и физического развития в этом возрасте.

Данная методическая разработка предполагает развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством хореографии.

Сущность понятия "творческие способности".

 Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Однако, раскрытие сущности творческих способностей, их структуры и характерных особенностей, обусловливает рассмотрение понятий "творчество" и "способности".

Философы определяют творчество как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Философская энциклопедия определяет творчество таким образом: "Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее"

Психологический словарь трактует творчество как "деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью"

Педагогика определяет, что творчество - "высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)".

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Творческие способности - это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Методы развития творческих способностей детей.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется
развитие творческих способностей.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических умственных и физических заданных действий.

Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно -  исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр видео, прослушивание музыкальных композиций.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, диалог.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Большая роль должна отводиться коллективным работам, где каждый ребенок вносит свою лепту в создание общей картины. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению эти возможности с течением времени утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их младшем школьном возрасте.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Это – раннее физическое и интеллектуальное развитие; создание обстановки, определяющей развитие; предоставление свободы в выборе деятельности и т. д.

Особенности развития творческих способностей у учащихся в младшем школьном возрасте

Мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и это качество необходимо поддерживать и развивать.

Один из непременных компонентов творческого мышления - это оригинальность, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.

Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса

Воображение - необходимая способность человека и в младшем школьном возрасте способность к воображению нуждается в особой заботе в плане развития, ведь в этом возрасте она развивается особенно интенсивно. В дальнейшем, наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры всё ещё - плод буйной работы фантазии, благодаря им дети с увлечением занимаются творческой деятельностью.

Запас представлений ребенка необходимо все время пополнять, Это- задача и педагогов, и родителей. В результате постоянных усилий взрослых в этом направлении воображение младшего школьника совершенствуется: сначала образы расплывчаты, неясны, а затем они становятся более точными и определенными. Если в начале обучения для возникновения образа должна быть, например, картинка, которую он видит перед собой (видео или движения педагога), то к 3-му классу в своем воображении ученик способен опираться уже на слово. Ученик в состоянии придумать движение по рассказу учителя.

Основные направления в развитии воображения младшего школьника - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе усвоенных знаний.

Младший школьный возраст - период значительных изменений в жизни ребенка, он определяется моментом поступления в школу, это период примерно с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

По данным исследований психологов сегодняшние первоклассники существенно отличается от первоклассников прошлых лет.

Нынешние дети приходят на занятия, не обладая навыками общения, будучи практически не социализированными, плохо понимающими, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения. Коллективные игры и занятия помогают детям "найти себя" в обществе сверстников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Применение на занятиях хореографией различных вариаций импровизации, комплекса игр, упражнений и творческих заданий, направленных на развитие творческого потенциала.

Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты. Роль игры поистине огромна.

Помимо основных функций:

1 развивающей,

2 обучающей,

3 воспитывающей

в любой игре может быть реализован комплекс функций:

4 диагностической (раскрывающей скрытые таланты),

5 релаксационной (снижающей излишнее напряжение),

6 компенсаторной (дающей ребенку то, чего ему не хватает),

7 коммуникативной (являющейся средством общения),

8 самореализационной (служащей средством реализации возможностей),

9 социокультурной (позволяющей в процессе игры осваивать социокультурные нормы и правила поведения).

Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса.  Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются и на занятиях по хореографии.

Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при сопереживании взрослого.

Реализуя основные задачи, игровые технологии становятся одним из механизмов регулирования качества обучения на занятиях хореографии: отрицательные факторы, влияющие на снижение эффективности обучения.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к дальнейшему обучению:

Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые моменты, которые очень важны, особенно, в период адаптации детей в коллективе. Начиная с раннего возраста основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Далее игровые технологии, как игровые моменты проникают во все виды жизнедеятельности воспитанника:

- образовательная деятельность и игра;

- творческая деятельность и игра;

- повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.

Педагогу, использующему игровые технологии, необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы. Начиная организацию игры, педагогу следует опираться на уже достигнутый уровень развития детей, их склонности, привычки, способности. Затем осторожно перестраивать существующие интересы воспитанников на желаемые, постепенно повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом. Обогащая двигательный опыт, активное движение способствует приобретению воспитанником навыков и умений в его самостоятельной деятельности: в игре, в творчестве, во всей жизнедеятельности. С помощью подвижных игр воспитанники овладевают новыми, более сложными движениями. Многократное повторение этих движений развивает внимание, волю, координацию, ловкость.

В основу обучения детей младшего возраста необходимо положить игровое начало. Необходимо сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом или продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры развивают умение трудится, вызывают интерес к уроку, работе. Поэтому нам, педагогам очень важно внимательно относиться к подбору репертуара для воспитанников младшего возраста, постоянно его обновлять, вносить определенные коррективы учитывая время и особенности обучаемых детей.

Практическая часть.

  1. «Повтори-ка!» Дети встают в круг, педагог находится в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку:

«смотрим по сторонам» (упражнение для головы);

«удивляемся» (упражнение для плеч);

«ловим комара» (хлопок под коленом);

«притаптываем землю» (притопы) и т. д

Игра проводится обычно в начале занятия и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге. 

Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу.

Музыка: любая ритмичная, темп средний.

  1. «Геометрия». Очень полезная игра для изучения основных рисунков в пространстве.

Ведущий дает команды:

построиться в колонну, шеренгу, диагональ:

сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;

сделать два круга — круг в круге:

встать по парам, тройкам и т. д.

Таким образом, группа «трансформируется», принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени: например, на счет до пяти: до десяти.

 

Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.

Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.

  1. «Фантазия». Участники располагаются  в удобном положении, например ложатся на пол на коврики, закрывают глаза.

Педагог дает тему сновидения (например, «весна», «осень», «поход», «космос», «море», «облако» и т. д.) и участники под музыку отдаются своим фантазиям.

На втором этапе все делятся своими сновидениями.

Игра обычно проводится в конце занятия.

 Цель: проработать внутренние ощущения, стабилизировать эмоциональное состояние, достичь внутреннего равновесия.

Музыка: медленная, спокойная, ненавязчивая (например, медитативная музыка со звуками природы: шум моря, пение птиц и т. д.)

  1. Ритмопластическая игра «Танец пяти движений».

Задачей комплекса «Танец пяти движений» является пробуждение в воспитанниках умения импровизации, самовыражения, дает возможность применить на практике уже полученные знания, умения и навыки. Так же этот комплекс можно использовать для снятия физического и эмоционального напряжения, т.к. он является полностью импровизационным.

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов,

продолжительностью 1 минута каждого темпа.

1 «Течение воды».

Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

2 «Переход через чащу».

Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

3 «Сломанная кукла».

Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»).

4 «Полет бабочек».

Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

5 «Покой».

Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса — стояние без движений, «слушая свое тело».

Замечание: после окончания упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

  1. «Поймай ритм»

Группа садится в круг. Педагог  хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить. По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.
Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши
Варианты игры: Можно отстукивать ритм на разных частях тела.

Каждому участнику поочередно можно предлагать стать ведущим.
Для сопровождения можно использовать музыкальную аудиозапись.
Можно использовать такие инструменты, как бубны.
Простые ритмы группа может повторять немедленно (как эхо).
Участники могут повторять заданный ритм один за другим, по очереди.
Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва. Он может произнести: «Все меняется», чтобы подать группе сигнал перехода к новому ритму.

  1. «Автомобили»

Цель: Закрепление исполнения движений и соединение его с темпом музыки.

Правила игры: дети стоят в шахматном порядке или в шеренгу. По команде «сели в машину» дети выполняют команду – изображая руками, что держатся за руль. По команде «завели моторы» дети издают звуки, имитирующий звук мотора. По команде «поехали» дети свободно передвигаются по залу, не сбивая друг друга под темп музыки.

Учитель поднимает карточки светофора, где написано задание исполнения движений: красный – галоп; желтый – подскок; зеленый – бег с поджатыми ногами.

По команде «машины в гараж» дети должны на 3 счета встать на свои первоначальные места, и кто не успеет поставить машину, тот выбывает из игры. Кто во время игры сталкивается и попадает в «аварию», тот тоже выбывает из игры.

Заключение.

Необходимо отметить, что творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Следует обращать внимание не на продукты творческой деятельности, а на формирование способностей.

Система творческих заданий является открытой системой, предполагающей наличие в ней заданий, требующих выхода за рамки учебной программы; решение заданий повышенной сложности учениками; использование внеучебного опыта и интересов школьников; межпредметный перенос и синтез знаний и способов деятельности и, главное, самостоятельное нахождение проблем, постановку целей творческой познавательной деятельности.

Важным моментом урока является анализ и оценка детских работ. Часто учителя формально подходят к данному этапу урока, что по моему мнению является большой ошибкой. Я уверена в том, что с самых первых уроков дети должны привыкать к обсуждению своих работ с различных точек зрения. Это подскажет им, на что нужно обратить внимание в следующий раз. Учащихся также следует вовлекать в процесс обсуждения. Однако следует быть очень осторожными с критическими оценками. Акцент лучше делать на реальных достижениях, на положительных сдвигах. А нетактичная критика (пусть даже объективная) может быстро отбить желание совершенствоваться в такой хрупкой области, как творчество. Практически все занятия носят игровой характер. Но игра используется лишь как механизм для более глубокого вхождения в суть задания. Она позволяет ребенку воспринять сложную и трудную работу как интересную и понятную.

Дети понемногу приучаются работать парами, группами, выполняют коллективные работы. Поскольку самостоятельное распределение деятельности в коллективе - одна из самых больших трудностей, учитель вводит детей в совместное творчество постепенно.

Список литературы.

  1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИПРАН. 1991. С.7.
  2. Теплов Б.М. Способности и одарённость/ Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961.-с.9-38.
  3. Яковлева Е.А. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста.- М., 1998.- 268с.
  4. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления.- М., 1960.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1999. - 534 с.
  6. Дж. Холт. Залог детских успехов. СПб: "Дельта", 1996.-480с.
  7. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001.
  8. Базарова, Н. Азбука классического танца. Первые три года обучения / Н. Базарова, В. Мей. - М.: Искусство, 2016 – 208с.
  9. Ваганова, А. Основы классического танца / А. Ваганова. - М.: Искусство, 2013. - 180 c.
  10. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
  11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.

  1. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. – М.: Аркти, 2005. – 108 с.

  1. Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.

  1. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...

Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе

Развитие творческих способностей детей на уроках  в начальной школе Чепрасова Светлана Викторовна, учитель начальных классов           Психологами установ...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Развитие творческих способностей детей на уроках литературного чтения

Представление педагогического опыта. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами. Поэтому вопрос о о раз...

Проектные задания как способ развития творческих способностей детей на уроках ОРКСЭ

Тема моей работы, которую я хочу представить «Проектные задания  как способ развития творческих способностей детей на уроках ОРКСЭ»(слайд 1) «В соответствии с общественными потребностями, ко...

Тема по самообразованию:"Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС НОО".

Всякое знание остаётся мёртвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность. Учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.            ( ...