Сказки русского Севера
план-конспект занятия (2 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

Игровая программа предназначена для младших школьников 7-9 лет. Дети узнают о быте народов Севера, животных, народных играх и сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpktdbe5_puteshestvie-v-severnuyu-skazku.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая программа

«Сказки русского Севера»

Форма мероприятия: познавательно-игровая программа

Цель: познакомить детей с культурными традициями коренных народов русского Севера.  

Задачи:

  1. Через сказки, игры и потешки познакомить участников мероприятия с культурой коренных народов : ханты, манси, ненцев.
  2. Через игровые приемы  познакомить детей с повадками животных, их поведением, образом жизни, внешним обликом,  расширив кругозор и физическую активность.
  3. Воспитывать  коммуникативные навыки детей во время работы в группах.
  4. Развивать   познавательные процессы : внимание, память, мышление.

Оборудование: Проектор, монитор, колонки, стулья; обручи -2 шт, стойки с «рогами» оленя -2 шт, кольца для бросков -12 шт.; «чум» из  искусственных шкур, бубен, ленты разноцветные  по 2м – 15 шт., фонарики – 15 шт.

Раздаточный материал: маски с мордочками животных, значки, «оленьи рога» - 4 шт.;  повязки на голову -25 шт.; костюмы  ханты и манси – 2 шт., презентация.

Аудитория: школьники (7-9 лет)

Продолжительность: 40 минут

Сценарий:

Ведущий (одет в костюм):

Где полюс северный планеты

Где камни лишь во льды одеты,

Где ночь полярная полгода,

Заносит снегом непогода…

Потом, отбросив солнца тень,

Наступит долгий «летний» день,

Где холодам и вьюгам рай,

Там где снегов родимый край.

Где радугой сияние сверкает

И айсберг ледяной не тает.

Здравствуйте ребята!

Скажите, вы любите слушать сказки?  Мы сегодня с вами попали в Северную сказку. А заниматься гимнастикой или физкультурой? А знаете, как совместить эти два занятия? Мы с вами научимся!. Сегодня мы  станем героями не простых сказок, а сказок коренных народов русского Севера. Что это за народы?

Давайте поближе с этими народами познакомимся!

Ведущий показывает изображения коренных народностей русского севера.

(Презентация о народах русского Севера)

Ребята, на этих фотографиях вы видите тех, кто жил на нашем русском севере много-много лет назад. Тогда еще не было ни современных городов, ни даже больших поселений. А как вы думаете, чем эти люди занимались?

     Дети отвечают: охотой, рыбалкой…

А каким должен быть настоящий охотник?  

     Дети отвечают: смелым, сильным, хитрым, внимательным…

Конечно. И что бы стать такими сильными воинами и охотниками дети с малых лет учились у взрослых как читать следы, как правильно держать в руках лук, учились плавать. А еще дети очень любили слушать сказки, в которых рассказывалось о разных животных.

Чтобы стать сильным воином, нужно было многому научится. Но чтобы стать сильным и ловким, надо еще и заниматься гимнастикой каждый день. Мы с вами будем выполнять необычную гимнастику, а сказочную.

Я буду загадывать вам загадки о разных животных, вы это животное отгадываете и затем…Мы попробуем с вами в этих животных превратиться.

Ребята, одним из главных  помощников и друзей для жителей севера является…., отгадайте загадку.

Загадка

Стройный, быстрый

Рога ветвисты.

Скачет по полям  весь день.

И зовется он ….. (олень)

 Ведущий.  Ребята, на Севере за оленями смотрят оленеводы, люди, которые ухаживают за оленями, пасут их. Сейчас мы с вами превратимся в оленеводов и будем ловить оленей, а потом запрягать их в упряжки.

1 игра «Поймай оленя».

Дети  делятся на команды, набрасывают кольца на «рога» оленя (стойка с рогами». Ведущий считает, сколько колец набросила  на рога  каждая команда игроков.

2 игра «Гонки на упряжках».

 А теперь, каждая команда выбирает 1 оленя и двух гонщиков. Ребенок-олень одевает  шапочку с рогами и становится в центр обруча, 2 ребенка управляют упряжкой и становятся вне обруча, держат его двумя руками,  как за поводья. Задача «упряжки» добежать до  флажка, развернуться и бежать  обратно к команде. Далее  игроки  меняются, пока не пробегут все дети в команде.

Ведущий

Загадка

В чаще леса, где кругом
Тишина да бурелом,
Ни одной где нет дороги,
Сплю я зиму всю в берлоге.
И о лете до весны
Мне цветные снятся сны:
Как у леса на опушке
Собирал весь день свинушки,
По кустам искал малинку,
Подставляя солнцу спинку.
Мёд у пчёл таскал украдкой,
Прикрываясь бурой лапкой.
Желудей, орехов, ягод
Наедался сразу на год!
И, пригревшись, на полянке
Подпевал я коноплянке -
Начинал ей в такт реветь!
Как зовут меня?

Дети отвечают: медведь!

На экране появляются картинки с изображением медведей.

Молодцы. А теперь давайте вспомним и попробуем повторить движения медведя. Во-первых, по весне, когда он просыпается, он вылезает из берлоги и потягивается.

Дети садятся на корточки и затем встают и потягиваются (под музыку)

Затем он обходит свои владения, но ходит он необычно, переваливаясь с боку на бок, поэтому и называют его косолапым. И мы с вами тоже попробуем так походить!

Дети ходят вразвалочку, имитируя походку медведя.

А теперь вторая загадка и второе животное.

Бережливый, быстрый, ловкий,

Под землёй хранит в кладовке

Он с орехами сундук.

Если гостем будет друг -

На пеньке под сенью кедра

Угощает друга щедро

Полосатый ...

Дети отвечают: Бурундук

На экране слайды с бурундуком

Очень хорошо. А давайте попробуем показать бурундука. Спрячемся за спинки стульев, как будто вы в норках, а затем аккуратно выглядываем, оглядываемся, нет ли опасности. Можете показать, как бурундук грызет орешки.

Дети выполняют задание под музыку.

Вместе с вами разыграем небольшую сказку, которую рассказывали детям коренных народов Севера  их родители. Мне нужны два помощника. Один из них будет играть медведя, а второй – бурундука. Ваша задача показать необходимые движения, когда я вам скажу.

Дети слушают и двое показывают движения, иллюстрируя сказку под музыку.

На экране картинки из сказки

    Текст сказки: наступила весна, вышло теплое солнышко, прогрело землю. Проснулся медведь, вылез из берлоги. Проснулся бурундук, тоже вылез из своей норки. Мишка начал искать еду. Долго искал, но ничего не нашел. Пробегал мимо бурундук, пожалел мишку. Принес ему из своих запасов вкусных ягод и орешков. Обрадовался медведь, хотел поблагодарить бурундука, погладил его по спине когтистой лапой… и остались на спине у бурундука длинные черные полоски.

Какие вы молодцы, а теперь давайте угадаем еще двух животных.

Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?

Дети отвечают: заяц

На экране слайд с изображением зайца

Хорошо. А теперь выучим новое упражнение. Поднимите руки над головой и помашите ими, как ушками.

Дети выполняют задание под музыку.

Молодцы. А теперь еще одно животное отгадаем.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….

Дети отвечают: Лиса

На экране слайд с лисой

И снова вы молодцы. А теперь попробуем пройтись как лиса, встаем на цыпочки и пройдем переступая с ноги на ногу.

Дети выполняют задание под музыку.

А хотите расскажу еще одну сказку? Мне нужны еще помощники. Три зайца и лиса.

Дети слушают и четверо  показывают движения, иллюстрируя сказку!

На экране иллюстрация сказки

Давно это было, когда у зайцев ушки были еще совсем маленькие (дети  поднимают над  головой ладошки). На лесной полянке сидели зайчата. И был среди низ один самых хвастливый (двое сидят, один зайчик встает и начинает хвастаться).

Вот он какой, самый сильный, самый смелый, и никого не боится.

Услышала его лиса (лиса выходить и начинает ходить кругами вокруг зайцев), подошла поближе. Подумала: вот проучу я тебя, хвастуна. А зайчик хвастается и не слышит лису. Подошла она к нему совсем близком и как схватит за уши. Тянет она зайца в лес а другие зайцы его обратно тянут. И так тянули, что уши у хвастуна стали длинными-длинными (Ребенок показывает руками как увеличиваются ушки)

Вот какие вы молодцы. А теперь я покажу вам одну игру. Но она особенная. Ее называют тихой. Игрой. Задача ее – быть как можно более тихим и незаметным. Ведь охотники тоже должны быть незаметными, что бы выслеживать добычу.

Но вначале, отгадаем ее героев.

У меня глаза большие,
И круги ещё вокруг,
Ты не верь, что я не вижу
Утром, днём, мой милый друг.
От меня хотят все скрыться:
В травке, в норке под сосной,
Но забыли, что я птица -
Вижу всё в глуши лесной.

Дети отвечают: Сова

На экране слайд с совой

Маленькие зверьки,
Острые зубки,
Серенькие шубки,
Черненькие глазки,
Длинные хвосты.

Дети отвечают: мышка

На экране слайд с мышкой

А теперь выберем сову, а остальные будут мышками. Сова отворачивается и считает до трех. За это время мышки должны тихо-тихо подобраться к сове, а когда сова повернется – должны замереть. Тот, кто пошевелился, того сова увидела и съела.

«Тише мыши, сова спит, но все слышит»

Игра «Сова и мыши»

Ведущий. Покажу я вам еще одну подвижную игру. Отгадает про кого она будет?

Сеть расставил он в лесу -
Не на волка иль лису,
А на мух и комаров -
Всех поймать их он готов!

 

Дети отвечают: паук

Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая...

Дети отвечают: пчела

Нам помогут наши взрослые. Они будут у нас пауками. А ребята будут пчелками. Задача взрослых запутать резинки так, что бы появилась паутинка. А задача детей – пролезть в паутинку и не задеть ее ниточки.

Игра «Паутинка из резинки» (дети под музыку распутывают паутину)

 О северном сиянии

Словно занавес цветной

В небесах мерцает.

Над пустыней ледяной

Небо расцветает!

Вот так чудо-чудеса!

Кто украсил небеса

Переливчатой каймой

С разноцветной бахромой?

Ты, смотри, не опоздай!

Диво дивное, поймай!

Ведущий. Ребята, еще одним чудом  северной части нашей страны  является северное сияние. Я приглашаю вас в круг и под музыку с помощью лент и фонариков, мы с вами изобразим эту северную  разноцветную красоту.

Танец «Северное сияние» (дети  танцуют с цветными лентами и фонариками).

Подведение итога.

Ведущий. Ребята понравилась вам наша встреча? О каких животных мы сегодня с вами говорили?  В какие игры играли?

Теперь вы знаете о нашей стране  чуть больше. Конечно же  сможет показать нашу сказочную гимнастику  и интересные игры своим родителям и друзьям. Двигайтесь и развивайтесь каждый день, станете сильными, ловкими  умелыми и  здоровыми. До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Сказки народов Севера

Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным 60-летнему юбилею Магаданской области.Данное мероприятие призвано прививать детям интерес к изучению родного края. «Сказки народо...

Программа " Я Русским Севером храним"

Настоящая программа составлена в соответствии с современными требованиями к модернизации содержания технологического образования при сохранении  традиций  российской школы  в области де...

Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...

Конспект урока "Песенность русского Севера"

Конспект урока "Песенность русского Севера"...

Жизнь и быт народов русского Севера.

В материале отражен быт народов. населяющих северные части России....

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказки народов севера"

Урок внеклассного чтения. Способствует развитию умения коллективно инсценировать прочитанные сказки, формирует чувства прекрасного...