Статья "Как распознать дисграфию"
статья
Многие педагоги сталкиваются с вопросом: "Как отличить дисграфию от обычной неграмотности и понять, что ребенку нужна помощь?"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Как распознать дисграфию и понять, что ребенку нужна помощь
Как отличить дисграфию от обычной неграмотности
Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
Когда дети только начинают овладевать письменной речью, они часто пишут с ошибками. Как понять, что причина не в лени и нежелании учить правила, а в том, что у ребенка дисграфия и ему требуется помощь логопеда?
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Основной ее симптом – стойкие специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил, снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или с нерегулярностью школьного обучения.
Специфическими называют их потому, что они не свойственны детям, не имеющим трудностей в овладении письменной речью. Такие ошибки не исчезают самостоятельно, для их исправления требуется специальная коррекционная работа.
Как это проявляется на письме:
- Ребенок не понимает, как правильно писать букву. Он может написать ее в другую сторону, не дописать какой-то элемент или заменить другой, похожей, и не заметить этого. Часто дети с дисграфией смешивают письменные а и о, и и ш, б и д, д и у, м и л и т.д. Так в тетрадях появляются «бятел», «шука», «мокоть» и т.п.
- Путает буквы, обозначающие похожие звуки, например, звонкие и глухие согласные, с и ш, з и ж, ч и ц, р и л, о и у. Так, ребенок пишет «Серкей» вместо «Сергей», «сорома» вместо «солома» «дедошка» вместо «дедушка», «лёбит» вместо «любит» и т.д. Часто выясняется, что такие же ошибки ребенок допускал раньше в устной речи, но со временем справился с ними сам или с помощью логопеда.
- Не дописывает слова, пропускает, переставляет местами или добавляет лишние звуки и слоги. Мы сейчас говорим не о пропусках букв в стечениях согласных в словах типа солнце или честно, а о пропусках звуков, которые, казалось бы, четко слышны, например, ударных гласных. Так слово «корова» превращается в «крва», «лисица» в «лица», «ворона» в «ровона», «брат» в «барт», «девочка» - «девочека» и т.д.
- Не умеет правильно согласовывать слова друг с другом. Например, может написать «хороший кошка» или «дети бежала».
- Не может правильно разделить предложения на слова. Слова сливаются друг с другом, при этом часть слова может "выпасть".
- Не понимает, где заканчивается одно предложение и начинается другое, и какой знак препинания нужно поставить в конце.
Эти специфические ошибки не проходят со временем. Наоборот, с усложнением и увеличением количества изучаемого материала дисграфия усиливается, потому что у ребенка не времени сосредоточиться на самом процессе письма, его мозг занят решением других задач. Поэтому часто дисграфия остается незамеченной в первом классе, а во втором проявляется в полной мере и мешает усвоению знаний не только по русскому языку, но и по другим предметам. Тем более что дисграфия часто появляется «в связке» нарушением чтения – дислексией.
Если вы видите похожие ошибки в тетради ребёнка, нужно как можно скорее дать рекомендации родителям и обратиться к логопеду. Он проведет обследование, определит характер дисграфии и разработает план коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе«Распознать, выявить, раскрыть, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант…»
Издавна говорят, что душа учителя – это совесть народа. Добрая, совестливая, ласковая душа педагога, находящаяся в неустанном творческом поиске, становится формирующим стержнем каждого его ученика и с...
Статья для родителей и педагогов "Как распознать в ребенке одаренность"
В статье говорится о том, как распознать в ребенке одаренность, о проблемах одаренных детей, представлена диагностическая карта одаренности....
«Ваш ребенок-школьник, адаптация первоклассника к школе. Способности ребенка, как их распознать».
1 класс...

Можно ли распознать психические нарушения в детском возрасте?
Всем родителям, конечно же, хочется видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Однако не всегда жизнь складывается так, как нам бы того хотелось. Случается, что появляются на свет малыши, требующие о...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...


