Можно ли распознать психические нарушения в детском возрасте?
статья по теме

Савкина Екатерина Сергеевна

Всем родителям, конечно же, хочется видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Однако не всегда жизнь складывается так, как нам бы того хотелось. Случается, что появляются на свет малыши, требующие особого внимания и терпения.
В этой статье мы поговорим о детках с патологиями психического развития, обсудим синдромы психических нарушений и заболеваний, возникающих в детском возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhicheskie_narusheniya_u_detey.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Можно ли распознать

психические нарушения в детском возрасте?


Всем родителям, конечно же, хочется видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Однако не всегда жизнь складывается так, как нам бы того хотелось. Случается, что появляются на свет малыши, требующие особого внимания и терпения.
В этой статье мы поговорим о детках с патологиями психического развития, обсудим синдромы психических нарушений и заболеваний, возникающих в детском возрасте. Ведь знать признаки надвигающейся проблемы лучше заранее, поскольку, чем раньше начато лечение и приняты все необходимые меры, тем больше шансов исправить ситуацию в пределах возможного и помочь такому ребенку адаптироваться в этом мире.
Итак, какие же «подводные камни» в развитии малышей могут увидеть внимательные родители?
Первое нарушение – синдром невропатии. Это нарушение, которое можно обнаружить достаточно рано – от рождения до 3 лет. Такой ребеночек очень беспокоен, он часто срыгивает, страдает запорами и поносами, нарушениями аппетита и сна, он чувствителен к погоде – словом, это целый букет, получить который родителям тяжело. При всем при этом никаких органических патологий у такого малыша не обнаруживается, и все врачи только разводят руками – практически здоров.
Все – кроме невропатолога, который обычно ставит такого ребенка на учет и будет внимательно следить за его развитием, чтобы не пропустить развития неврозов или более серьезных проблем в старшем возрасте. Совсем не обязательно, что такой ребенок непременно эти проблемы получит, но нервная система – это его слабое место, он находится в группе риска и требует повышенного внимания.
Еще одно нарушение – ранний детский аутизм. Этот синдром проявляется отчетливо после 4 лет, когда обычно начинает прогрессировать. Обусловлен он в первую очередь наследственностью и проявляется главным образом в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими. Но это не значит, что малыш просто необщителен – здесь все обстоит гораздо сложнее. Ребенок изо всех сил, активно стремится к одиночеству, избегает общения и со взрослыми (включая родителей), и со сверстниками. Он ВСЕГДА ведет себя так, словно он – один в этом мире, о чем он думает и что он чувствует – для окружающих тайна за семью печатями. Он плохо понимает разницу между одушевленными и неодушевленными предметами, однако явно предпочитает неживую природу.
Самые обычные явления – попытка познакомиться, поиграть, даже погладить по голове – вызывают у таких детей неадекватные по силе негативные реакции, причем самым сильным раздражителем является лицо человека и взгляд прямо в глаза. Этим детям настолько сложно переносить такие сверхназгрузки на психику, что они впадают в истерику, в слезы, убегают, отворачиваются, прячут лицо за ладошками – все, что угодно, лишь бы их оставили в покое, наедине с собой.
Такие малыши страдают от многочисленных страхов, на которые, впрочем, они не жалуются окружающим, а вырабатывают свои защитные ритуалы. Интеллект у них вовсе не обязательно снижен, более того, возможна сверходаренность в какой-либо области, они очень легко оперируют символами (а вот образами – нет). Однако такому ребенку сложно проявить и развить свои таланты, потому что имеются проблемы с концентрацией внимания, в их действиях нет целенаправленности.
Нередко они словно «живут в выдуманном мире»: годами играют в одни и те же монотонные игры, причем нередко с предметами, совершенно не предназначенными для игры; имеют большой словарный запас (понимают речь практически любой сложности), однако почти не пользуются речью для общения, предпочитая уклоняться от него по возможности совсем, а если таковой возможности нет – ограничиваются жестами и короткими репликами.
О себе такой малыш говорит в третьем лице: «он» (даже в том возрасте, когда другие дети давно говорят «я»). Речь его певуча, нередко наедине с собой он словно «конструирует» слова, перебирая слоги – но совершенно бесцельно, будто играет со звуками, пересыпая их, как камушки в ладонях (в норме дети занимаются таким словотворчеством с прикладной целью – для обозначений понятий, явлений и существ нашего мира; слова же аутистов практически неприменимы ни к чему конкретному).
Если попросить его нарисовать что-либо, то, вероятнее всего, это будет маленький, но очень четко выполненный рисуночек, теряющийся на пространстве листа. Однако если ребенок пожелает дать пояснения к нарисованному, он может выдать об этой мини-картиночке очень много информации, которую без его комментариев мы никогда бы там не увидели.
В перспективе у такого ребенка останутся вышеперечисленные особенности поведения, и это будет называться акцентуацией характера – крайним вариантом в пределах нормы. Однако дело может принять и более серьезный оборот, если разовьется шизофрения.
Как же вести себя родителям, если их ребенок именно таков? Во-первых, обязательно проходить индивидуальную терапию у психотерапевта. Во-вторых, не «перевоспитывать», не пытаться обращаться с ним, как с обычным ребенком, не перегружать его нервную систему тем, что ему переносить тяжелее всего – то есть прямым общением. Но и не лишать малыша общества полностью, иначе он не сможет адаптироваться в социуме и недуг может прогрессировать.
Будьте рядом с ним – но не навязывайтесь ему, не смотрите ему в лицо, не заглядывайте прямо в глаза. Рисуйте с ним, учите его понимать и выражать свой внутренний мир хотя бы таким способом. Не пресекайте его «ритуалы»: ему это необходимо. Лучше пытайтесь присоединяться по мере возможности к его действиям, давая понять, что вы – вместе. Прекрасная терапия – «лечение животными»: общение с лошадьми, дельфинами оказывает хорошее воздействие – однако доступна она, увы, немногим.
Существуют и другие нарушения – страхи, гипердинамический синдром (детская гиперактивность) и так называемый синдром бродяжничества, но о них мы поговорим в следующий раз.
А родителям, прочитавшим эту статью, хочется посоветовать не впадать в паранойю и не выискивать судорожно у своего ребенка все то, о чем они здесь узнали. Диагноз, тем более такой серьезный, никогда не ставится на основании прочитанных в Интернете материалов, и особенно – без специальной подготовки. И, конечно же, найдя совпадения в одном-двух признаках, тоже рано бить тревогу: любой диагноз – это совокупность симптомов.
Однако если у вас имеются сомнения и тревожных моментов довольно много, чем раньше вы проконсультируетесь со специалистами – тем больше вы сможете помочь и своему ребенку, и себе самим.

Автор: Наталья Проценко

Познавательный журнал "Школа Жизнь.ру"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика психолого-диагностического обследования детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….2 Глава 1. Особенности проведения обследования детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………2 1.1. Характеристика детей с нарушением...

Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.

Все новое - это хорошо  забытое  старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное  ненавязчивое ...

Статья "Психическая норма Что это? Как заметить ее нарушение?"

Есть международный стандарт психического здоровья, психологической нормы. Пусть каждый желающий примерит эти нормативы на себя и близких ему людей и сам сделает выводы: соответствует ли он (они) психи...

Как распознать дислексию (для педагогов).Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребенка читать и писать?

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.Необходи...

Конспект урока литературного чтения «Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

Конспект урока по литературному чтениюКласс: 4Тема: «Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».Ти...

дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера".

Дислексия"Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное  несформированностью  (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в по...