Конспект урока литературного чтения «Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Коняшина Полина Васильевна

Конспект урока по литературному чтению

Класс: 4

Тема: «Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

Тип: изучение нового материала

Цель урока:

Создать условия для ознакомления  детей с  личностью А.Шишкова,  произведениями «Песенка на купание», «Ягнёнок», «Можно исправится, когда твёрдо того захочешь»

Планируемые достижения:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

 4.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Класс: 4

Тема: «Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

Тип: изучение нового материала

Цель урока:

Создать условия для ознакомления  детей с  личностью А.Шишкова,  произведениями «Песенка на купание», «Ягнёнок», «Можно исправится, когда твёрдо того захочешь»

Планируемые достижения:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

 4.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. Момент

Актуализация знаний. Подведение к теме. Постановка целей.

Содержание урока

Итог урока

Рефлексия

Домашнее задание

-Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить мог.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Васильевна. Сегодня я буду проводить в вашем классе урок литературного чтения.

Проверьте , у всех ли есть учебники на парте.

-Начнём с проверки домашнего задания. Что вам нужно было сделать дома?

( проверка ДЗ)

- Молодцы, ребята. Вы очень хорошо выполнили ДЗ.

-Ребята, а давайте с вами поразмышляем. Как вы думаете « идеальный ребёнок» -это какой ребёнок? Опишите.

-Хорошо. У вас совершенно разные мнения, но все они верные.

-Ребята, а назовите авторов, с которыми вы уже познакомились в этом учебном году.

- Очень хорошо, что вы уже так много авторов знаете.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором (ПРОЧИТАЙТЕ Ф.И.О. НА ЭКРАНЕ)

- Назовите ФИО автора.

-А как вы думаете, для чего мы будем знакомится с этим автором?

-Совершенно верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями Шишкова и будем составлять образ «идеального « ребёнка.

- Что вы можете  сказать об этом авторе «Детского чтения», если:

а) его книги (в том числе и периодику) любил читать Серёжа Аксаков, а детские песенки этого автора называл прелестью;

б) он прославился во время войны со Швецией. За командование фрегатом «Николай» царь пожаловал его званием генерал-адъютанта;

в) был министром народного просвещения России, президентом Российской академии наук;

д) выступал против засилья иностранных слов, называл русский язык простым, чистым, ясным.

г) составлял славянский словарь, комментировал древние памятники, в частности «Слово о полку Игореве».

- Молодцы. Александр Шишков действительно был храбрым, умным человеком. Писал произведения для детей.

- Ребята, поставьте, пожалуйста, перед собой цели, которые вы бы хотели достигнуть на уроке.

- Я надеюсь, по окончанию нашего урока вы достигнете поставленных целей.

-Откройте учебник на странице 79. В произведениях , которые мы будем читать встречаются старые слова. Давайте, переведём на современный язык некоторые фразы и слова.

Чтение  и объяснение значения слов( работа в парах, по рядам)

нет мочи  (нет силы)
череда      (очередь)
порок       (недостаток)
негодные повадки (плохие привычки)
горница     (комната)
худо           (плохо)
кликнула    (позвала)
покудова    (пока)
подлинно   (по-настоящему)
журить  (слегка ругать)
скорбь        (печаль, горесть, страдание)

- А теперь приступим к чтению. Я прочитаю вам « Песенку на Купание», а  вы внимательно слушайте.

-- Удачно ли выбрано слово «песенка» для названия вместо «песня»? Почему?

-Кто поёт песенку? Почему вы так думаете?

- Какие строки выражают особую радость? Найдите и в тексте.

- Что вы можете сказать о герое-рассказчике?

- Ребята, вы знаете , что такое «басня»?

Я взяла из словаря Ожегова определение термина «басня».

- Начнём читать басню «Ягнёнок» по цепочке. ( Чтение басни)

-- Что главное в этой басне?

- К кому она обращена?

- Проведём физ. минутку:

Закройте глазки, Откройте, поморгайте, Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

-Теперь будем читать рассказ « Можно исправится…». Я начну, а вы будете продолжать чтение по цепочке.

- Какова основная мысль текста?

-  Что объединяет все тексты  А. С. Шишкова?

- О каком «идеальном» ребёнке мечтает автор?

(дети говорят качества ребёнка, а я пишу их маркером на бумаге и закрепляю на доске)

-Молодцы, ребята. Именно о таком ребёнке мечтает автор. Таким образом, мы с вами составили образ «идеального» ребёнка по произведениям Шишкова.

- А теперь возьмите в руки листы, которые я вам раздала и заполните их:

1 понравился ли  урок? (да\нет)

2.Что урок дал для жизни?

3.На уроке мне было….

-Сдайте , пожалуйста, листы по звонку.

-А теперь запишем домашнее задание:

Выучить отрывок из стихотворения или басни.

- Спасибо за урок. Мне очень было приятно работать в вашем классе.

Дети отвечают ,что нужно было сделать дома

Отвечают ДЗ

Дети описывают, высказывают своё мнение про «идеального» ребёнка

Дети называют авторов, с которыми познакомились в начале 4 класса.( Генрих Сапгир, Евгений Велтистов, Юнна Мориц и др.)

Дети читают ФИО

Чтобы читать его произведения

Дети высказывают свои гипотезы : он был очень хорошим человеком, умным, храбрым, писал для детей.

Дети отвечают : Мы бы хотели прочитать произведения Шишкова, научится лучше читать и т.д.

Дети работают со словами в парах, по рядам. После чего объясняют значение слов и показывают знаки согласия и несогласия.

- Да. Это шуточное, озорное весёлое стихотворение.

Автор

Читают строки из стих-ния.

Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, обычно вымысел, выдумка

- Не надо быть упрямым, надо слушать родителей

К детям

При желании можно исправить свои недостатки

- Простые, понятные, легко читать, везде говорится о воспитание детей, каким нужно быть ребёнку

Дети высказывают свои мнения.

Дети заполняют листы рефлексии

Записывают ДЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Стихи о маме"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 1-м классе по теме "Стихи о маме"Учебник - Ефросининой, УМК "Начальная школа XXI века"Класс - 1-ыйРаздел: «Учимся уму-разуму»Изучаемые н...

Конспект урока литературного чтения :"Образ крестьянских детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:"Образ детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова""Мужичок с ноготок" система Л.В. Занкова...

Конспект урока литературного чтения. УМК "Перспектива 2 класс.Тема. Н. Носов "На горке". Рассказы о детях. Мы идем в библиотеку.

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса УМК "Перспектива" (Второй урок раздела "Мои друзья". Коспект урока составлен с применением структур сингапурского обучения....

Конспект урока литературного чтения, 2 класс, "По страницам детских журналов".

УМК "Перспективная начальная школа" (ПНШ).Тема: "По страницам детских журналов"Класс: 2 класс....

Конспект урока литературного чтения Тема: Б. Заходер «Что такое стихи» УМК "Перспектива"

Конспект урока литературного чтения Тема: Б. Заходер «Что такое стихи» Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Б.Заходера; формирование умения формулировать тему урока на о...