Нарушения познавательной деятельности у детей с задержками психического, речевого развития (ЗПР, ЗРР) и тяжёлыми нарушениями речи.
статья (логопедия) по теме

Астахова Наталья Юрьевна

Рекомендации родителям,имеющим детей с нарушениями познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuyte.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                Уважаемые коллеги, учителя-логопеды и дефектологи!

       

         Хочу  поделиться своим опытом работы в области  логопедии.

          Я работаю учителем-логопедом   в  логопедическом пункте Комитета по образованию Каширского района Московской области, 10 лет участвую в работе районной ПМПК по отбору детей в логопедические группы дошкольных учреждений и 3-й год принимаю участие в работе школьной ПМПК.  С сожалением приходится констатировать  тот факт, что в  последнее  время  контингент  общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый  класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в психическом и речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Печально и то обстоятельство, что  в 1 класс массовой  школы попадает и значительная часть умственно отсталых  детей и лишь после годичного безуспешного обучения  там  эти дети направляются  через психолого-медико-педагогические  комиссии в специальные вспомогательные школы. Однако значительную часть неуспевающих школьников составляют дети с задержкой психического развития.

           Опыт общения с родителями  этого контингента  детей показывает, что их отношение к психическим и речевым проблемам детей неоднозначно. Поэтому особое значение приобретает необходимость проведения родительских собраний с целью  получения знаний родителями в области дефектологии и коррекционной педагогики для оказания своим  детям своевременной помощи, как со стороны специалистов,  так и самими родителями.

Из своего опыта работы хочу предложить вам доклад об особенностях развития детей  с задержками психического, речевого развития и тяжёлыми нарушениями речи, который я прочитала родителям, имеющих  детей данной категории и посещающим  в Каширском районе  специальную группу коррекционного детского дома.

 

                                Нарушения познавательной деятельности  

         у детей с задержками психического,  речевого развития (ЗПР, ЗРР)

                                 и     тяжёлыми нарушениями речи

     Уже давно было замечено, что ряд вредоносных факторов может обусловить нарушение  темпа развития ребёнка.

     Термины задержки психического и речевого развития – «ЗПР и ЗРР» - в  качестве  речевых диагнозов получили достаточно широкое практическое распространение. При этом диагнозы задержек психического и речевого развития становятся более уместными к детям раннего возраста ( до 5 лет), когда имеется надежда на доразвитие систем, замедляющих созревание психики и речевой функции естественным путём. Подразумевается, что дети с ЗПР и ЗРР будут осваивать необходимые когнитивные (познавательные) и речевые навыки так же, как и нормальные, только в более поздние и в более сжатые сроки. Таким детям для  развития предлагается, как правило, больший объём стимулов, чем нормальным детям, т.е. с детьми нужно много говорить, побуждать их к ответам, вопросам , много читать, рассказывать интересные истории, учить много стихотворений, необходимо на занятиях  предъявлять таким детям больше наглядного материала (предметные и сюжетные картинки), объяснять назначения реальных предметов, явления окружающей действительности, тренировать устную речь различными упражнениями и пр..  Подаются  они  в  утрированно  выразительной форм е. Расчёт при этом делается на спонтанные механизмы, аналогичные  тем, которые  обеспечивают развитие здорового ребёнка. При обучении детей основной расчёт делается на активизацию мыслительных процессов.

     Категория детей с тяжёлыми речевыми расстройствами достаточно  полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое определяет часто неготовность этих детей к обучению в условиях массовой школы.

     Речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико-фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с недоразвитием фонематического анализа (недостаточно чёткое различение звуков на слух), в связи с чем дети испытывают выраженные трудности  в усвоении навыков чтения и письма.

     В педагогике дети с ЗПР в основном выявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В школе они составляют группы неуспевающих учеников, которые имеют «специфические  трудности обучении», «медленно обучаются» и т.п.

     Причиной отставания этого контингента детей наиболее часто бывают:

  1. педагогическая запущенность;
  2. функциональная незрелость центральной нервной системы;
  3. органическое поражение  центральной нервной системы.

       При педагогической   запущенности может вовсе отсутствовать повреждение мозга, уступая место неблагоприятным социальным факторам.

       Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям со стороны близких родственников. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое (телесное) и психическое развитие ребёнка. Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребёнка, его эмоционально-волевой сферы и личности. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны неблагоприятными формами семейного воспитания (гипоопека, гиперопека, противоречивое воспитание), социальной и эмоциональной депривацией, т.е. дефицитом внимания к ребёнку со стороны близких родственников и, прежде всего, матери, когда отношение к ребёнку

поверхностно, а нередко и неадекватно. При неправильном семейном воспитании и при неправильно организованном обучении детей с проблемами в развитии изменяется личность ребёнка: особенностями такой личности является пониженный фон настроения, астенические черты (повышенная утомляемость, истощение, неспособность к длительному умственному и физическому напряжению), тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, лёгкость возникновения страха.

      Однако в адрес этих детей со стороны специалистов в области дефектологии высказывается самый оптимистический прогноз относительно компенсации дефектов психического развития.

      У  детей с другими формами задержек психического развития при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная утомляемость, истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

      Недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди характерных нервно-психических нарушений наибольшее значение имеют следующие:

      гипертензионно-гидроцефальный синдром – синдром повышенного внутричерепного давления, который проявляется  в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности  и поведения детей, а также в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Эти дети плохо переносят жару,  духоту, езду на транспорте, иногда жалуются на головные боли и головокружения.

     Кроме того, для многих из них характерен церебрастенический синдром, который проявляется в виде повышенной  нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти.

      В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства, в других – с проявлениями заторможенности, вялости, пассивности.

      У многих детей с тяжёлыми нарушениями речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно нерезко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и моно- парезами (неполный паралич мышц одной половины тела или одной конечности), нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук.

      При обследовании детей дошкольного возраста с нарушениями речи особенно важно выделить тех, у которых речевые расстройства сочетаются с выраженными нарушениями внимания и гиперактивным поведением, так как они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму.

      Выявляются дети группы риска по специфическим нарушениям письменной речи по следующим основным критериям (по данным Американской психиатрической Ассоциации,1987г.):

  1. излишняя двигательная активность: ребёнок  производит множество движений ногами, руками или вертится на месте;
  2. не может длительное время сидеть спокойно по инструкции взрослого;
  3. легко выводится из равновесия внешними стимулами;
  4. нетерпелив и легко возбудим в играх со сверстниками. особенно испытывает трудности в ожидании своей очереди в игре;
  5. часто начинает отвечать на вопросы, не дослушав их до конца;
  6. с трудом подчиняется инструкциям при отсутствии при этом негативизма;
  7. с трудом сохраняет внимание при выполнении игровых заданий;
  8. «не умеет» играть и говорить тихо;
  9. часто прерывает других или вторгается  в игры других детей.

      Среди причин, обуславливающих нарушения внимания, трудности поведения  и с началом обучения проявления  дислексии и дисграфии, большое место отводится как остаточным проявлениям органического поражения центральной нервной системы – лёгкой мозговой дисфункции, так и генетическим факторам. Описаны семейные формы дислексии.  

      В настоящее время изучение причин нарушений чтения  проводится во взаимосвязи с нарушениями внимания и гиперактивного  поведения. При этом особенно подчёркивается роль ранней диагностики с предсказанием трудностей чтения. Разрабатываются специальные методики, имеющие целью предупреждение специфических трудностей при обучении чтению и письму.

      В отечественной логопедии осуществлялся комплексный подход к предупреждению, диагностике и коррекции дислексии.

      Среди основных психологических механизмов нарушений чтения  выделяются  

такие  как:

  1. несформированность зрительного анализа и синтеза;
  2.  недостаточность пространственных представлений;
  3. нарушения фонематического восприятия;
  4. нарушения фонематического анализа и синтеза;
  5. недоразвития лексико-грамматического строя речи.

      Отечественные специалисты в области дефектологии во всех случаях степень и вид нарушений чтения и письма соотносят с состоянием устной речи ребёнка. Большое место отводится профилактике нарушений чтения и письма особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития. С этой целью проводится работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

      Особое большое внимание уделяется формированию фонематического анализа и синтеза: чётко различать на слух свистящие – шипящие звуки; звонкие – глухие; твёрдые – мягкие; не пропускать гласные или согласные  буквы на письме и пр.

      Большое место в коррекционной работе по предупреждению оптической (зрительной) дислексии и дисграфии уделяется специальным упражнениям над уточнением и различением  оптических  образов букв.

      В последнее время в литературе появляется всё больше работ, содержащих вывод о  том, что начало обучения  чтению разных детей должно быть разным. Одних следует учить традиционным (аналитическим ) способом, т .е через запоминание букв и складывание их в слова, а других – читать целые слова, даже не освоив как следует букв. Удивительным образом часть детей запоминает эти слова и достаточно бегло читает, подключая механизм догадки. Если же эту часть детей учит читать аналитически, они нередко получают отвращение к этому виду деятельности  вообще. Может быть, поэтому теперь среди детей много нечитающих. Для ответа на вопрос    

 о различии в дебюте обучения чтению придётся обратиться к проблеме леворукости или, иначе левшества. У детей-левшей чаще могут наблюдаться специфические трудности в усвоении письменной речи.

       Лейтмотивом выводов отечественных дефектологов является положение: задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребёнка и по принципу  «чем раньше, тем лучше».

                                           

                                            Список используемой литературы.

  1. Визель Т.Г.  Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига,  2005.
  2. Визель Т.Г.  Нарушения чтения и пистма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. – М.:  АСТ:  Астрель: Транзиткнига,  2005.
  3. Мастюкова Е.М.  Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст:  Советы педагогам и родителям по подготовке к  обучению детей с особыми проблемами в развитии.

      – М.:  Гуманит. изд. центр   ВЛАДОС,   1997.

      4.   Понятийно-терминологический словарь логопеда . Под ред. В.И. Селиверстова.

            М:    Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,  1997.

5.   С.С.Степанов; Под ред. Б.Н.Пузанова.  Дефектология. Словарь-справочник. – М.:              

      ТЦ     Сфера,  2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности детей с нарушением слуха во внеурочное время.

Материал представляет собой рекомендации по активизации познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей во внеурочное время....

Развитие познавательной деятельности детей на уроке окружающего мира

В настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправле...

Особенности организации деятельности детей с задержкой психического развития

Причины задержки психического развития. Организация деятельности детей в детском саду...

Диагностика познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития(по Карповой)

Диагностика познавательной деятельности учащихсяс задержкой психического развития (по Карповой)...

Доклад "Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках русского языка"

Методическая разработка представляет материалы для организации познавательной деятельности на уроках Русского языка детей с ОВЗ. Форма представления материала- авторская статья, которая может быть исп...

«Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»

Познавательная  активность  школьников с ограниченными возможностями здоровья  в большинстве случаев сама по  себе  не  возникает,...

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности»

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие и коррекция нарушений познавательной деятельности» 1-4 классы разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основн...