Буклет "Мой особый ребенок"
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Бучнева Наталия Дмитриевна

В этом буклете вы найдете информацию о том, какие же признаки еще свидетельствуют о возможных проблемах с речью? Упражнения для развития фонематического слуха построены поэтапно от простого к сложному. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet._moy_osobyy_rebenok.docx103.04 КБ

Предварительный просмотр:

  Специалисты утверждают, что речевые нарушения можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка. В первую очередь на это указывает монотонный слабый крик малыша. 

Какие же признаки еще свидетельствуют о возможных проблемах с речью? 

  • К концу 1 месяца - криком не выражает свое неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте. 
  • К концу 4 месяца - не улыбается, когда с ним разговаривают. 
  • К концу 5 - не произносит отдельных звуков или слогов, не стремится отыскать взглядом те предметы, на которые указывают взрослые («Где свет?»). 
  • К концу 7 - не стремится обратить на себя внимание, издавая определенные звуки. 
  • К концу 9 - не появились слова, которые состоят из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «дай-дай» и т.п.). 
  • К концу 10 - малыш не владеет восьмью слогами или звукосочетаниями, не машет отрицательно головой, не отвечает движениями руки на прощание. 
  • К концу 12 - не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований («Дай мишку!» и т.д.).

  • К концу 15- не употребляет осмысленно слова «мама», «папа». 
  • К концу 19 - не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые. 
  • К концу 29 - не понимает значения слов «большой — маленький». 

Если у ребенка возникают данные проблемы, то у него возможны нарушения речевого развития. Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов: 

  • отоларинголога (проверит слух ребенка); 
  • невропатолога (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т.ч. речевых центров коры головного мозга); 
  • детского психолога, дефектолога или психиатра (для определения состояния невербального интеллекта); 
  • учителя-логопеда (для окончательного диагностирования).

 «Мой особый ребенок»

http://mdou25.ucoz.ru/ltnb.jpg

Подготовила:
учитель начальных классов
Бучнева Наталия

           Несложная система игр позволит на раннем этапе помочь ребенку овладеть родным языком, если же проблемы с речью уже появились, развитие фонематического слуха будет первым этапом на пути его преодоления.

            Упражнения для развития фонематического слуха построены поэтапно от простого к сложному. Выявив,  на каком уровне ребенок перестает справляться с заданиеми, начинайте с этого уровня.

             Первый уровень  узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

 - Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что в нутрии.

 - Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть малыш закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

                       Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.

 - Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

 - Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – малыш сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

              Третий уровень  различение сходных между собой по звучанию слов.

 - Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

- Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

             

 Четвертый уровень – различение слогов.

 - Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.

- Игра «Услышишь лишнее-хлопни». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

             Пятый уровень  различение звуков. Ребенку надо объяснить, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

 - Игра «Кто это?» Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

- Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (а-у-И…)

             Шестой уровень- освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

 - Игра «Сколько звуков». Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.

 - Игра «Услышь слово». Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока "Альтернативное чтение" для 2 класса "Особый ребенок"

Данный урок был проведен в декабре 2012 года на районный уровень.  Обучение данного класса происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баря...

Библиотека «Особый ребенок»

Подборка литературы по лечебной педагогике, психологии и логопедии....

Родительское собрание на тему «Особый ребенок в семье».

Цель: выявить актуальные формы работы родителей с детьми в семье.Задача:-Решать проблемы семьи ребенка с ООП.-Планировать формы взаимодействия с родителями.-Формировать желание родителей понять пробле...

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. ...

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке «Все профессии нужны, все профессии важны».5 класс Особый ребенок

Тип урока: комбинированный   Цель: уточнить, расширить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи:Образовательные- сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельн...

Дидактический материал к занятию по теме: «Правила дорожного движения» для 1 – 4 классов «Особый ребенок»

Дидактический материал в виде сказки может быть полезен при изучении темы "Правила дорожного  движения"  в 1-4 классах "Особый ребенок". В доступной форме знакомит учащихся с видами пешеходн...

Дидактический материал к занятию по теме "Правила дорожного движения" для учащихся 1-4 классов "Особый ребенок"

Дидактический материал в форме сказки может быть полезен на занятиях по теме "Пожарная безопасность" в 1-4 классах "Особый ребенок". Вместе с любимым сказочным героем Чебурашкой дети узнают о причинах...