Дополнительная образовательная программа "Школа будущего певоклассника"
рабочая программа

Ленчук Наталья Геннадьевна

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,  которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progamma_shkola_budushchego_pervoklassnika_1.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 50

«Рассмотрено      

на заседании  методического                         объединения учителей начальных классов»

----------------2023 г.

Руководитель ШМО

------------Ленчук Н.Г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 50

__________ О.В. Пискунова

«___» ________ 2023 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Школа будущего ученика»

                               

                                                                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Школа будущего ученика»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Ленчук Н.Г.

Тельминова Л.Г.

Афонькина Н.С.

Маслова В.А.

Яковенко С.В.

4

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5

Задачи программы

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

логическую и символическую пропедевтику.

8

Сроки реализации программы

От 2023 года

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

формирование его готовности к систематическому обучению

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.      Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,  которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. 

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 Программа рассчитана на детей  6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста;
  • продолжительность обучения составляет 10 занятий ( апрель-  май)
  • наполняемость групп не более 15 человек;
  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут

 

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

  •  «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
  • «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
  • «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

  • .Развитие слухового и зрительного восприятия
  • .Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
  • .Развитие слуховой и зрительной памяти
  • .Развитие мышления и речи
  • .Развитие общей и мелкой моторики
  • .Совершенствование коммуникативных навыков
  • .Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
  • .Совершенствование навыков монологической речи
  • .Совершенствование навыков диалогической речи
  • .Развитие мимики и пантомимики
  • .Развитие фантазии и воображения
  • .Развитие способностей к глубокому образному мышлению
  • .Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
  • .Развитие творческих способностей
  • .Формирование эмоционально-волевой сферы
  • .Формирование этических представлений
  • .Повышение уверенности в себе
  • .Научить принимать решения

                                                         

                                            План занятий

  1. «Занимательная математика»-10 часов
  2. «Основы грамоты»-10 часов
  3. «Умелые ручки»-10 часов

Тематический план занятий

 курса «Занимательная математика»

       №п\п                         тема занятия                                             цель занятия

1

счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

В и  выражать в речи признаки сходства и различия  отдельных предметов и совокупностей;

2

измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

          Объединять группы предметов,

Выд  ус танавливать взаимосвязь между

частью и целым;

3

представления об элементарных геометрических фигурах

Знать  названия геом. фигур и уметь их отличать

4

ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное  ориентирование по клеткам

5

Установление последовательности событий.  Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени

6

Сра Сравнение количества предметов

         на наглядной основе

Соотношение количества предметов  между двумя группами

7

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет

8

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу

9

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами

10

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества

Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»

1

А у нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки

2

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

3

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

4

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

5

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

6

Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

Развитие пространственного представления на линованной бумаге

7

Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

8

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

       Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

9

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

10

СЛОВО. СЕМЬЯ

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

 Тематический план занятий

«Умелые ручки»

1

Аппликация « Павлин»

Умение правильно держать ножницы,

обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

2

«радуга над полянкой», «бабочка»

Использование красок ,технику складывания листа пополам

3

Оригами «Лебедь»

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

4

Раскрашивание  шаблона «Яйцо»

Знакомство с техникой росписи на бумаге.

5

Аппликация по шаблону «Грибок»

 работа по шаблону и образцу

6

Конструирование  «Домик у  дороги»

Аппликация из геометрических фигур

7

Рисование  «Дерево»

Знакомство  с техникой «по-мокрому листу»

8

Рисование Медвежонка на поляне

 Развитие творческой инициативы

9

Мозаика «Кораблик»

Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

10

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе

Литература:

  1. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа,2020,  № 4 - с.4-6
  2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 2020г., № 4 -  с.11-19
  3. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 2019
  4. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -  89с.
  5. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 20011 -  208с.
  6.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.
  7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки  - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2010– 187с.
  8. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
  9.  Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
  10. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
  11. Дубровина Н.В., Акимова  и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение,2011 - 303с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"

Эта программа является программой подготовки будущих первоклассников. Основной целью программы является развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности обеспечивающие усп...

Анкета для родителей будущих певоклассников

Анкета заполняется родителями на ознакомительном собрании в мае...

Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника».

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника" с УУД....

Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника»

Цель  программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у  ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью е...

Дополнительная образовательная программа Школы будущего первоклассника

Школа будущего первоклассника проводится по субботам. Программа составлена с учётом возрастных особенностей дошкольников и условий даннной школы. Однвременно организуется родительский лекторий....

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего ученика"

Данная программа, в первую очередь, предназначена для учителей начальных классов, набирающих первый класс.Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, прак...