ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (4 класс)

ГУБАЙДУЛЛИНА АЛМАЗИЯ ФАРИДОВНА

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ  РАБОТЫ  С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gubaydullina_a.f.1.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

А.Ф.Губайдуллина,

учитель начальных классов МБОУ «Шапшинская СОШ Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ  РАБОТЫ  С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                                             

  Каждый ребенок  талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос.

    Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии не востребованности.    

    В моем классе одновременно учатся дети с разным уровнем интеллектуального развития и разным  уровнем готовности к обучению. Есть, конечно, и одарённые дети.  Поэтому передо мной появилась проблема создания таких условий, которые будут обеспечивать  выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей.

  Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности: 

 Предметные кружки.

   Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются предметные кружки. В моей практике используется  программа по работе с одарёнными детьми «Умники и умницы», в которой работа в 1 классе направлена на выявление математически одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности.

Со второго по четвёртый класс занятия идут согласно тематическому планированию, в котором акцент ставится на развитие и формирование логической грамотности. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование математического мышления. Логические упражнения позволяют детям усвоить правильные суждения, выполнять различные виды анализа, учат устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

Научно-практические конференции.

Научно-практическая конференция младших школьников - важный этап приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. Участие в конференции позволяет ребятам попробовать себя в качестве исследователей, сделать свои пусть маленькие, но настоящие открытия. Но, конечно, в силу возраста младшеклассники еще не могут со всеми этапами работы справиться самостоятельно. Им необходима грамотная и систематическая помощь учителя и родителей. Ежегодно обучающиеся класса участвуют со своими работами как на школьном этапе , так и на муниципальном и республиканском уровне. Участие в НПК дает ребенку просто неоценимый опыт исследования, а также публичного выступления. 

Олимпиады и конкурсы.

Олимпиады – это радость интеллектуальных соревнований и возможность испытать свои знания по школьным предметам.

 Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Особое внимание я уделяю подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам. Ежегодно проводятся предметные олимпиады среди учеников начальных классов школы. Начиная с 1 класса, дети принимают участие в разных олимпиадах, конкурсах, викторинах, не только в школе, но и в районе и республике. Очень много призеров и победителей в онлайн олимпиадах федерального и международного уровня.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.

И всё же, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

Список литературы:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /Под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Mетоды и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе

Mетоды и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе...

«Апробация инновационных форм работы с одарёнными детьми в начальной школе».

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических - особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными уч...