"Применение метода ассоциаций в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"
статья

Старцева Анастасия Сергеевна

Прием метода ассациаций на занятиях способствует развитию творческой активности и логического мышления обучающихся, совершенствует механизмы запоминания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metod_assotsiatsiy.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

А.С. Старцева

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №85", г. Кемерово

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по выявлению, предупреждению, устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (ДТП), в которых погибают, получают травмы дети.

Практика показывает, что традиционные формы работы не достигают желаемых результатов, если теоретический материал не закрепляется на практике. Только непосредственное участие детей в событиях и действиях, побуждает к обдумыванию ситуаций, заставляет почувствовать причастность к происходящему и способствует формированию у них основ правильного и безопасного поведения на улице и дорогах.

Педагоги занимаются поиском нетрадиционных форм, методов и приемов обучения. Таким методом является метод ассоциаций. Ассоциация – связь между отдельными фактами, событиями, предметами, явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти [1]. Ассоциация - это связывание чего-то с чем-то между собой. Например, если представить новый год, то всплывут образы наряженной елки, деда мороза и снегурочки и т. д.

Психологи различают следующие виды ассоциаций:

1. По смежности.

В данном виде ассоциации близки друг другу. Если сказать слово «пешеходный», то в нашем сознание возникнет продолжение — «переход». Сознание человека ассоциирует машину с дорогой, а пассажира с автобусом.

2. Группа по контрасту.

Ассоциация данного вида предполагает противоположное значение слову. Например, выражение «красный сигнал светофора» вызывает противоположное значение — «зеленый сигнал светофора». Побочные сравнения рождают интересные ассоциации, например, пешеходный переход и животное зебра.

3. По смыслу.

Ассоциация данного вида образуются в результате сравнения и анализа. Подобные взаимосвязи чисто индивидуальные, но есть широко распространённые образы. Например, дорожный знак «дети» вызывает ассоциацию с детьми, нарушающими правила дорожного движения и перебегающими дорогу в неположенном месте.

4. Причинно-следственные связи.

Ассоциации данного вида воспроизводит последствия происходящего. Например, дорожно-транспортное происшествие – травма, боль [2].

Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у ребенка, такие ассоциации и будут более свойственны ему. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать или прослушать, а кому-то легче построить ассоциативную связь с новым материалом.

Чтобы ассоциация была успешной, работу нужно строить по следующим принципам:

1. Необычность.

Банальнее и скучные ассоциации не эффективны. Чем абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Лучше, если ассоциации будут комичными и невероятными. Наша память запоминает все самое необычное и яркое.

Попробуем, например, связать слово «пешеход» и словосочетание «пешеходный переход». Связь подобно «школьник идет по пешеходному переходу» банальна и не интересна. А вот если кролик-Крош переходит по плавающим белым полоскам в костюме человека-паука, то данная связь не должна смущать, такое запоминается лучше всего.

Для взрослых ассоциации кажутся бредом, но взрослые должны помнить, что только таким образом наиболее интересно воспринимается информация детьми.

2. Визуализация.

Готовую ассоциацию нужно представить, оживить и нарисовать зрительную картинку. Необходимо закрепить в памяти придуманную связь в виде мультфильма или отрывка из кинофильма. Закрыв глаза, нужно представить то, что придумали, а в дальнейшем, воспроизвести это на бумаге.

3. Преувеличение.

Неестественные размеры (гораздо больше или наоборот меньше, или даже микроскопические или гигантские) предметов, участников придуманной ассоциации гораздо прочнее сохранятся в памяти. Тот же кролик-Крош стоит у пешеходного перехода в очень увеличенном размере и наблюдает за приближением автомобиля-лилипута в виде слона на колесиках.

4. Оживление.

Заставьте предметы, объекты, участников вашей ассоциации двигаться. Движение поможет ярче и живее представить сюжет, а если они будут выполнять действия не свойственные им (красные сигнал светофора поет про «красную песенку», а белые полоски при нарушении перехода проезжей части начинают кусать пешехода ка животное из Африки, то запоминание будет наиболее эффективным). Проигрывать придуманную ассоциацию придуманную ассоциацию лучше в условиях приближенным к реальности, то есть на игровом перекрестке с разметкой «пешеходный переход» проиграть ситуацию (предварительно изготовив атрибуты: уши кролика, нарисовать слона на колесиках и т. д.) [3].

Для усиления проигрывания ассоциации можно использовать музыкальное сопровождение, в соответствии с эмоциональной окраской воспроизводимой ситуации. Например, при проигрывании ассоциации на нарушение правил дорожного движения и перехода дороги на красный сигнал светофора, можно использовать звуки аварии, трагичную и тревожную музыку, при переходе на зеленый сигнал светофора – веселую композицию, вызывающую положительные эмоции и т. д.

А также, усилением может послужить цветовое сопровождение. Когда Крош переходит на зеленый сигнал пешеходного светофора, запускаем фоновые картинки на мониторе или интерактивной доске города, улиц, дорог, машин в цветах, вызывающих нужную реакцию (зеленый – действие, твердость, устойчивость. Желтый – привлечение внимание, оптимистичный и дружелюбный. Синий – спокойствие, удовлетворенность).

Этот метод предполагает, прежде всего, опору на личный опыт учащегося, то есть каждый участник должен придумать свою ассоциацию близкую именно ему. Связь между действиями участников дорожного движения с одной стороны, придуманной ассоциации с другой стороны, позволяет при актуализации первого появляться второму компоненту. Следовательно, когда ребенок подойдет к дороге, вспомнит картинку, музыку, песню или предмет определенного цвета, кадр из придуманного и проигрываемого ранее мультфильма, то мысленно перенесется в уже ранее пережитую игровую обстановку, связанную с определенными эмоциями и переживаниями. И тогда он примет правильное решение при переходе через проезжую часть.

Выработать навык на одном занятии невозможно, потребуется больше времени для систематизации. У взрослых возникают трудности при создании ассоциаций, легко с этой задачей справляются дети.

Связывать между собой слова, действия, предметы полезно не только для развития памяти, но и для развития творческих способностей. Поэтому не пожалейте времени и уделите этому занятию побольше внимания.

1. Метод ассоциативных цепочек. [Электронный ресурс] // https://vit-vladimir.ru/metod-associativnyh-cepochek-metod-posledovatelnyh-associacii/ (дата обращения: 3.10.2022).

2. Развитие ассоциативного мышления [Электронный ресурс]  // https://newgoal.ru/razvitie-associativnogo-myshleniya/ (дата обращения: 3.10.2022).

3. Тренировка памяти. Метод ассоциаций. [Электронный ресурс]  // https://www.b17.ru/blog/72973/ (дата обращения: 3.10.2022).


ЗАЯВКА

на участие в Международной научно-практической конференции

«Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы»

(27 октября 2022 года)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №85", г. Кемерово

(МАОУ «СОШ №85»)

Ф.И.О. участника НПК (полное)

Должность

Форма участия

Тема выступления/название статьи

Оригинальность текста (только для публикаций)

Необходимость сертификата

1

Старцева Анастасия Сергеевна

Педагог дополнительного образования

Выступление с докладом

Метод ассоциаций в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

87%

сертификат

Исп.: Старцева А.С., пдо, тел. для связи: 8-904-962-08-38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

   Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий я...

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста.

В данной методической разработке отражена система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста, определены основные направления работы в этом ...

Описание работы по профилактики детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения в ГБОУ

В материале описывается работа проводимая в гимназии   по профилактики детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения. Надеюсь будет вам полезна. Мтериал является ...

план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

план работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма...

Научно – исследовательская работа по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма

Научно- исследовательская работа учителя "Роль учителя и родителей в безопасном поведении на дорогах"...

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Внедрение Примерной программы внеклассных занятий «Дорожная азбука»

Дорожное движение стало одним из неотъемлемых частей современной цивилизации. Автомобильный транспорт изменил облик земли, воплотив в себе мощное проявление научно-технического прогресса и в значитель...