Использование ТРИЗ технологии для развития речи дошкольников.
методическая разработка

Федоренко Татьяна Николаевна

Текстовый материал для  проведения деятельности с детьми по развитию речи, с использованием технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_vystuplenie_20.04.22g.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29 «Сибирячок»

«Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»

Подготовила:

Федоренко Т.Н.

г.Зеленогорск, 2022г.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его мышления.

В связи с этим для речевого развития детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель - фантаст, организатор и преподаватель –Генрих Саулович Альтшуллер. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

ТРИЗ в детском саду выглядит так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением
   

Цель ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Основная задача ТРИЗ - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного получения информации, что возможно через поисковую информацию, через организованное коллективное рассуждение, через игры. Преимущества ТРИЗ:

*развивает фантазию, воображение у детей; *вселяет уверенность в своих силах;

*не требует больших затрат времени;

*можно использовать в традиционной системе обучения.

Методы технологии ТРИЗ:

*обучение детей творческому рассказыванию по картине;

*работа с противоречием;

*обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок; *обучение детей созданию образных характеристик объектов;

*обучение детей сочинительству и словотворчеству;

*обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Обучение детей творческому рассказыванию по картине

При рассматривании картины используются следующие методические приёмы:

*Игровая мотивация « Волшебная картина»

*Игра «Подзорная труба»

*Игра «Фотографирование»

*Игра «Вхождение в картину»

*Игра «Живые картинки»

*Игра «Превращение в объект на

картине»

Работа с противоречием

Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший или плохой(фильм кому-то нравится, а кому то нет), большой и маленький(сосулька сначала маленькая, а потом большая), крепкий и некрепкий(одна спичка некрепкая, легко ломается, а много сломать трудно, они крепкие.

Решаем противоречие при помощи игр:

 *«Скажи об одном предмете много»

*«Если бы ты попал в сказку…»

*«Волшебная палочка- уменьшалка или

увеличивалка»

 *«А что, если…»

Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супер машинка, которая может ездить на трех колесах? 

Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок

Этапы работы с серией картинок:

*Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета

*Составлять краткий связный рассказ сюжета

 *Осознавать и озвучивать правила

составления серии картинок

Обучение детей созданию образных характеристик объекта

Технология обучению детей составлению сравнений:

 *Называется какой либо объект

 *Обозначается его признак

 *Определяется значение этого признака

 *Данное значение сравнивается со значением признака в другом объекте

Например: цыплёнок такой же жёлтый(значение признака) по цвету(признак) как солнце.

Технология обучения детей составлению загадок

*Какой? Жёлтый, но не лимон

*Что делает? Шипящий, но не вулкан

*На что похоже? Круглый, но не мяч

*Что бывает таким же? Самовар

Обучение детей словотворчеству и сочинительству

В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения:

*«Складные картинки» - учить подбирать с изображениями предметов, названия которых рифмуются(коза-стрекоза, подушка-лягушка)

*«Придумай рифмованные строчки»(жил – был кто-то….и был похож на что-то)

*«Придумай рифмованное слово» (белка – грелка)

Составление сказок с помощью метода «Каталога»

Цель: научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять связный сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя(положительный и отрицательный),имеющие свои цели, их друзья, помогающие эти цели достигнуть, определённое место.

Алгоритм:

*Группе детей предлагается сочинить сказку с помощью картинки или игрушки

*Задаётся вопрос, ответ на который находится в шкатулке (достаётся игрушка)

*Ответы детей собираются в единую сюжетную линию

 *Дети придумывают название сказки

*Дети пересказывают сказку

 «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев.

 Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Бабушка злая, а волк добрый», «Лиса добрая, заяц не пустил её в свой дом», «Дед злой, курочка не отдала свое яйцо»

Друдлы (игры)

Цель: Развитие, гибкости мышления,   воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Кому подходят друдлы? 

Детям от 4 лет, взрослым.

Где можно использовать друдлы в детском саду ?

в организованной образовательной деятельности.

в совместной деятельности педагога с детьми.

в самостоятельной деятельности.

Как использовать друдлы в работе с дошкольниками?
Технология Друдлы подходит для использования в  работе с разными детьми, как с одаренными, так и с задержкой психического развития.  

Этапы обучения
1.  «Дорисуй геометрическую фигуру»
Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это превращения во что-либо геометрических фигур. Но  нужно придумать как можно больше вариантов.

2. «Что за зверь?»
Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т.д., можно использовать тематические наборы)? Сузив область поисков,  мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами  и фантазии ребенка продолжаются.

3.  «Дорисуй картинку». 

 Перед ребёнком лежит лист с друдлом.  Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?»   данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

4. «Придумай и нарисуй друдл» 

Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.


Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии

Друдлы –одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Результат:

  •  Активизируется познавательная деятельность детей.
  • Развивается творческое мышление, воображение, связная речь.
  • Дети свободно овладевают умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам.
  • Создаются мотивационные установки на проявление творчества.
  • Развивается способность ребёнка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку, загадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Статья.«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

В статье изложен материал по использованию мнемотехники на занятиях по развитию речи,Статья будет полезна педагогам (логопедам, воспитателям),студентам, родителям желающим заняться развитием речи свое...

Проект "Развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий".

Новизна данного проекта в комплексном подходе для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников....

Использование ТРИЗ технологии при работе с дошкольниками в развитии речи на ГМО

Данная презентация поможет в использовании технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников....