Учебно – методические рекомендации по теме: «Развитие орфографической зоркости в начальной школе как залог грамотного письма»
учебно-методический материал

Кугришева Светлана Викторовна

Методические рекомендации посвящены  формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx48.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Алгатуйская средняя общеобразовательная школа»

Учебно – методические рекомендации

по теме: «Развитие орфографической зоркости в начальной школе

как залог грамотного письма»

Авторы:

учитель начальных классов

Григорьева О.А;

учитель начальных классов

Кугришева С.В.

Алгатуй, 2022

Содержание

#1055;ояснительная записка……………………………………………3

#1055;онятия «Орфографическая зоркость» и факторы

формирования ………………………............................................ 4

Виды упражнений 1 класс………………………… 5-6

Виды упражнений 2-4 классов……………………… 6-7

#1047;аключение……………………………………………………….. 8

4. Список литературы…………………………………………….. 9

Пояснительная записка

Предметная линия «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении, т. к. данное умение человек использует в дальнейшей повседневной жизни. В последние годы всё больше внимания уделяется грамотному правописанию: тотальные диктанты, этнографические диктанты. Писать грамотно – это модно!!!

Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Система видов упражнений и приёмов предложенная в данных методических рекомендациях вызвана следующими противоречиями:

1. Дети знают правило, приводят примеры, но при выполнении письменной работы допускают ошибки.

2. Повысились требования к уровню сформированности орфографической зоркости выпускника начальной школы и недостаточным программным объемом работы по ее формированию в 1-4 классах.

Цель: создать систему упражнений для развития орфографической зоркости.

Задачи:

1. Обобщить ранее накопленный опыт по развитию орфографической зоркости.

2. Систематизировать виды заданий по годам изучения тем в начальной школе.

3. Выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости.

Данные виды заданий предполагают совместную деятельность учителя и обучающихся всего класса, как в целом, так и индивидуально, тем самым охватывают всю аудиторию и позволяют осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Рекомендации составлены согласно требованиям ФГОС НОО к результатам деятельности обучающихся.

При подготовке к уроку учителю по своему усмотрению предстоит выбирать, какие упражнения лучше взять из учебника, а какие из методических рекомендаций.

Понятие «Орфографическая зоркость» и факторы формирования

Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии является орфограмма. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Это умение замечать орфограммы мы и называем орфографической зоркостью.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  • увидеть орфограмму в слове;
  • определить вид: проверяемая или нет если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
  • определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  • определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи;
  • решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
  • написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;

  • Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки;
  • Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
  • Развивать фонематический слух.
  • Обучать правильному списыванию текста.
  • Прививать интерес к чтению.
  • Привлекать внимание обучающихся к грамотному написанию слов на любом предмете.
  • Развивать словарный запас детей.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
1.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

2.Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3.Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4.Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.

У младших школьников следует формировать четыре собственно орфографических умения, а именно:

1) ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);

2)устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);

3)применять правило (верно, выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);

4)проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Виды упражнений для 1 класса

В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм. Планируемые результаты не требуют от обучающихся сформированного умения правописания. Цель работы в 1 классе: привлечь внимание детей к неоднозначному написанию и произношению.

Слуховой фактор.

Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого.

Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому с 1 класса необходимо вести работу по развитию фонематического слуха. Так, например, при формировании орфографической зоркости «Правописание безударной гласной в слове» можно выделить несколько этапов.(I и II этапы обучающиеся проходят в 1 классе)

I этап. Обучение постановке ударения.

II этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением.

Целесообразно ввести следующие игровые приёмы:

а) Игра «Поставь ударение»

Учитель предлагает детям прочитать слова и поставить ударение, где гласные в «сильной позиции. (см.Приложение 1).Данные слова можно использовать и при игре « Фотоглаз», а также при изучении темы «Правописание заглавной буквы в именах собственных».

б) Игра «Найди опасное место».

Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому нельзя доверять. А какому звуку нельзя доверять? Как его найти? (Надо определить есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место).

в) «Светофор».

Показать красный сигнал светофора, как только найдете в слове «опасное место».

г) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в котором обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатывается способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности». Умение увидеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове. Это уже начало обучения самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их красными кружками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес.

д) «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши.

Чижи, ужи, ежи, стрижи

жирафы, мыши, и моржи,

машины, шины, камыши -

запомни слоги жи и ши.

е) «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Дети записывают составленные слова. Ставят ударение в словах, выделяют « опасное место»

Го - ( город, горох, гореть, горизонт)

И наоборот, можно дать конец слова, а обучающиеся придумывают начало.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начало откусили, из книжки в норку утащили.

…суда, …рёза, …сква.

Во 2 классе дети изучают очень важные орфограммы на уроках русского языка. Когда возникает опасность ошибочного письма, дети учатся решать орфографические задачи, т. е. начинают изучать правила. Среди них такие как безударные гласные в корне слова, парные согласные в конце и середине слова, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак. Каждая орфограмма требует практической отработки.

Наравне со слуховым фактором выступают зрительный и рукодвигательный факторы.

«Правописание безударной гласной в слове» продолжается и в последующих классах.

III этап. Отработка навыка определения места в слове орфограммы.

IV этап. Отработка умения проверять, безударную гласную.

Вводится понятие «корень», «однокоренные слова». Следует целенаправленно ввести упражнения на подбор однокореных слов, нахождение корня в словах, определение «сильной» или «слабой» позиции гласной в корне.

-Закончи предложения, употребив однокоренное слово. Спиши, выдели корень в однокоренных словах.

  • В голубятню принесли нового ….
  • Садовник ухаживает за ….
  • Лесник бережёт ….
  • В солонку насыпали ….
  • В кормушке был ….
  • Из конюшни вышел ….
  • Дворняжка стережет ….
  • Чужого котёнка выкормила наша ….
  • В небе летал известный ….
  • В столовой стоит большой круглый …

-Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:

Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
Свет, светлый, светит, цветной, просвет.

- Cогласен ли ты, что все слова родственные? Объясни своё мнение.

Горе, гора, гористый, горный.

Вода, водитель, водный, водяной.

Желток, желтеть, жёлтый, желтизна.

Упражнение «Выбери лишнее».

На доске записать слова, объединенные одной орфограммой, а одно слово лишнее, не подходящее под эту орфограмму. Учащиеся должны понять, какое слово лишнее и объяснить почему.(см. Приложение 2)

Активизируют работу перфокарты, начиная со 2 класса можно предложить все слова с безударной гласной, предварительно разделить их на три группы: существительные, прилагательные, глагол. (см. Приложение 3) Аналогично можно изготовить такие перфокарты и для других орфограмм. Работать с ними можно на любом этапе урока, если есть в этом необходимость, включать в игровые приёмы, а также с их помощью легко фиксировать ошибки ребенка.

Интересно организовать работу в парах можно с использованием орфографического лото. На карточки выписать на необходимую орфограмму слова по две пары: проверяемые и проверочные слова. Первый ученик называет слово так, как оно слышится, а второй должен назвать безударную гласную и проверочное слово. Затем обучающиеся меняются ролями. Таких карточек может быть от 2 до 5. (см. Приложение 4)

- Какографическое письмо, т. е написание с намеренно допущенными ошибками, также способствует развитию орфографической зоркости.

-Комментированное письмо с указанием орфограмм - один из сложных видов работы,

поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала предложить комментировать сильным учащимся, затем постепенно включаются и все остальные.

- Объяснительные и предупредительные диктанты.

-Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

- Выборочные списывания.

- Показ нужной орфограммы на карточках-сигналах.

- Письмо по памяти.

- Использование зрительных диктантов по методике И. Федоренко (см. Приложение 5)

- Использование зрительных диктантов для развития бокового зрения в 1,2 классах.

- Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха.

- Приём списывания соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо.

Алгоритм списывания может выглядеть так:

  1. Прочитай предложение так, как оно слышится.
  2. Прочитай предложение так, как оно записано.
  3. Повтори по памяти.
  4. Подчеркни орфограммы и « опасные» места.
  5. Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется.
  6. Пиши, проговаривая слова по слогам.
  7. Проверь (по книге, по записи на доске, по образцу).

Во 2, 3 и 4 классах проводится работа по отработке навыка проверки слов.

Для проведения самостоятельных и контрольных работ в 3-4 классах рекомендуем применять индивидуальные карточки с проведением самооценки.(см. Приложение 6)

Для коррекции ошибок, допущенных обучающимися во время письменных работ, эффективно использовать памятки. (см.Приложение 6)

Ещё один вид задания - проектная деятельность. После изучения правил, детям можно предложить создать проект по изученному правилу. Например: «Почему буква Ж не дружит с буквой Ы», «Сказка о том, как ЧА и ЩА подружились» ( см. Приложение 7)

Эффективно для запоминания правил использовать на уроках стишки – запоминалки. (см. Приложение 8)

Внимание развитию орфографической зоркости должно уделяться не только на уроках русского языка, но и носить межпредметный характер.

Заключение

На данный момент в практике существует достаточно много приёмов и упражнений на развитие орфографической зоркости. Только сам учитель, может определить какие виды заданий, упражнений, приёмов могут помочь обучающимся овладеть грамотным письмом. При этом необходимо помнить, чтобы сформировать данное умение, обучающиеся должны уверенно овладеть определёнными знаниями и умениями на каждом этапе формирования, которые мы указали выше. Одним из главных условий создания орфографической зоркости школьников является развитый фонематический слух, в ходе которого выполняется следующие условие: вооружение детей знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.

Мы выбрали для себя наиболее продуктивные виды работ, которые обеспечивают действительно развитие орфографической зоркости и которые используем на протяжении нескольких лет.

Методические рекомендации призваны помочь учителям начальных классов формировать у обучающихся предметные и метапредметные УУД, через формирование орфографических навыков, что, безусловно, является неотъемлемой частью учебного процесса.

Список литературы и интернет - ресурсы:

#1041;абайцева В.В. Тайны орфографической зоркости. // Русская словесность. – 2000 – №1 – С. 62-68.

#1041;акурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне // Нач. школа. –2002. – №2. – С.56-58

#1050;озина А.Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. 2014. №18. С.584-586

#1051;ьвов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990

5. Межонова Г.М. Как научить ребёнка грамотно писать // // Нач. школа. – 2003. – №7. – С.89 - 93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости обучающихся начальной школы"

Для обучения ребят грамотному письму очень важно проводить на уроках работу по развитию орфографической зоркости учащихся. В данном материале я поделилась методикой работы над данной темой....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы

Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....

развитие орфографической зоркости в начальной школе

Статья для учителей начальных классов...

Доклад на тему: «Развитие орфографической зоркости в начальных классах»

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографическог...

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы....

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»

В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развити...