Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.
статья по русскому языку по теме

Смирнова Галина Николаевна

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд1)

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
(Слайд2)

Почему наши дети так безграмотны?

. Во-первых, понижение уровня чтения, особенно самостоятельного. Статистика фиксирует в последние годы существенное снижение у детей читательского интереса.
Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение - одна из причин неблагополучия в правописании.
         Во-вторых, несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся.  Мотив “нужно” и “требует учитель” теперь не срабатывает, преподавание правописания неинтересно, система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных”.
        
Тем более, известно, что есть немало учащихся, хорошо знающих правила, умеющих их применять при выполнении орфографических упражнений и все-таки допускающих ошибки на те же правила при самостоятельном письме. Вместе с тем не так уж редко встречаются ученики, которые пишут достаточно грамотно, не зная никаких правил или не пользуясь ими.  Второй факт не укладывается в рамки привычных рациональных схем и обычно рассматривается как необъяснимый феномен "природной" грамотности. Однако следует отметить, , что ничего природного в "природной" грамотности нет. Она появляется только у детей, уже научившихся хорошо читать, много и охотно читающих. В 60-ых годах лаборатория РО (Репкин В.В., Репкина Г.В.) специально исследовала и установила, что эти две группы отличаются друг от друга способом чтения. Все они хорошо ориентируются в смысловой структуре текста, но у детей с высоким уровнем грамотности смысловая ориентировка сопровождается ориентировкой орфографической: в процессе чтения они выделяют сложные в орфографическом отношении слова и точно фиксируют особенности их написания. У детей с низкой грамотностью никаких признаков орфографической ориентировки в тексте не обнаружено.

Еще в 40-е годы видный нейропсихолог А.Р. Лурия установил, что письмо регулируется не зрительными образами или "механической" памятью руки, а работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая этого. (Слайд3)

Но если письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова, то для того, чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым, "орфографическим" прочтением. Необходимо, начиная с начальной школы:     -развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения;

-  ввести орфографическое проговаривание учащимися всех слов прежде, чем они будут написаны.  

Ученики повторяют орфографическое чтение учителя. Повторение за учителем не только не бесполезно, но имеет решающее значение при написании слова. Когда ребенок научится беспрепятственно повторять за учителем, он также легко начнет читать. Слова для прочтения даются в начальной форме. Когда же эти слова встречаются в другой форме, дети в них делают ошибки. Поэтому на втором этапе следует перейти на орфографическое проговаривание словосочетаний. Нужно уйти от текста, чтобы отвлечь внимание от содержания и приковывать его к слову, его звучанию и звуковой форме.

Предлоги, частицы, союзы надо произносить отдельно, как самостоятельные части речи. При орфографическом проговаривании слова надо произнести согласно написанию, четко выговаривая каждую букву, но не по слогам, а вместе. Если эти слова разбивать на слоги, то они разбиваются и плохо остаются в памяти. Значит, слово надо произносить четко, но слитно.

Для примера возьмем словосочетание сидит в накрахмаленном платье. (Слайд4)

 Первое слово надо произнести согласно написанию, четко выговаривая каждую букву. Дальше идет предлог в. Все предлоги, союзы, частицы произносятся как отдельные слова. Слово накрахмаленном имеет особенность для произношения: надо четко произнести два н, а не одно долгое н, как это положено по орфоэпическим правилам. В слове платье четко произносим на конце е. После троекратного повторения фразы за учителем дети успешно освоят особенности этой фразы.

Итак, чтение для ребенка может быть двойным: на слух без книги и чтение со слежением по книге. Все это на первом этапе. Когда идет чтение вслух за учителем здесь отрабатывается артикуляционная база, улучшается качество произношения, такое чтение ведет к общему развитию речевого процесса. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат. Постепенно орфографическое чтение автоматизируется.

Следующим этапом будет списывание. Очень важно, чтобы этот вид работы был соответствующим образом организован.

  • На первом этапе списывания ученик читает предложение целиком; естественно, что для восприятия смысла предложения важно прочитать его орфоэпически и повторяет его целиком, конечно же, так как мы говорим, не глядя при этом в текст.
  • Второй этап заключается в активной орфографической ориентировке, Для этого необходимо сначала прочитать его орфографически (то есть усилением слабых позиций). И затем опять-таки проговорить его орфографически, не глядя в текст.

 Эти два этапа являются как бы подготовительными, но, тем не менее важно понимать их огромную значимость для формирования орфографического навыка.

  • На третьем этапе (а это процесс записи) ребенку будет необходима самодиктовка вслух. (Слайд5)

Таким образом, алгоритм списывания выглядит так: (П.С. Жедек)

  • Внимательно прочитай предложение.
  • Повтори его не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в предложении все орфограммы.
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  • Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
  • Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Списывание нельзя вводить слишком рано, когда у ребенка нет никаких способов решения этой задачи. Если его не обучить этому, то он придумывает их самостоятельно, стихийно и неосознанно. Чаще всего они оказываются неполноценными и в таком виде осваиваются ребенком, быстро автоматизируясь и превращаясь в навык механического копирования текста по элементам (буквам, слогам, отдельными словами).Ребёнка необходимо научить записывать слово (предложение)опираясь на его послоговое проговаривание. Без такого умения все остальные правила списывания утрачивают всякий смысл. Между тем в условиях списывания, когда перед ребенком находится готовый графический образ слова, задача построения такого образа на основе проговаривания становится неактуальной и проговаривание подменяется копированием элементов заданного графического образца. Только в том случае, когда такой образец отсутствует и должен быть построен ребенком самостоятельно, то есть при записи текста под диктовку, послоговое проговаривание приобретает для ребенка реальный смысл.(Слайд6)

Орфографическое чтение, проговаривание и списывание по алгоритму – это та основа, на которой будет в дальнейшем обучении строиться орфографическая грамотность (орфографическая зоркость) учащихся.

Существуют различные подходы к решению орфографических проблем в школе. Однако все безоговорочно признают положение, согласно которому наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются, если вначале он складывается как действие полностью осознанное.

      Психологи и методисты заметили, что письмо на основе правил, избавляя пишущего от необходимости запомнить написание каждого отдельного слова, в то же время не обеспечивает понимания орфографической системы в целом, не раскрывает взаимосвязи между правилами, не создает предпосылок для самоконтроля в стандартных орфографических ситуациях. Для преодоления этих недостатков необходимо опереться в обучении на обобщение более высокого уровня, чем на те, которые содержатся в конкретных правилах правописания.(Слайд7)

Высший уровень обобщения в орфографии - понятие о ведущем принципе правописания. Непониманием основной закономерности письма, его ведущего принципа объясняют лингвисты тот факт, что “школьников заставляют учить огромное количество орфографических правил, не давая им путеводной нити, с помощью которой они смогли бы ориентироваться в этом лабиринте правил. Такой путеводной нитью является знание основного принципа нашей орфографии”(ОЗРП). (Слайд8)

      Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика. Кто может их объединить? Сама орфография, которая подчиняется строгим законам. Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в его сознании более или менее определенные группы, в соответствии с логикой языка, с законами самой русской орфографии. (Слайд9)

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.
1. Увидеть орфограмму в слове.
2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
(Слайд10)

. Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно ввожу термин « позиция». Сам термин нужно вводить во втором классе, однако подготовка к освоению понятия «позиция» как положение ( место) звука в слове в окружении соседей – других звуков – начинаю вводить с первого класса. Само слово позиция для ребенка не является трудным: он легко соотносит его со словом поза, вспоминает позиции, например в балете. Другое дело – сильная и слабая позиция. Это именно те понятия, которые способны сыграть объединяющую роль изучения орфографических правил в начальной школе.

Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.

Слово позиция помогает избежать многих описательных, длинных определений. Таких как : «ошибкоопасное место» или «место, где можно допустить ошибку».

Представление о лингвистической позиции ( без терминов) формируется у младшего школьника на основе семантики прилагательных сильных и слабых. (Слайд11)

Задание: Сильный и слабый.

  1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
  2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
  • Гласные буквы одинаковые.
  • Гласные звуки разные.
  1. Помоги слабому!
  • В слове кОт гласный под ударением – сильный.
  • В слове кОтенок гласный безударный – слабый.

Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

Во втором классе ввожу термин «сильная позиция», « слабая позиция» применительно к орфограммам в корне слова. Например: в слове еж звук [ш] стоит на конце слова – в слабой позиции. В слове ежи звук [ж] стоит перед гласным - в сильной позиции. Буква [ и] в слове ежи помогает написать букву [ж] в слове еж. Ежи проверочное слово.

У разных казалось бы, правил (проверяемые безударные гласные, парные глухие и звонкие согласные) дети обнаруживают сходство: буква обозначает то , что в сильной позиции (фонему). Проверка – общая для обоих правил: слабую позицию проверяют сильной.

В третьем классе понятие сильной и слабой позиции переношу,

 во-первых, на другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому принципу русской орфографии:(правописанию парных звонких и глухих согласных перед глухими согласными, правописание непроизносимых согласных ;

во-вторых, связываю с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием. (Слайд12)

НАПРИМЕР:

Поставь ударение.
подпись – п.дпиши
запись – з.пиши
пропись – пр.пиши.

Как пишутся гласные под ударением и без ударения? 

  • Одинаково.
  • По-разному.

Объяснение. 

Гласные в приставке можно проверять ударением как в корне. Это одна орфограмма.

ЗАДАНИЕ. Найти слова с приставкой.

С . рвал лопух.
Сорванный или сорвала?

П . слал письмо.
Посланный или послала?

П .рвал рубашку.
Порванный или порвал?

Важно объединить правила по принадлежности к основному фонематическому принципу орфографии, общей для всех правил операции проверки: от буквы- загадки к букве-отгадке и все в порядке! От слабой позиции к сильной и ошибка исчезнет. (Слайд13)


Для того, чтобы ученик мог научиться сам находить и в последующем применять правила, составляется памятка, которая на длительное время становится руководством для нахождения основной массы орфограмм
(Слайд14)

Имея перед собой такую памятку, учащиеся могут выполнять наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, а именно: письмо с пропусками орфограмм, или, как его еще называют, письмо с «дырками». Овладение этим умением означает избавление ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если он не знает, какую писать.
Овладеть письмом с пропусками непросто. При этом важно начинать обучение с пропуска не субъективно сомнительных, а всех орфограмм.

В этот период обучения важно, чтобы дети видели все имеющиеся в слове орфограммы. Так я провожу работу на первоначальном этапе знакомства с безударными гласными и парными согласными.
Далее ведется работу с однокоренными словами. Вместе с детьми делается вывод, что корень при изменении слова и в однокоренных словах может звучать по-разному, но пишется одинаково. Это и есть главный «секрет» корней.
Детям даются способы проверки для каждой части речи.

Изучив все способы проверки, учащиеся легко ориентируются в нахождении проверочных слов. Особое внимание уделяю значению слова. От значения слова — к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность. Пример: (Слайд15)
храбрец — от слова храбрый,
кофейник — от слова кофе,
писатель — от слова пишет
(а пт_нец - от слова птенчик или птица?).
Даю задания с ловушками:
п_ляны - пыль,
т_щить (сумки) - тощий,
сл_зает с дерева — слезы,
обл_зать ложку — лез.

Дети высказывают свои точки зрения, объясняют, доказывают. Верно определили значение слова ошибки не будет.
             Когда изучены главные опасности письма и все правила проверки орфограмм, то нельзя оставлять «окошки» в корнях слов. Это считается ошибкой.
Конечно, при такой организации работы на выполнение заданий уходит много времени. Но по мере автоматизации навыка определять орфограммы алгоритм выполнения постепенно совершенствуется.

Фонематический принцип позволяет осмыслить все орфографические правила как единую систему.

          С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость:

- навык звукобуквенного анализа,

-самоконтроль.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. 

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

На своих уроках использую следующие приемы:

  • письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово.
  • можно построить опорные схемы.

Например: Весной лес оживает.- е оие

Какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку? Конечно - “Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена.
        Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.
     Комментированное письмо с указанием орфограмм
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).
Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.
             Выполняя  
диктант «Проверяю себя», учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

    Систематически   проводя  указанные  выше  виды  работ, формирую       у своих  учеников   орфографическую  зоркость. Результаты  контрольных   работ позволяют  сделать  выводы, что  данная  система  оправдывает   себя,  дает неплохие  результаты.  Количество  орфографических  ошибок  постепенно  снижается.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Данный материал, собранный мною ,  помогает учителю подготовиться к уроку....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов.

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя,учебно-методический комплект «Гармония»....

Орфографическая зоркость учащихся начальной школы.

Общие сведения о выработке орфографической зоркости у учащихся начальной школы....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов

Виды упражнений для развития орфографической зоркости....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы

Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Консультация для педагогов по теме: «Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов с тяжёлыми нарушениями речи».

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, пр...