Конспект занятия "Разнообразие растительного мира Челябинской области (луговые травы)"
план-конспект занятия (1 класс)

Ефименко Алена Александровна

Конспект занятия "Разнообразие растительного мира Челябинской области (луговые травы)" для обучающихся 1 класса с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по программе «Я и интересные люди Южного Урала»

Класс: 1Б  

Тема занятия: «Разнообразие растительного мира Челябинской области (растения леса)»

Цель: показать разнообразие растительного мира нашего края

Задачи:

1.Образовательные:

-Продолжать формировать у детей представления о лесных растениях

-Закрепить знания детей о характерных признаках растений Челябинской области

2.Развивающие:

-Развивать сенсорные ощущения детей

3.Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости и уважения к людям, занимающимся природоохранной деятельностью;

 Оборудование: Интерактивная панель

Демонстрационный материал: презентация, сюжетные картинки.

Раздаточный материал:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивационный этап

(установление позитивной атмосферы, создание комфортной обстановки для общения)

-Здравствуйте ребята

Прозвенел звонок , начинается урок!

-Где человек выращивает растения? 

(В саду, в огороде, в парках, на клумбах, в скверах, на улице, дома)

А сами,где они могут расти?

(в полях, в лесах и тд)

-Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о растениях, которые растут в лесу в нашем родном крае!

Приветствуют учителя, одноклассников, отгадывают загадки, отвечают на вопросы

Основная часть

(обсуждение актуальности темы, проведение различных активностей, направленных на достижения поставленных целей, работа над конкретными задачами, развитие умений через практическое применение)

-Ребята, какие деревья вы знаете?(ответы детей)

-Молодцы, сегодня мы продолжим знакомиться с деревьями и кустарниками, обращаю ваше внимание на презентацию

- Ребята, представьте, что мы с вами оказались в лесу. Кто может сказать, что такое лес?

- Действительно, лес - множество деревьев на большом пространстве. Лес может быть лиственнымхвойнымсмешанным. В лиственном лесу преобладают лиственные деревья, в хвойном – соответственно хвойные, а в смешанном представлены и одни и вторые.

Листья лиственных деревьев к ноябрю желтеют и опадают, так как осенью им уже не хватает солнечного света и питательных веществ.

- Какие лиственные деревья вы знаете?

 Но есть и другие деревья, которые не сбрасывают листья...

- Подумайте, что это за деревья, кто может вспомнить? (ель, сосна, пихта, кедр). Правильно ребята.

Такие деревья называют вечнозелеными, так как хвоя не меняет свой цвет вне зависимости от сезона

-А теперь рассмотрим подробнее деревья.

Деревья - долгожители в мире растений. Некоторые из них существуют сотни лет

Деревья похожи между собой: от прочного длинного ствола отходят ветви с листьями. Что есть у каждого дерева, почему они похожи?
- Верно,  у каждого есть корни, стебель, листья, цветы и плоды.

Давайте посмотрим на картинку. (Показываю слайд строения дерева)

Начнем с подземной части дерева – корня. Хоть мы и не всегда видим эту часть, она очень важна для дерева. С помощью корней деревья, кустарники и травы прочно держатся за почву и впитывают из земли влагу и разные полезные вещества. Корни у деревьев толстые, длинные и сильные: им нужно держать и "кормить" ствол, ветви и листья!

Ствол - это кладовая дерева. В теплое время года в нем накапливается влага и питательные вещества; и потом дерево всю зиму использует эти запасы. Если ствол дерева срубить, останется пенек; Пенек стать снова деревом не сможет.

- А чем покрыт ствол дерева? Правильно, корой.

Кора - это "кожа" деревьев, она защищает растения от ветра и холода, а в жарких странах и от солнца спасает.

От ствола дерева кверху тянутся множество «ручек». Эти «ручки» называются ветвями.  Ветви есть и у деревьев, и у кустарников, они прочные и крепкие.

- Ребята, а посмотрите на веточки дерева. Что помогает нам узнать, что это за дерево? Глядя на что, мы определяем, что это, например, береза, а не клен? Конечно, листья. А по стволу мы можем определить, что за дерево перед нами?

-Можем! Предлагаю познакомиться с деревьями поближе и рассмотреть их на картинке

-В лесах нашей области встречаются такие деревья как:

Сосна — вечнозелёное дерево из семейства хвойных. У неё длинные иглы и округлые шишки. Сосна светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу

Деревья могут стоять как небольшими группами, так и поодиночке. Приживается сосна и на открытых заболоченных местах — могучая корневая система позволяет ей сделать это 

Ель-вечнозелёное хвойное дерево высотой до 50 метров. Острые хвоинки-листья живут до 7 лет, а затем опадают, но не все сразу, а небольшими партиями. В это время подрастают новые, поэтому ель кажется вечнозелёной. Такую елочку из-за цвета хвоинок называют «голубой». Ель цветёт весной, её плоды – шишки. Живая изгородь из ели очень густа и практически непроходима. Часто используется для создания ветрозащитных полос, особенно вдоль дорог. 

Береза- самое распространенное дерево в нашем крае, Ранней весной на берёзе появляются цветы — малоприметные серёжки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. Белая кора берёзы (береста) отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева Клён — высокое стройное дерево до 30 метров высотой. Ствол у него прямой, покрытый гладкой, тонкой, серой корой. Растут клёны очень быстро, за год их поросль вырастает почти на метр.

Весной клён зацветает. Его цветки собраны в ароматные соцветия. Пчёлы слетаются к клёнам за душистым, сладким нектаром. Клён — один из лучших медоносов

Дуб-Крона дуба густая, раскидистая, с толстыми ветвями. Кора толстая, прочная, у взрослого дерева морщинистая, тёмного цвета. Листья дуба продолговатые с большими округлыми зубцами. веты дуба собраны в длинные свисающие серёжки 2–3 см длиной. Жёлуди дуба обычно продолговатые, вырастают от 1,5 до 5 см. Летом жёлуди зелёного цвета, осенью желтеют и опадают.

-А что же такое кустарник? Кустарником называют многолетнее растение с древесными стеблями без основного ствола. Количество стеблей варьируется от нескольких до множества. В течение жизни стебли сменяют друг друга, обычно на одном растении присутствуют ветки разного возраста.

В чем отличие кустарника от дерева? Сейчас расскажу.

-Кустарник отличается от дерева количеством стволов. У кустарника не один основной ствол, а несколько, разветвляющихся на стволы.  Дерево же имеет один ствол.

эти растения различаются разной корневой системой.

Похожи они корнями, стеблем и некоторые листьями и тем, что для нормальной жизни им нужно солнце (фотосинтез) и вода (дождь или полив)

Калина, Малина, Шиповник и смородина –те, кустарники которые растут в нашем крае. Давайте рассмотрим их подробнее.

Калина — невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной кустарник украшают белые цветы, а осенью на нём горят гроздья красных плодов. 

Малина – это колючий куст, на ветках которого появляются цветки, которые потом превращаются во множество плотно прижатых друг к другу мелких ягодок с мелким зернышком внутри. Эти ягоды, как правило, темно-розового цвета. Чем спелее ягоды – тем темнее. Бывают и желтые ягодки – не такие ароматные, но тоже очень вкусные.

Малина содержит множество полезных веществ. К примеру, витамина С в ней содержится даже больше, чем в апельсине.

Шиповник — неприхотливое растение, которое можно встретить практически в любом уголке страны. Он растёт на лесных опушках, полянах, берегах рек и в оврагах.

Куст шиповника вырастает высотой до 150 см, стебли у него с шипами, загнутыми к низу. Они покрыты красно-коричневой корой. Листочков 5–7 пар.

Цветёт шиповник одиночными цветами в мае-июне. Цветки бывают красного, жёлтого и белого цвета.

Плоды похожи на ягоду, они имеют форму шара, оранжевого и красного цвета. Ягоды имеют кисло-сладкий вкус. Созревают ягоды в августе-сентябре.

Шиповник ценят за целебные свойства. В народе он получил почётное прозвище «колючий лекарь». Ценными полезными качествами обладают не только ягоды шиповника, но даже его корни, лепестки и семена.

Смородина – это многолетний кустарник, который зацветает в саду раньше других ягодных культур, ещё ранней весной. А созревают ягодки смородины в июле. Они очень вкусные и сочные, кисло-сладкие. В них очень много витаминов, и самый стойкий витамин С в природе содержится именно в смородине. Не только ягоды, но и листья смородины обладают приятным ароматом и целебными свойствами.

 -О каких растениях вы узнали? Что же растет в нашем родном крае? Какие деревья, и кустарники?

Предлагаю вам поиграть в игру

«С какого дерева листок?»

Посмотрим на панель ваша задача: соединить соединять листок с деревом ( по очереди выходят к доске, с моей помощью соединяем)

-А теперь, я раздам вам листочки с заданием

На первой картинке распредели где тень цветочка, соедини линией

На втором – подбери лепесток к каждому из цветку

Распределяют фрукты и овощи, выполняют физкультминутку, работают с рабочим листом

Рефлексия

(Обсуждение с учащимися того, что они узнали и как они могут применить полученные знания в жизни. Оценка результатов занятия, выделение ключевых моментов. Предложение дополнительных заданий для самостоятельной работы. Сбор мнений о занятии, что было интересно, а что нет. Оценка поставленных целей, анализ успешности применения методов)

-Наше занятие подошло к концу

 Скажите, что нового вы узнали сегодня? А что вам понравилось больше всего? 

А я для вас приготовила стикеры, для тех, кто старался на уроке!

Получают стикеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок №3 конспект и презентация "Мой адрес в этом мире. Челябинская область"

Цели и задачи урока:1.Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве,  о своей  области..2. Расширить представления детей о родном крае.3. Повторить государственну...

Конспект внеурочной деятельности "Животные Челябинской области: звери" (Курс "Моя малая Родина) (2 класс)

Планируемые результаты: Личностные:-Уметь планировать работу на уроке-Устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов;Предметные: углублять и расширять знания учащихся о животных Челя...

Конспект внеурочной деятельности "Погода Челябинской области (2 класс)

Планируемые результаты: Познавательные:- знать особенности погоды Челябинской области.Личностные:-учиться оценивать и корректировать собственную деятельность;-формировать адекватную самооценку;-в...

Конспект внеурочной деятельности "Народы Челябинской области" 2 класс

Конспект внеурочной деятельности "Народы Челябинской области" для 2 класса.Планируемые результаты: Познавательные:-знать какие народы проживают на Южном Урале, какие у них традиции, пра...

Конспект внеурочной деятельности «Погода Челябинской Области» (2 класс)

Курс: «Моя малая Родина».Тема: «Погода Челябинской Области».Планируемые результаты:Личностные:-учиться оценивать и корректировать собственную деятельность;-формировать собствен...

Проект "Сохранение животного и растительного мира Курской области"

Цель проекта: привлечь внимание к вопросу сохранения и защиты растений и животных Курской области....