Главные вкладки

    «Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Луговые и полевые растения».
    план-конспект урока (2 класс) на тему

    Волгина Елена Алексеевна

    конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kubanov_8_nach.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Луговые и полевые растения».

    Цели: познакомить с дикорастущими и культурными растениями края; воспитывать бережное отношение к растениям лугов и полей.

    Оборудование: фотографии луга, поля, сада, карточки с растениями.

    План урока.

    1. Орг.момент.
    2. Растения луга.

    - Что такое луг?

    - Луг – это большая территория с травянистой растительностью. В нашем крае встречаются луга, которые располагаются по низменным берегам рек и озёр. В земле этих мест много влаги.  Весной местность заливается вешними водами в половодье, и деревья здесь не растут - они вымокают.

        Василёк, пырей, сурепка и другие дикорастущие травы хорошо приспособлены к таким местам и отлично переносят жару и засуху – у них длинные и глубоко идущие корни, достающие воду из глубины. Осот и сурепка - отличные медоносы. Мёд, выработанный из нектара их цветов, превосходный по вкусу.

        Есть ещё альпийские луга, которые располагаются высоко по склонам гор. Причина в том, что в горах климат с высотой становится холоднее, и леса на склонах с высотой становятся реже. Их сменяют кустарники. А ещё выше так холодно зимой, что не выдерживают и они – и их сменяют луга. Травы на горных лугах за короткое лето успевают вырасти, отцвести и дать семена.

       Горные луга – прекрасные пастбища для животных и сенокосы.

    - Кто из вас видел луг? Поделитесь своими впечатлениями.

    - Какие луговые травы вам известны?

    - Что можно сказать о луговых травах?

    - Травы луга растут ярусами – этажами. Выше всех – светолюбивые травы, ниже – теневыносливые.

       В лугах много лечебных трав: одуванчик, ромашки, репей, хвощ. Показать эти травы на картинках.

    - Растения лугов Кубани цветут всё лето по очереди. Они разнообразны по своей окраске, словно радуга. О каком растении так говорят:

    Колосится в поле рожь,

    Там во ржи цветок найдёшь.

    Ярко-синий и пушистый,

    Только жаль, что не душистый. Василёк.

    - Как размножаются луговые растения? Ветер разносит маленькие парашютики у одуванчиков, созревают семена в стручках у горошка, цепляются за одежду и шерсть животных семена репейника, птицы разносят семена, теряя их по дороге.

       Физ. Минутка.

    1. Полевые растения.

    - В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. Сейчас большинство земель распахано, занято посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других культурных растений.

    - Кубань – это житница России. Какое самое ценное растение так прославило наш край?  

    - Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек.

    - Что делают из пшеницы?

    - Какие пословицы о хлебе вы знаете?

    Хлеб – всему голова.

    Хлеб в пути не тягость.

    Хлеба ни куска – и в горнице тоска.

    Просмотр карточек, фотографий с небольшими пояснениями к каждой сельскохозяйственной культуре.

       Гречиха.

    Гречневая каша – богатырская. Она вкусна и питательна.

    - Кто знает, почему гречиху так назвали?

    - В давние времена гречиху привезли из Греции.

       Кукуруза.

    - Что получают из зёрен кукурузы? Муку, крупу, хлопья, масло, аскорбиновую кислоту. А из стеблей вырабатывают бумагу, лак.

       Рис.

    - Рис – это ценное растение края. Как его выращивают?

    - знаете ли вы, что из рисовой соломы получают высшие сорта бумаги и картона, верёвки и мешки.

    - О каком растении так говорят:

    Золотое решето

    Чёрных домиков полно?

       Подсолнечник.

    - Что получают из семян подсолнечника? Масло, маргарин, халву, печенье, ткани, зеркальное стекло, резину, удобрение.

         4. Овощеводство, садоводство края.

    - Как мы называем свёклу, морковь, капусту, лук, чеснок? Овощи.

    - На полях края выращивают много овощей. Какие ещё овощи растут на полях, у ваших родителей и бабушек на огородах? Баклажаны, перцы, картофель, огурцы, помидоры и др.

    - Послушайте (прочитайте). Рассказ «Это интересно».

       Картофель называют вторым хлебом. Его родина – Америка. 500 лет назад картофель привезли в Европу. Вначале его разводили как цветы: барышни украшали ими свои причёски. А позже стали выращивать в пищу. Клубни картофеля называли земляными яблоками.

       Помидоры завезли тоже из Америки. Их сажали, а плоды клали к иконам и называли «божьими яблоками». Позже стали употреблять в пищу.

    - Отгадайте загадки.

    Долгоножка хвалится:

    Я ли не красавица?

    А всего-то - косточка

    Да тоненькая кофточка. Вишня.

    Синий мундир,

    Мягкая подкладка,

    А в середине сладко. Слива.

    Круглое, румяное

    Я расту на ветке.

    Любят меня взрослые

    И маленькие детки. Яблоко.

    Бусы красные висят,

    Из кустов на нас глядят.

    Очень любят бусы эти

    Дети, птицы и медведи. Малина.

    Была зелёной, маленькой.

    Потом я стала аленькой.

    На солнце потемнела я.

    И вот теперь я спелая. Земляника.

    - Переставляя буквы, из каждой пары слов составьте название цветков:

    Шок + рама (ромашка), киот + гон (ноготки), мул + пари (примула), визг + дока (гвоздика), наезд + бука (незабудка).

         5. Итог урока.

    - О каких растениях мы сегодня говорили?

    Творческая работа.

    Составить устно описание растения, которое растёт на Кубани:

    а) название растения;

    б) культурное или дикорастущее, дерево или кустарник;

    в) светолюбивое или теневыносливое;

    г) где предпочитает расти;

    д) чем полезно.  

    - Луга – стол и дом для многих насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным.  Это прекрасные места для  отдыха. Человек должен бережно относиться к луговым и полевым растениям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок-игра по кубановедению

    Урок -игра "Поле чудес" по теме : "Разнообразие растительного мира Кубани"....

    Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 1

    Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, воспитать бережное отношение к природе....

    Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 2

    Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, изучить основные экологические правила, воспитать бережное отношение к природе....

    Тема «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

    Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность...

    Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

    Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность....