«Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Луговые и полевые растения».
план-конспект урока (2 класс) на тему

Волгина Елена Алексеевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanov_8_nach.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Луговые и полевые растения».

Цели: познакомить с дикорастущими и культурными растениями края; воспитывать бережное отношение к растениям лугов и полей.

Оборудование: фотографии луга, поля, сада, карточки с растениями.

План урока.

  1. Орг.момент.
  2. Растения луга.

- Что такое луг?

- Луг – это большая территория с травянистой растительностью. В нашем крае встречаются луга, которые располагаются по низменным берегам рек и озёр. В земле этих мест много влаги.  Весной местность заливается вешними водами в половодье, и деревья здесь не растут - они вымокают.

    Василёк, пырей, сурепка и другие дикорастущие травы хорошо приспособлены к таким местам и отлично переносят жару и засуху – у них длинные и глубоко идущие корни, достающие воду из глубины. Осот и сурепка - отличные медоносы. Мёд, выработанный из нектара их цветов, превосходный по вкусу.

    Есть ещё альпийские луга, которые располагаются высоко по склонам гор. Причина в том, что в горах климат с высотой становится холоднее, и леса на склонах с высотой становятся реже. Их сменяют кустарники. А ещё выше так холодно зимой, что не выдерживают и они – и их сменяют луга. Травы на горных лугах за короткое лето успевают вырасти, отцвести и дать семена.

   Горные луга – прекрасные пастбища для животных и сенокосы.

- Кто из вас видел луг? Поделитесь своими впечатлениями.

- Какие луговые травы вам известны?

- Что можно сказать о луговых травах?

- Травы луга растут ярусами – этажами. Выше всех – светолюбивые травы, ниже – теневыносливые.

   В лугах много лечебных трав: одуванчик, ромашки, репей, хвощ. Показать эти травы на картинках.

- Растения лугов Кубани цветут всё лето по очереди. Они разнообразны по своей окраске, словно радуга. О каком растении так говорят:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. Василёк.

- Как размножаются луговые растения? Ветер разносит маленькие парашютики у одуванчиков, созревают семена в стручках у горошка, цепляются за одежду и шерсть животных семена репейника, птицы разносят семена, теряя их по дороге.

   Физ. Минутка.

  1. Полевые растения.

- В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. Сейчас большинство земель распахано, занято посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других культурных растений.

- Кубань – это житница России. Какое самое ценное растение так прославило наш край?  

- Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек.

- Что делают из пшеницы?

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хлеб – всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеба ни куска – и в горнице тоска.

Просмотр карточек, фотографий с небольшими пояснениями к каждой сельскохозяйственной культуре.

   Гречиха.

Гречневая каша – богатырская. Она вкусна и питательна.

- Кто знает, почему гречиху так назвали?

- В давние времена гречиху привезли из Греции.

   Кукуруза.

- Что получают из зёрен кукурузы? Муку, крупу, хлопья, масло, аскорбиновую кислоту. А из стеблей вырабатывают бумагу, лак.

   Рис.

- Рис – это ценное растение края. Как его выращивают?

- знаете ли вы, что из рисовой соломы получают высшие сорта бумаги и картона, верёвки и мешки.

- О каком растении так говорят:

Золотое решето

Чёрных домиков полно?

   Подсолнечник.

- Что получают из семян подсолнечника? Масло, маргарин, халву, печенье, ткани, зеркальное стекло, резину, удобрение.

     4. Овощеводство, садоводство края.

- Как мы называем свёклу, морковь, капусту, лук, чеснок? Овощи.

- На полях края выращивают много овощей. Какие ещё овощи растут на полях, у ваших родителей и бабушек на огородах? Баклажаны, перцы, картофель, огурцы, помидоры и др.

- Послушайте (прочитайте). Рассказ «Это интересно».

   Картофель называют вторым хлебом. Его родина – Америка. 500 лет назад картофель привезли в Европу. Вначале его разводили как цветы: барышни украшали ими свои причёски. А позже стали выращивать в пищу. Клубни картофеля называли земляными яблоками.

   Помидоры завезли тоже из Америки. Их сажали, а плоды клали к иконам и называли «божьими яблоками». Позже стали употреблять в пищу.

- Отгадайте загадки.

Долгоножка хвалится:

Я ли не красавица?

А всего-то - косточка

Да тоненькая кофточка. Вишня.

Синий мундир,

Мягкая подкладка,

А в середине сладко. Слива.

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. Яблоко.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. Малина.

Была зелёной, маленькой.

Потом я стала аленькой.

На солнце потемнела я.

И вот теперь я спелая. Земляника.

- Переставляя буквы, из каждой пары слов составьте название цветков:

Шок + рама (ромашка), киот + гон (ноготки), мул + пари (примула), визг + дока (гвоздика), наезд + бука (незабудка).

     5. Итог урока.

- О каких растениях мы сегодня говорили?

Творческая работа.

Составить устно описание растения, которое растёт на Кубани:

а) название растения;

б) культурное или дикорастущее, дерево или кустарник;

в) светолюбивое или теневыносливое;

г) где предпочитает расти;

д) чем полезно.  

- Луга – стол и дом для многих насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным.  Это прекрасные места для  отдыха. Человек должен бережно относиться к луговым и полевым растениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок-игра по кубановедению

Урок -игра "Поле чудес" по теме : "Разнообразие растительного мира Кубани"....

Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 1

Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, воспитать бережное отношение к природе....

Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 2

Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, изучить основные экологические правила, воспитать бережное отношение к природе....

Тема «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность....