Разнообразие растительного мира Краснодарского края
план-конспект урока (3 класс) на тему

Волгина Елена Алексеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kub._3_kl.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 27

хутора Кубанского

Методическая разработка

урока кубановедения

в 3 «Б» классе

«Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Подготовила

учитель начальных классов

Волгина Е.А.

2017 год

Тема урока: «Разнообразие растительного мира Краснодарского края».

Цель:  познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края.

Личностные УУД:

•        способствовать воспитанию бережного отношения к природе;

Познавательные УУД:

  • знакомить учащихся с растительным миром Кубани;
  • развивать умение работать с разными источниками информации

Коммуникативные УУД:

•        формировать  потребность выражать своё мнение;

Предметные УУД:

•        познакомить учащихся с картой-схемой растений Краснодарского края;

Метапредметные УУД:

•        формировать у учащихся младшего школьного возраста целостный взгляд на современный мир и место человека в нем.

Материально-техническое оснащение: карта-схема растений Краснодарского края, презентация «Разнообразие растений Кубани», овощи, фрукты, гербарий.

План урока.

  1. Организация детей на занятие.

 - Кубань – кормилица России. Почему так говорят?

  1. Растения луга.

- Что такое луг?

- Луг – это большая территория с травянистой растительностью. В нашем крае встречаются луга, которые располагаются по низменным берегам рек и озёр. В земле этих мест много влаги.  Весной местность заливается вешними водами в половодье, и деревья здесь не растут - они вымокают.

   - Рассмотрим растения гербария.

 Василёк, пырей, сурепка и другие дикорастущие травы хорошо приспособлены к таким местам и отлично переносят жару и засуху – у них длинные и глубоко идущие корни, достающие воду из глубины. Осот и сурепка - отличные медоносы. Мёд, выработанный из нектара их цветов, превосходный по вкусу.

    Есть ещё альпийские луга, которые располагаются высоко по склонам гор. Причина в том, что в горах климат с высотой становится холоднее, и леса на склонах с высотой становятся реже. Их сменяют кустарники. А ещё выше так холодно зимой, что не выдерживают и они – и их сменяют луга. Травы на горных лугах за короткое лето успевают вырасти, отцвести и дать семена.

   Горные луга – прекрасные пастбища для животных и сенокосы.

- Кто из вас видел луг? Поделитесь своими впечатлениями.

- Какие луговые травы вам известны?

- Что можно сказать о луговых травах?

- Травы луга растут ярусами – этажами. Выше всех – светолюбивые травы, ниже – теневыносливые.

   - Рассмотрим лекарственные растения гербария.

   В лугах много лечебных трав: одуванчик, ромашки, репей, хвощ. Показать эти травы на картинках.

- Растения лугов Кубани цветут всё лето по очереди. Они разнообразны по своей окраске, словно радуга. О каком растении так говорят:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. Василёк.

- Как размножаются луговые растения? Ветер разносит маленькие парашютики у одуванчиков, созревают семена в стручках у горошка, цепляются за одежду и шерсть животных семена репейника, птицы разносят семена, теряя их по дороге.

  1. Полевые растения.

- В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. Сейчас большинство земель распахано, занято посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника и других культурных растений.

- Кубань – это житница России. Какое самое ценное растение так прославило наш край?  

- Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек.

- Что делают из пшеницы?

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хлеб – всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеба ни куска – и в горнице тоска.

Просмотр презентации «Зерновые растения Кубани»

   Гречиха.

Гречневая каша – богатырская. Она вкусна и питательна.

- Кто знает, почему гречиху так назвали?

- В давние времена гречиху привезли из Греции.

   Кукуруза.

- Что получают из зёрен кукурузы? Муку, крупу, хлопья, масло, аскорбиновую кислоту. А из стеблей вырабатывают бумагу, лак.

   Рис.

- Рис – это ценное растение края. Как его выращивают?

- знаете ли вы, что из рисовой соломы получают высшие сорта бумаги и картона, верёвки и мешки.

- О каком растении так говорят:

Золотое решето

Чёрных домиков полно?

   Подсолнечник.

- Что получают из семян подсолнечника? Масло, маргарин, халву, печенье, ткани, зеркальное стекло, резину, удобрение.

     4. Овощеводство, садоводство края.

- Как мы называем свёклу, морковь, капусту, лук, чеснок? Овощи.

- На полях края выращивают много овощей. Какие ещё овощи растут на полях, у ваших родителей и бабушек на огородах? Баклажаны, перцы, картофель, огурцы, помидоры и др.

- Послушайте рассказ «Это интересно».

   Картофель называют вторым хлебом. Его родина – Америка. 500 лет назад картофель привезли в Европу. Вначале его разводили как цветы: барышни украшали ими свои причёски. А позже стали выращивать в пищу. Клубни картофеля называли земляными яблоками.

   Помидоры завезли тоже из Америки. Их сажали, а плоды клали к иконам и называли «божьими яблоками». Позже стали употреблять в пищу.

- Отгадайте загадки.

Долгоножка хвалится:

Я ли не красавица?

А всего-то - косточка

Да тоненькая кофточка. Вишня.

Синий мундир,

Мягкая подкладка,

А в середине сладко. Слива.

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. Яблоко.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. Малина.

Была зелёной, маленькой.

Потом я стала аленькой.

На солнце потемнела я.

И вот теперь я спелая. Земляника.

- Переставляя буквы, из каждой пары слов составьте название цветков:

Шок + рама (ромашка), киот + гон (ноготки), мул + пари (примула), визг + дока (гвоздика), наезд + бука (незабудка).

   Физ. Минутка.

- Послушайте рассказ.

   На берегах многих рек и озёр края растут деревья и кустарники, но чем ближе к воде, тем влажнее почва, ненадёжнее земля. И у самой воды обычно деревья не растут – у них вымокнут корни.

   Если у берега не очень глубоко, такое место называют мелководьем. На берегу и на мелководье часто растёт растительность, не похожая на деревья, кустарники, обычные травы.

   Выше всех растёт стройный и гибкий тростник, пониже его – камыш и рогоз, ещё ниже – осока и другие растения.

Показать презентацию «Растения водоёмов»

- Несмотря на внешнее отличие этих растений, у них есть много общего. Они растут в прибрежной зоне и на мелководье. Так как почва здесь сильно залита и пропитана водой, она неустойчива,- поэтому корни у растений глубокие и растут пучком. Такой пучок корней хорошо держит растение.

   Стебли, хоть и травянистые, но упругие и гибкие. Дело в том, что в стеблях проходит масса крепких волокон – ниток, обеспечивающих прочность. Особенно интересен стебель тростника. Показать на картинке. Он трубчатый, лёгкий, стенки у него тонкие, пронизаны волокнами.

   Тростник высотой до 5-6 метров, как двухэтажный дом. Обычный стебель не выдерживает напора ветра, а древесный не может иметь в такой почве надёжную опору.

Природа изобрела для тростника удивительную конструкцию – трубчатый стебель разделён на короткие звенья с крепкими перегородками очень прочно соединёнными. Это придаёт стеблю отличную прочность. Сильные ветры гнут тростник до самой земли, но ломают редко.

   Своеобразны и семена растений. Так у рогоза семена собраны в тёмно-коричневый початок – их много, они созревают к зиме, отрываются от стержня, и ветер уносит их далеко. Они легко летят, так как имеют особые парашютики из волосков, помогающих им легко держаться в воздухе. Лишь малая часть семян попадёт в подходящее для роста место. Остальные пропадут. У камыша семена тоже лёгкие и разносятся ветром или водой.

   Камыш, тростник и рогоз растут один год, на следующий год из семян вырастают новые растения.

   Нельзя рвать растения водоёмов. Люди недолго могут любоваться красотой этих растений. Вынутые из воды, они быстро увядают. Недолго радует красотой и рогоз. Иногда его несут домой целыми охапками. В доме это растение быстро высыхает, семена разлетаются и доставляют много хлопот.

Физ. минутка.

  1. Водные растения.

- Растут ли растения на воде, на дне?

Рассматриваем фотографии и картинки ряски, кувшинки, водорослей.

- Кто из вас видел такие растения?

- Чем они необычны?

- Украшением наших водоёмов являются кувшинки. Их цветы и листья плавают на поверхности, а корень находится в воде, на дне,  и соединён с листьями и цветами длинным стеблем.

- Удивительна и не похожа на другие растения маленькая ряска. У ряски маленький плавающий лист – всего один, корешок и стебель не прикреплены ко дну и берут питательные вещества из воды. Ряска – плавучее растение, перегоняется по воде ветром и течением. Она съедобна, ей охотно питаются рыбы, водоплавающие птицы. С наступлением холодов ряска исчезает – она опускается на дно.

     4. Растительность Черноморского побережья.

-Большое количество тепла, света и влаги формируют особую растительность Черноморского побережья – она вечнозелёная.

- Кто отдыхал на Чёрном море? Какие деревья вам встречались?

- У пальмы нет веток, большие листья растут прямо из ствола – пучком на вершине. Листья пышные и большие, тёмно-зелёные, покрыты восковым налётом. Зима здесь хоть и тёплая, но лист сам себя защити от переохлаждения. А летом при обильных дождях капли не пробьют его, просто скатятся вниз благодаря такому налёту.

- Кипарис похож на свечу. Они вырастают очень большие. Ветки у кипариса тянутся к свету вдоль ствола. Листья у дерева похожи на мягкую хвою. Древесина мягкая, светло-шоколадного цвета, пахучая. Из-за этого раньше кипарис использовали для изготовления икон.

- Самшит – дерево с очень мелкими листочками. Растёт он медленно, но имеет такую крепкую и плотную древесину, что не тонет в воде., а по красоте не уступает слоновой кости.

- В лесах много плюща, хмеля, дикого винограда, которые растут, цепляясь за скалы длинными стволами, а также за другие деревья. Эти растения называют лианами.

- Почему у многих растений побережья не опадают на зиму листья?

- Тёплый климат позволяет деревьям оставаться вечнозелёными, хотя листья незаметно опадают – по очереди.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- О каких растениях мы сегодня говорили?

- Луга – стол и дом для многих насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным.  Это прекрасные места для  отдыха. Человек должен бережно относиться к луговым и полевым растениям.

Домашнее задание.

Творческая работа.

Составить устно описание растения, которое растёт на Кубани:

а) название растения;

б) культурное или дикорастущее, дерево или кустарник;

в) светолюбивое или теневыносливое;

г) где предпочитает расти;

д) чем полезно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Урок-игра по кубановедению

Урок -игра "Поле чудес" по теме : "Разнообразие растительного мира Кубани"....

Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 1

Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, воспитать бережное отношение к природе....

Урок Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Вариант 2

Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, изучить основные экологические правила, воспитать бережное отношение к природе....

Тема «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие растительного мира Краснодарского края»

Закрепить знания учащихся о растительном мире нашего края, расширить представление о растениях-переселенцах, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, развивать наблюдательность....