Формирование умений у младших школьников решать задачи на движение на основе метода моделирования в начальном курсе математики
статья (4 класс)

Мелюх Татьяна Николаевна

На современном этапе развития общества всё больше и больше специальностей требуют высокого уровня образования, применения математических знаний, поэтому расширяется круг учащихся, для которых математика становится профессионально важным предметом.Моделирование помогает учащемуся не только понять задачу, но и найти рациональный способ её решения. Рисунки, схемы и чертежи помогают выявить скрытые зависимости между величинами, отыскать рациональные пути решения.При решении задач на движение с помощью метода моделирования младшие школьники приходят к положительным результатам, а именно учащиеся получают моральное удовлетворение от процесса решения задач на движение, повышают свой уровень знаний и следовательно это отражается на результатах успеваемости по математике. Данный метод повышает мотивацию, помогает сделать уроки математики более наглядными, живыми и интересными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_matematika.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умений у младших школьников решать задачи на движение на основе метода моделирования в начальном курсе математики

Татьяна Николаевна Мелюх, учитель начальных классов

ГБОУ средняя школа № 491 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Современная жизнь предъявляет к человеку строгие требования – это качественное образование, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, лидерские качества, а главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. На современном этапе развития общества всё больше и больше специальностей требуют высокого уровня образования, применения математических знаний, поэтому расширяется круг учащихся, для которых математика становится профессионально важным предметом. Кроме того, в повседневной жизни каждый человек в той или иной мере занимается расчётами, планированием, моделированием.

«Научить всех – всему» можно только с помощью специальных педагогических средств: форм и методов обучения, которые необходимо подобрать к каждому ученику, так как все учащиеся разные, но все должны освоить один и тот же стандарт по завершении обучения и воспитания на I ступени общего среднего образования. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, поэтому его надо заинтересовать стать активным участником учебного процесса, однако приходится констатировать тот факт, что у учащихся все чаще выявляются проблемы с устными вычислениями и решением текстовых задач.[2]

Чтобы научить решать задачи на движение, учителю необходимо формировать у младших школьников представление о величине «скорость» с опорой на практические и наглядные методы, развивать умения моделировать ситуации, предложенные в тексте задачи, составлять математические выражения. Учащийся должен уметь кратко записать условие задачи либо проиллюстрировать его с помощью рисунка, чертежа, схемы, проанализировать, решить и проверить правильность решения.

Моделирование помогает учащемуся не только понять задачу, но и найти рациональный способ её решения. Рисунки, схемы и чертежи помогают выявить скрытые зависимости между величинами, отыскать рациональные пути решения.

Задачи на движение изучаются с ІІІ класса, но подготовительная работа ведется с І класса с опорой на имеющийся опыт учащихся. Например, на экскурсиях обращается внимание младших школьников на движение транспорта, на то, что некоторые объекты движутся быстрее и медленнее, равномерно, в одном и разных направлениях. Расстояние между которыми увеличивается и уменьшается.

Начиная с ІІІ класса вводятся понятия «скорость», «время», «расстояние» на примере простых задач. Учащимся известно, что секунда, минута, час – единицы измерения времени, а метр, сантиметр, километр – единицы измерения длины, то есть расстояния. Предлагается правило, что скорость, – это расстояние, пройденное в единицу времени. [1]

На примере простых задач рассматривается взаимосвязь между величинами, учащиеся знакомятся с формулой пути (S =V·t). Используя взаимосвязь умножения и деления, младшие школьники самостоятельно выводят формулы на нахождение скорости и времени. Заостряется внимание на том, что в задачах на движение скорость в течение всего времени перемещения объектов не изменяется, и такое движение называется равномерным. Для отработки навыка решения подобных задач можно использовать разнообразные задания. Например:

1. Объясните смысл предложений:

Автомобиль движется со скоростью 120 км/ч.

Удав ползет со скоростью 4 м/мин.

Лыжник идет со скоростью а км/ч. Какие значения может принимать а?

#1056;ешите задачи по формуле пути S =V·t и отобразите данные в таблице.

  • Какая скорость почтового голубя, если за три часа он пролетает 150км?
  • Пчела летит со скоростью 9 м/с. Сколько времени она будет лететь до улья, если находится на расстоянии 270 м от него?

s

v

t

#1055;рименяя формулу пути S =V·t, запишите решение задач буквенным выражением.

  • Света прошла n км. Какая скорость у девочки, если она затратила на путь m часов? (n: m)
  • Лена шла а часов со скоростью b км/ч. Какое расстояние она прошла за это время? (а· b)
  • Вася пробежал х метров за 5 минут, а Маша – за 6 минут. У кого из них скорость больше и на сколько? (х : 5 – х : 6)

После того, как младшие школьники усвоили формулу пути, они начинают указывать направление движения на числовом луче.Например: из Минска в Пинск выехал автомобиль со скоростью 60 км/ч. Отобразите его передвижение на числовом луче:

Какой путь проделал автомобиль за 1 ч, 2 ч, 3 ч, 4 ч, 5 ч, 6 ч, t ч?

Сколько времени ему понадобится, чтобы приехать в Пинск?

Таким образом, пошагово происходит подход к изучению задач на встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение вдогонку, движение с отставанием. Например:

По рисунку числового луча, на котором отображено одновременное движение, можно определить: из каких точек началось движение; какая скорость движения была, и в каком направлении оно происходило; уменьшалось или увеличивалось расстояние между двумя движущимися объектами и на сколько; какое расстояние между объектами в определенный момент времени; где и когда произошла встреча, если эта встреча состоялась.

На примере движения по числовому лучу сказочных героев начинается изучение скорости сближения и скорости удаления. Например: изобразите одновременное движение героев сказок по числовому лучу и заполните таблицы (переменная х обозначает координату движения сказочного героя, а переменная d – расстояние между героями).

Учащиеся анализируют, как изменялось расстояние: уменьшалось или увеличивалось? На сколько? Младшие школьники делают вывод, что если два объекта движутся равномерно с разными скоростями, то расстояние между ними за каждую единицу времени или уменьшается, или увеличивается на одно и тоже число единиц. Совместно с учителем ученики выводят формулы вычисления скоростей сближения и удаления, отображают показатели в таблице.

Для отработки умения применять формулу скоростей сближения и удаления, можно использовать разнообразные задачи. Например: мальчик гонится за своей кепкой, которую ветер несет со скоростью 4 м/с. Как меняется расстояние между мальчиком и кепкой, если его скорость 6 м/с? Определите скорость сближения. Учащиеся определяют вид задачи на движение, находят формулу в таблице и применяют ее на практике. [3]

При решении задач на движение с помощью метода моделирования младшие школьники приходят к положительным результатам, а именно учащиеся получают моральное удовлетворение от процесса решения задач на движение, повышают свой уровень знаний и следовательно это отражается на результатах успеваемости по математике. Данный метод повышает мотивацию, помогает сделать уроки математики более наглядными, живыми и интересными. [1]

Список использованной литературы

1. Воловичева, Л.А. Развивающие возможности задач на движение / Л.А. Воловичева // Начальная школа – 2000 - № 5 – 106-108 с.

2. Дрозд, В.Л. Методика начального обучения математике / А.А. Столяр, В.Л. Дрозд // – Минск: Высшая школа, 1988 – 266 с.

3. Зеленко, С. В. Занимательные задания для младших школьников / С.В.Зеленко // – Минск: Пачатковая школа, 2008 – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.Алгоритмическое мышление и методы его развития.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без п...

Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать задачи.

Данная диагностика содержит задания в тестовой форме для выявления у учащихся уровня сформированности решать задачи. В данном тесте также содержится шкала оценивания....

Методика обучения младших школьников решению задач на движение

В работе представлена методика обучения решению простых задач на движение, задач на встречное движение и движение в противоположном направлении. На конкретных примерах показана организация работы над ...

Организация работы по формированию умения самоконтроля младших школьников в процессе обучения математике.

В     статье      рассматриваются        методические приемы формирования процессуального   самоконтроля, взаи...

Конспект урока математики по теме: "Закрепление умения решать задачи на движение"

Данный материал можно использовать для работы в 4 классе по программе "Школа России"....

Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мо

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения ребенок получает информацию о форме, величине и цвете предметов. Такую информацию он получает с помощью различных функций зр...