«Коррекционно-развивающее обучение и реабилитация в образовательной интеграции детей с нарушением интеллекта».
методическая разработка

В данном материале рассматриваеются особенности коррекционно-развивающего обучения, а также реабилитационная и коррекционно-развивающая работа с детьми с ТМНР, которая проводится комплексно специалистами различного профиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx127.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционно-развивающее обучение и реабилитация в образовательной интеграции детей с нарушением интеллекта».

(2 слайд) Я хотела бы начать с терминологии и напомнить, что же такое РЕАБИЛИТАЦИЯ. Реабилитация — это система медико-педагогических мер, которые направлены на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду. Способность приобщить ребенка к жизни в обществе, на уровне его возможностей психофизического характера

Это общее понятие реабилитации. А нас с вами интересует ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ.

Педагогическая реабилитация представляет собою меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности

Что же относится к основным этапам реабилитации детей с нарушением интеллекта. К Основным этапам реабилитации детей с нарушением интеллекта относятся

1. Лечебные мероприятия. Начальным звеном системы общей реабилитации является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, приостановление прогрессирования заболевания

Также к основным этапам реабилитации относится

2. Корреционно-развивающее обучение, а именно занятия с логопедом, психологом, учителем — дефектологом.

3. Социальная адаптация.

  1. слайд)

В основной этап реабилитации, как я уже сказала, входит коррекционно-развивающее обучение. Также мы знаем, что образовательный процесс для детей с нарушением интеллекта носит коррекционно-развивающий характер. Давайте с вами вспомним, что же подразумевается под коррекционно-развивающим обучением. Это:

  • создание наиболее благоприятного гигиенического и охранительного режима;
  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • единство и постоянство требований школы и семьи;
  • приобщение детей к организованному, посильному для их уровня и возраста труду;
  • расширение чувственного опыта ребенка;
  • развитие его речи и познавательных интересов;
  • организация предметно-практической (рисование, лепка, конструирование и т. п.) и трудовой деятельности;
  • рациональное использование словесных, наглядных, практических методов;
  • на ранних этапах обучения — значительная по времени пропедевтическая (подготовительная) работа (для развития у детей внимания, обогащения чувственного познания, формирования фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений и т. д. — дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в коллективе);
  • сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка, с остальными звеньями учебно-воспитательного процесса.

(4 слайд)

Итак, я вас познакомила с основными особенностями коррекционно-развивающего обучения, которые используют все педагоги нашей школы.

А сейчас я хочу остановится более подробно как строится коррекционно-развиваюший процесс с детьми с ТМНР, т. к. с этой категорией детей я работаю.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

  • воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;
  • развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;
  • формирование коммуникативных умений;
  • сенсорное развитие;
  • повышение двигательной активности ребенка;
  • формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;
  • стимуляция речевой активности;

(5 слайд)

Мы подробно разобрали особенности коррекционно-развивающего обучения, а теперь хочется остановиться на реабилитационной и коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, которая проводится комплексно специалистами различного профиля

В работу с психологом входит

диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка; установление контакта между ребенком и взрослым; смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; адаптация к новым условиям; стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Работа с педагогом

обучение приемам усвоения социального опыта; развитие познавательных способностей;

обучение детей навыкам счета, письма и чтения;

ведется работа по адаптированной образовательной программе, куда входят предметы по учебному плану с усложнением информации и увеличением объема навыков и знаний из года в год.

Работа с логопедом

определение особенностей речевого развития ребенка; коррекция слухового внимания, фонематического, речевого слуха; активизация артикулляционного аппарата; дыхательные, голосовые упражнения; расширение словарного запаса; развитие способностей к составлению предложений по картинке.

Я подробно рассказала о коррекционно-развивающем обучении и реабилитации. Последнее, на чем хотелось бы остановится - это рассказать о том, как же коррекция и развитие происходит на практике в наших классах «Особый ребенок»

Основной проблемой коррекционно-развивающего обучения детей с ТМНР является отсутствие учебно-методического комплекса, что побуждает к поиску путей решения данной проблемы. К сожалению, имеющийся опыт у учителей-практиков составления УМК нельзя назвать разнообразным и даже достаточным. В основном он представлен рабочими тетрадями на печатной основе для отдельно взятого предмета, листами – помощниками к урокам по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром и различными дидактическими играми, но этого недостаточно, поэтому при посещении курсов повышения квалификации и прохождении различных вебинаров учителя находят для себя приемлемые пособия и апробируют их на своих обучающихся.

После прохождения курсов «Теория и практика аутизма», где я познакомилась с Прикладным анализом поведения или АВА терапией, некоторые методики я начала использовать в своей практике. АВА терапия была разработана для детей с аутистическим спектром, но она также подходит для обучающихся с ТМНР, т.к. основана на визуальной поддержке. Для большинства неговорящих детей, детей с ТМНР сильная сторона – это хорошее понимание визуальной информации. Дети с проблемами коммуникации понимают то, что они видят ЛУЧШЕ, чем то что они СЛЫШАТ, поэтому я начала использовать в своем классе ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ, которое помогло обучающимся ориентироваться в расписании уроков и распорядке дня, а также сняло внутреннее напряжение многих учеников класса. (А как это происходит, я сейчас вам покажу). (6 слайд) Визуальное расписание можно использовать с нашими детьми при обучении любой последовательности действий. Например, алгоритм мытья рук мы используем в виде визуального расписания и т.д.

Также из АВА терапии я начала использовать в своей работе планшет СНАЧАЛА-ПОТОМ. (7 слайд) Хотя в моем классе нет ни одного ребенка с официальным диагнозом РАС, такой планшет помогает учеников моего класса мотивировать на выполнение заданий, а также переключить обучающихся с игровой деятельности на учебную.

Еще из опыта работы с детьми с ТМНР хочется отметить использование альбомов, которые начали апробировать учителя классов «Особый ребенок» уже давно. Альбом помогает на многих уроках, где осваиваются различные лексические темы. В альбом наклеиваются фотографии из жизни ребенка. Ребенку легче запомнить название предметов, которые он ежедневно использует в быту (8, 9, 10 слайд) ( А сейчас я предлагаю посмотреть, как мы используем альбомы на практике)

В данном материале я вам напомнила теорию в своем выступлении и немножко рассказала о трудностях, с которыми мы сталкиваемся в работе, а также поделилась со своими находками за последние годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Мир профессий" для детей с нарушением интеллекта 7 класса.

Цели:формирование у учащихся ответственного отношения к выбору специальности в ПУ, а затем и профессии.Задачи:Актуализировать проблемы успешного выбора профессии;Формировать у подростков отношен...

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО...

Адаптивная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта по предмету "Адаптивная физкультура" 1 класс.

Адаптивная образовательная программа по предмету "Адаптивная физкультура" 1 класс....

Адаптивная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта по предмету "Речевая практика" 1 класс.

Адаптивная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта по предмету "Речевая практика" 1 класс....

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...

Статья на тему: "Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с нарушением интеллекта через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии"

Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей  с нарушением интеллекта через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих заняти...