Развиваем зрительно-моторную координацию у первоклассников с нарушением зрения.
консультация (1 класс)
Консультация для родителей с общими сведениями и понятии зрительно-моторная координация первоклассника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развиваем зрительно-моторную координацию
у первоклассников с нарушением зрения
С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Достаточно важно сформировать эти согласованные умения именно у первоклассников с нарушенным зрением, так как особенности зрительного восприятия у таких детей не позволяют быстро овладеть ЗМК (зрительно-моторной координацией). Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза. Зрительно- моторная координация занимает важное место в формировании навыка готовности к письму.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский).
Существуют объективные причины, из-за которых у многих первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.
Если ребёнок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображения различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходилось двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формировались полноценно. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.
Ребёнок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребёнок при всём старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое. Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны такие ошибки, как пропуск, перестановка, замена, написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно.
Значительными возможностями для развития зрительно-моторной координации у первоклассников с ОВЗ обладают графические упражнения. Они развивают навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул для выполнения зрительной задачи; формируют умение пользоваться карандашом; развивают умение проводить линию, соединять точки прямой линией; развивают умение выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий. В ходе выполнения графических упражнений у учеников регулярно формируется верное восприятие размера, формы, положения в предметном пространстве окружающей реальности. Учеников обучают искать схожесть, отличие между нарисованными объектами. В ходе занятий протекает активное скопление, улучшение суждений, формируется наблюдательность, зрительная память.
По мнению многих исследователей, графические упражнения – это упражнения, способствующие формированию графических навыков. С помощью графических упражнений укрепляются мелкие мышцы пальцев и кисти, развивается тактильная память, что очень важно при обучении письму, развитие зрительного восприятия и внимания. Этот вид терапии, как правило, предполагает сосредоточение на проблемных моментах во время учебных занятий. Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков). Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения.
Лепка, рисование и другие виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук, но просто развитая моторика без координации со зрением малоэффективна. Графические упражнения достаточно хорошо развивает координацию зрения и движения. Из опыта работа рекомендуется 2 больших практических альбома с упражнениями Иншаковой О.Б «Развитие графо-моторных навыков», которые детально прорабатывают согласованное взаимодействие рабочей руки и глаз.
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"
Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе. Принято считать, что готовность ребенка к систематическ...

«Система коррекционной работы по предупреждению и устранению оптической и кинестетической дисграфии у первоклассников с нарушением зрения»
В данной работе отражены теоретические и практические моменты профилактической, коррекционной, развивающей работы с первоклассниками имеющими нарушение зрения. Описаны трудности с которыми могут...

Программа "Адаптация первоклассников с нарушением зрения"
Настоящий практический курс занятий по СБО и социализации для работы воспитателя с первоклассниками, имеет практическую направленность и призван помочь детям получить не только теоретические знания, н...

«Специфика работы по развитию вестибуло-зрительно – моторной координации у дошкольников с интеллектуальными нарушениями»
Принимая во внимание, что возраст 5-8 лет является наиболее благоприятным периодом для развития психомоторной деятельности, расширяющей диапазон адаптивных возможностей школьника, ...

Зрительно-моторная координация у первоклассников с нарушением зрения
В консультации приведены краткие причины трудностей освоения письменной речи первоклассниками с точки зрения слабой согласованности движений руки и глаз....

Игры для развития зрительно-моторной координации у первоклассника
В консультации приведены примеры различных уражнений на развитие ЗМК у старших дошкольников и первоклассников....
Консультация для родителей и педагогов "Развиваем мелкую моторику рук у детей, имеющих нарушение зрения"
В консультации представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей, имеющих нарушение зрения....
