Работа с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам, по вовлечению их в проектную деятельность и её сопровождению
статья

Новолодская Виктория Анатольевна

Каждый человек наделён талантом.В современном мире роль таланта и интеллекта становится всё более значимой. Выявление и педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей — одна из важнейших задач современного образования в России.

Для нашей образовательной организации работа с талантливыми детьми — один из ключевых приоритетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с одаренными детьми.82 КБ

Предварительный просмотр:

Новолодская В.А.

учитель начальных классов РЖД Лицей №10 г.Улан-Удэ

Работа с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам, по вовлечению их в проектную деятельность и её сопровождению

        «Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля.Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р. Дж. Стернберг, Е. Григоренко

Каждый человек наделён талантом. Но сможет ли он достичь успеха, зависит от того, будет ли этот талант обнаружен, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества.

В современном мире роль таланта и интеллекта становится всё более значимой. Творчество играет всё большую роль. Экономика всё больше основывается на знаниях и способности людей к новаторству. Исследования подтверждают, что интеллект является ключевым фактором, определяющим темпы экономического роста современных государств.

Выявление и педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей — одна из важнейших задач современного образования в России. Чтобы Россия стала конкурентоспособной страной, ей необходимо встать на путь инноваций и модернизации. А для этого нужен квалифицированный и грамотный человек, способный выдвигать и реализовывать нестандартные идеи. И здесь без коренных изменений в системе образования не обойтись.                                                                                                                                В эпоху, когда постиндустриальное общество активно развивается, а роль человеческого интеллекта и творческих способностей становится всё более значимой, работа с талантливыми и мотивированными детьми приобретает особую важность.

Каждый выпускник школы должен найти своё место в сложном и разнообразном мире, учитывая свои возможности, таланты и интересы.

Для нашей образовательной организации работа с талантливыми детьми — один из ключевых приоритетов.

Талантливый ребёнок — это ребёнок, который уже демонстрирует выдающиеся достижения в какой-либо сфере или имеет потенциал для таких достижений.

Наша задача — выявлять, поддерживать и сопровождать детей, которые проявляют таланты в учёбе, искусстве или спорте.                                                                                                         Создание российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, основанной на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах - это необходимый элемент российской политики на ближайшие годы.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Ударенный человек словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.                                                                                                  Цель семьи — вовремя заметить и понять, к чему у ребёнка есть склонность. Задача школы — поддержать и развить эти склонности, создать условия для их реализации. Именно в школе закладывается фундамент для формирования личности, способной мыслить самостоятельно и творчески.

Именно в школе зарождается стремление к познанию, желание проникнуть в тайны мироздания. Многие учителя сталкивались с учениками, которым недостаточно школьного учебника, им неинтересны уроки, они ищут ответы на свои вопросы в книгах и энциклопедиях.

Поэтому так важно в школе выявить всех, кто интересуется наукой и техникой, помочь им осуществить свои планы и мечты, направить их на путь открытий и помочь раскрыть свой потенциал.                                                                                                                                                                           Выявить одарённость ребёнка — непростая задача, которая решается с помощью психологического тестирования и опроса родителей, учителей и сверстников.

В большинстве научных теорий одарённость и предпосылки к её развитию связывают с творческими способностями ребёнка, которые определяются как креативность. Эти способности не всегда проявляются в тестах на интеллект и не всегда напрямую связаны с обучаемостью. Креативность может проявляться в мышлении, общении и различных видах деятельности.

Одарённость можно рассматривать как сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей выше среднего уровня, креативности и настойчивости. По мнению известного американского психолога Абрахама Маслоу, креативность — это врождённая творческая направленность, которая теряется у большинства людей под влиянием окружающей среды. На практике креативность проявляется как смекалка — способность находить выход из сложных ситуаций, используя необычные предметы, обстановку и обстоятельства. В более широком смысле это нетривиальное и остроумное решение проблемы.                                                                                                                                                   Итак, одним из ключевых критериев одарённости является высокий уровень интеллектуального развития ребёнка, превышающий среднестатистический для его возраста. Именно такой уровень становится фундаментом для творческого потенциала.

Чтобы чётко сформулировать цели и задачи программы, необходимо дать определение понятию «одарённость».                                                                                                                     Одарённые дети:

- обладают более развитыми интеллектуальными способностями, чем большинство их сверстников;                                                                                                                                                                - проявляют высокую восприимчивость к обучению и творческий потенциал; имеют ярко выраженную потребность в познании, которая не даёт им покоя;                                                       - получают удовольствие от самообразования и умственной деятельности.

Существует несколько подходов к классификации одарённости. Например, можно выделить скрытую и ярко выраженную одарённость.

Если говорить о том, как проявляется одарённость в разных сферах деятельности, то можно выделить общую и специальную одарённость.

Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых формируются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Специальная одарённость проявляется в конкретных областях деятельности и может быть определена только в отношении отдельных сфер (например, музыка, живопись, спорт и т. д.).

Одарённость можно классифицировать по видам деятельности:

В практической деятельности выделяют одарённость в ремесле, спорте и организации.     В познавательной деятельности — интеллектуальную одарённость в различных областях (естественные и гуманитарные науки, интеллектуальные игры и т. д.).                                  В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.                           В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одарённость.                   В духовно-ценностной деятельности — одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Исходя из типов одаренности, можно условно выделить категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями;

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Поиск и развитие талантливых детей следует начинать уже в начальной школе. Для этого нужно внимательно наблюдать за учениками, изучать их психологические особенности, речь, память и логическое мышление.

Работа с талантливыми и способными учениками — один из важнейших аспектов деятельности школы. Необходимо выявлять и развивать их способности.

Я считаю, что эффективным способом развития талантов является активизация обучения через исследовательскую и творческую деятельность. Важно передавать ученикам инициативу в развитии их познавательных способностей.

Однако существующая в современном образовании система уроков и классов создаёт противоречие между индивидуальными способностями и потребностями учеников и усреднённым подходом, используемым на уроках.

Способные дети часто опережают своих сверстников в интеллектуальном и творческом развитии. Из-за этого у них возникает проблема несоответствия способностей и образовательных запросов содержанию учебного материала и формам работы, предлагаемым учителем в рамках учебной программы. Их также волнуют вопросы познания мира и философского характера.

Для таких детей необходимо организовывать различные формы внеурочной деятельности.В современном мире проблема выявления и развития талантливых детей становится всё более значимой. Это связано с тем, что общество нуждается в ярких и креативных личностях.

Одной из главных задач в области образования является раннее обнаружение, обучение и воспитание талантливых и одарённых детей. Существует мнение, что такие дети не нуждаются в помощи взрослых и не требуют особого внимания и руководства. Однако из-за своих личностных особенностей они особенно чувствительны к оценке своей деятельности, поведения и мышления.

Для того чтобы понять, о чём идёт речь, нужно разобраться в следующих терминах:

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают освоение эффективных методов деятельности. Они носят общий характер и не позволяют предсказать, какие именно способности могут развиться на их основе.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного ребёнка или подростка от другого и влияют на его успехи в деятельности.

Талант — это сочетание способностей, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, отличающейся новизной и оригинальностью подхода.

Одарённость — это состояние и степень выраженности способностей у детей и подростков.

Одаренность - потенциальный талант, талант – реализованная одаренность.

Качества чаще всего характеризующие одаренных детей:

- Неровно успевающий.

- Выбивающийся из общего темпа.

- Странный в поведении, непонятный.

 - Занятый своими делами (индивидуалист).

-  Не умеющий общаться, конфликтный.

- Иногда тугодум, не может понять очевидного.

- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

- Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Классификация детской одарённости:

практическая,

теоретическая (познавательная),

художественно-эстетическая,

коммуникативная,

духовно-ценностная.

Проблемы одарённых детей:

-Неприязнь к школе.

-Игровые интересы.

-Конформность (отрицание стандартных требований).

-Погружение в философские проблемы.

-Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

-Стремление к совершенству.

-Ощущение неудовлетворенности.

-Нереалистические цели.

-Сверхчувствительность.

-Потребность во внимании взрослых.

-Нетерпимость.

-Низкая продолжительность сна.

Исходя из всего вышесказанного, мы поставили перед собой цель:

Создать образовательно-воспитательную среду, обеспечивающую наиболее благоприятные

 условия для выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.

Систематизировать работу с одаренными детьми, направленную на их личностное развитие и

успешность.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

Признание коллективом учителей и администрацией школы важности работы с талантливыми учениками и создание системы управления этой работой.

Создание обогащённой образовательной среды в школе, включающей основное и дополнительное образование, для развития способностей учеников.

Разработка и постоянное улучшение методов работы с талантливыми учениками.

Поддержка талантливых учеников и их учителей через систему поощрений за достижения.

Подготовка и повышение квалификации специалистов для работы с талантливыми учениками.

Научное, методическое и информационное обеспечение процесса развития талантов.

В работе с талантливыми учениками ключевую роль играют педагоги, которые обладают определёнными характеристиками.

Учитель должен быть:

— увлечённым своей работой;

— способным к экспериментам, исследованиям и творчеству;

— компетентным в своей области;

— умным, нравственным и эрудированным;

— экспертом в области передовых педагогических методик;

— психологом, воспитателем и талантливым организатором образовательного процесса;

— знатоком во всех сферах человеческой жизни.

Основные подходы к организации работы с талантливыми учениками в школе

Предоставление широкого спектра возможностей для личностного роста.

Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Формирование интереса к обучению с помощью актуального и занимательного контента.

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

Увеличение значимости внеклассной деятельности.

Предоставление учащимся свободы выбора дополнительных образовательных услуг, помощи и наставничества.

Эти принципы помогают создать эффективную систему работы с талантливыми детьми, которая способствует развитию школьной системы выявления, поддержки и сопровождения одарённых и талантливых учеников.

Методы работы с талантливыми учениками

В рамках учебного процесса:

групповые, факультативные и индивидуальные занятия; элективные курсы.

Внеурочная деятельность:

кружки и секции по интересам; участие в интеллектуальных соревнованиях, научно-практических конференциях, конкурсах, спортивных состязаниях и других мероприятиях.

Мероприятия эстетического направления:

фестивали, конкурсы, концерты.

Планируемые итоги:

Разработка и улучшение системы работы с талантливыми учениками в школе.

Рост числа учителей, которые применяют современные подходы к обучению одарённых детей.

Увеличение количества детей с выдающимися способностями в интеллектуальной, академической и творческой сферах.

Определение трудностей, связанных с различными аспектами работы с талантливыми учениками.

Критерии оценки результатов

Чтобы успешно реализовать программу, необходимо в конце учебного года проанализировать работу школы с талантливыми учениками по следующим направлениям:

Как учителя работают с одарёнными детьми на уроках и во внеурочное время. Как выявить талантливых учеников с помощью анкетирования классных руководителей, учителей-предметников и педагогов дополнительного образования. Как школьные методические объединения учителей работают с одарёнными детьми. Участие учителей в мероприятиях разного уровня по работе с талантливыми учениками.

Основываясь на результатах анализа, мы должны дополнить и скорректировать план мероприятий, направленных на работу с талантливыми детьми в нашей школе.

В рамках этого плана необходимо:

Создать систему раннего выявления талантливых детей.

Организовать индивидуальное сопровождение для талантливых школьников.

Повысить квалификацию педагогов, работающих с талантливыми детьми.

Разработать систему поощрения для педагогов и учеников за достижения.

Активизировать работу с родителями талантливых учеников.

Наша цель в работе с талантливыми детьми — помочь им почувствовать свою значимость и востребованность, научить их эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Для этого необходимо увеличивать интеллектуальную нагрузку, используя интересные факты, информационно-коммуникационные технологии, а также предлагать персонализированные, выборочные и интегрированные задания.

Важно создавать ситуации успеха для талантливых детей, поскольку признание играет ключевую роль в их развитии.

В работах многих педагогов и психологов подчёркивается, что креативность и нестандартное мышление учеников наиболее ярко проявляются и успешно развиваются в разнообразных учебных занятиях, которые имеют исследовательскую направленность.

Биологическая природа ребёнка побуждает его к исследовательской деятельности. Каждый здоровый ребёнок рождается с врождённым стремлением к исследованию. Его неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, желание наблюдать и экспериментировать, а также самостоятельно искать новые знания о мире — это важнейшие черты детского поведения.

Детская активность — это естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Начальная школа — это важный этап не только базового образования. Она также является фундаментом для формирования основ исследовательской культуры.

В начальной школе исследовательская деятельность — это совместный процесс, в котором участвуют ученики, учителя и родители. Задача этой деятельности — создать условия для развития творческого потенциала ребёнка.

Чем более важными для ученика будут цель и результат проекта, тем успешнее будет проходить работа над ним.

Исследовательская работа — это деятельность, которая связана с решением творческой задачи, результат которой заранее неизвестен. В отличие от научного исследования, цель учебного исследования — не поиск истины и получение нового знания, а развитие навыков исследовательской деятельности и формирование активного подхода к обучению.

Такая работа имеет много общего с проектом, но в данном случае исследование — это лишь часть проектной работы.

Проект — это деятельность, направленная на решение определённой задачи и достижение запланированного результата оптимальным способом. В процессе работы над проектом могут использоваться элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной работы, но только как средства для достижения цели проекта.

В отличие от исследования, результат проекта известен заранее, в то время как результат исследования может быть непредсказуемым.

В процессе проектной и исследовательской деятельности у детей формируются ключевые общеучебные и познавательные умения и навыки.

Проектная работа:

— Умение критически мыслить и анализировать задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

— Умение искать и находить информацию, необходимую для решения задачи.

— Умение генерировать идеи и гипотезы для решения проблемы.

— Умение оценивать результаты своей работы.

— Умение работать в команде и эффективно взаимодействовать с партнёрами.

— Умение планировать и организовывать работу.

— Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

— Умение анализировать свою деятельность и извлекать уроки из ошибок.

— Умение вести диалог, задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения.

— Умение выступать перед аудиторией, использовать различные средства наглядности и отвечать на вопросы.

Исследовательская деятельность:

— Умение видеть проблемы и формулировать их.

— Умение выдвигать гипотезы и предположения.

— Умение задавать вопросы и искать на них ответы.

— Умение давать определения понятиям.

— Умение проводить наблюдения и эксперименты.

— Умение делать выводы и обобщения.

— Умение классифицировать и систематизировать информацию.

— Умение работать с текстом и анализировать его.

— Умение доказывать и защищать свои идеи.

Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время осуществляется по трём основным направлениям.

Индивидуальная работа.                                                                                                               Она включает в себя: подготовку разовых докладов, устных сообщений, проведение простых опытов, экспериментов и наблюдений; подбор литературы; помощь другим ученикам в подготовке сообщений; создание наглядных пособий для изучения новой темы.

Работа с учащимися по индивидуальной программе. Она включает в себя: помощь в выборе темы исследования; определение круга проблем; подбор литературы; планирование работы.

Групповая работа. Она включает в себя организацию исследований и совместных проектов, в которых участвуют несколько учеников.

Массовая работа с детьми. В рамках этого направления проводятся встречи с интересными людьми, заседания школьного научного общества учащихся начальной школы и школьные олимпиады. Ежегодно проходят конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.

Индивидуальная и групповая работа с детьми по развитию исследовательских навыков, творческих способностей и самостоятельности строится по следующей схеме:

1.Выбор темы исследования.

2. Постановка целей и задач.

3. Сбор и анализ информации.

4. Проведение экспериментов и наблюдений.

5. Оформление результатов исследования.

6. Представление результатов.

Этапы индивидуальной и групповой работы:

На первом этапе определяется группа детей, которые хотят заниматься исследованиями, или выявляются дети с исследовательским талантом. Важно также узнать, поддерживают ли родители желание ребёнка заниматься исследованиями. Опыт детей младшего школьного возраста ещё невелик, и без помощи родителей ребёнку может быть трудно. Но важно, чтобы помощь взрослых была незаметной для ребёнка и не заменяла его исследования исследованиями взрослых, а лишь направляла его в нужном направлении.

Кроме того, на первом этапе детям помогают выбрать тему исследования. Тема может быть связана с увлечениями ребёнка или желанием узнать что-то новое и интересное. Иногда тему исследования выбирает взрослый, но так, чтобы она заинтересовала ребёнка.

Важно, чтобы работа по выбранной теме не занимала много времени и не требовала длительных исследований, а предполагала быстрый и заметный результат. Также важно, чтобы ребёнок с самого начала понимал значимость своего исследования и возможность его практического применения.

На втором этапе вместе с ребёнком формулируются проблемы, которые нужно решить в рамках исследования. Эти проблемы станут движущей силой для дальнейшего исследования.

А. И. Савенков считает, что поиск проблем — это непростой процесс, а способность видеть проблемы — особый дар.

Поэтому на этом этапе большую роль играет педагог, который помогает ребёнку понять проблему, но не требует от него чёткого словесного описания. Чтобы научить ребёнка видеть проблемы, проводятся тренировочные занятия и упражнения.

Следующий этап — постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Чтобы помочь детям сформулировать цели и задачи, также проводятся тренировочные упражнения.

Четвёртый этап — организация работы ребёнка над выбранной темой. Работа проводится под руководством учителя и с помощью консультантов, которыми часто становятся родители.

Участие взрослых необходимо, но ребёнку предоставляется как можно больше самостоятельности, чтобы он мог почувствовать радость от своих открытий и понять их значимость.

Пятый этап — отбор и структурирование собранного материала, составление текста выступления и подготовка презентации. На этом этапе работа ведётся в тесном сотрудничестве с ребёнком. С помощью наводящих вопросов и следуя плану исследования, вместе с детьми составляется текст выступления.

На шестом этапе учащиеся представляют свои работы в классе. Обычно те, кто не участвует в исследовании, с интересом слушают выступления своих товарищей. Они задают много вопросов и спорят с авторами исследований. Авторы исследований получают опыт общения с большой аудиторией.

Седьмой этап — итог исследовательской деятельности учащихся — школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая проводится в конце учебного года.

Конференция стала традицией нашей школы и проводится как праздник юных исследователей. На неё приглашаются дети, которые хотят заниматься исследованиями, педагоги школы и родители. На конференции ребёнок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с разными точками зрения на проблему и учится отстаивать свою позицию, не боясь трудностей.

Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в рамках индивидуальных, групповых занятий и массовых мероприятий, мы стимулируем у детей интерес к познанию мира и углублённому изучению предметов. Это создаёт условия для развития у детей навыков исследовательской работы.

Наблюдения за учениками показывают, что с каждым занятием дети становятся более самостоятельными в проведении исследований, выявлении проблем и планировании своей деятельности. Кроме того, участие в исследовательской работе способствует развитию у детей общеучебных умений и навыков.

Ученики, вовлечённые в исследовательскую деятельность, развивают свои мыслительные способности и навыки. Они получают возможность проявить себя в основной деятельности младших школьников — учёбе.

Таким образом, исследовательская деятельность ребёнка — это возможность организовать самообучение и самовоспитание, что является актуальным как в современной школе, так и в жизни. Организация исследовательской деятельности — это перспективный путь развития детей, и чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим, необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

     

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников - 2015-2016 уч.г.) -олимпиадные задания по математике в 4 классе

В олимпиадные задания входит изученный материал по всей начальной школе в усложнённом виде. готовые бланки заполняются самими учащимися в начале олимпиады....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми

  В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», по словам Дмитрия Медведева, программа развития российской школы включает в себя шесть основных направлений, одн...

Доклад на тему «Проектная деятельность – качественный показатель организации работы с одарёнными детьми в начальной школе»

В настоящее время все большую популярность приобретают приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делат...

Работа с одарёнными детьми: подходы, методы, перспективы. Трудности в работе с одарёнными детьми. Платформы для дальнейшего развития.

В данной статье рассматриваются современные подходы к работе с одарёнными детьми, а также анализируются существующие методики и перспективы дальнейшего развития этой области педагогики....