Возможности дополнительного образования в процессе формирования основ патриотизма и гражданской позиции дошкольников и младших школьников
консультация
Формирование основ гражданской идентичности и партиотизма в реализации программ социально-гуманитарной направленности дополнительного образования.
Система дополнительного образования является одним из ресурсов гражданской идентичности, который обеспечивает ненавязчивое воспитание ребенка умению жить в обществе разных национальностей , взглядов и обычаев.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Единственное противоядие от душевной уязвимости – цельная идентичность!
Эдит Ева Эгер
«Возможности дополнительного образования в процессе формирования основ патриотизма и гражданской позиции дошкольников и младших школьников»
Государственная политика в сфере патриотического воспитания за последний период претерпела положительные изменения и задала необходимый вектор развития во всех сферах образования: образовательных и профессиональных учреждениях, учебных программах и методиках, в образовательных ресурсах. Система дополнительного образования является одним из ресурсов формирования гражданской идентичности, так как «ненавязчиво» воспитывает ребенка жить в пространстве отношений между людьми разных национальностей, взглядов и обычаев.
Способность человека полноценно «жить» обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является. В сложившихся социально экономических и культурно-национальных условиях выдвигается задача: формирование способности воспитанника творческого объединения дополнительного образования, соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, что позволяет ребенку осознавать себя гражданином своей страны. Гражданская идентичность является ключевым компонентом Российской идентичности.
С какого возраста необходимо воспитывать ГРАЖДАНИНА? Считается, что процесс формирования основ патриотизма начинается уже в старшем дошкольном возрасте и заключается в основном в познании традиционных этических норм взаимоотношений в семье, в природе, в коллективе (т.е. как должно быть). Гражданственность и гражданская идентичность – это более психологические понятия, и определяются как сопричастность к традициям, языку, народу, Родине, его мировозрению, социальным ценностям и нормам поведения, его морали. Может ли дошкольник полноценно понимать данные ценности? Только с подросткового возраста начинается процесс осознания своей принадлежности к обществу, к его значимости в нем.
Но при все этом, знакомству и приобщению к перечисленным критериям конечно нужно начинать с дошкольного возраста. (Узнать, как нужно, правильно, а потом определять для себя как будет…).
Я являюсь разработчиком программы «Детская академия наук» естественнонаучной направленности, целью данной деятельности является создание условий формирования элементарных научных экологических представлений посредством вовлечения детей в исследование естественных наук и принципов существования окружающего мира.
Реализация данной программы происходит с учетом решения задач ФЗ «Об образовании», и Концепции развития дополнительного образования, и еще ряда нормативных документов, в которых отражены целевые ориентиры будущего гражданина своей страны. Наряду с программными задачами, педагогу необходимо решать воспитательные задачи, а время, особенно с дошкольниками ограничено. Следовательно, при построении образовательного процесса, необходимо интеграция данных задач, необходимо применять возможности вариативного построения процесса обучения и воспитания, направленного на активизацию социальной позиции детей.
Для интеграции общих программных задач я выделила такие задачи-направления, которые позволят сформировать основы патриотизма и гражданской идентичности:
- активизация детей к познанию достижений русских ученых и первооткрывателей;
- приобщение к национальным истокам;
- привлечение к экологическим проблемам.
Наиболее приемлемые современные методы: детско-родительские проекты, мини-музеи, просмотр мульфильмов, организация индивидуальных выставок, досуговые мероприятия, праздники и т.д. Применение технологий «Река времени», «Говорящая стена», все то, что будет формировать основы самосознания и принадлежности к великим русским людям и их достижениям. Но, все таки, мы ограничены во времени, и прибегаем к партнерству с родителями, которые помогают в исследованиях, участиях в конкурсах и мероприятиях.
Предлагаю вам немного окунуться в атмосферу игровых заданий и игр, которые я применяю в своей образовательной деятельности. (по презентации и наглядно).
Обратная связь – участие в олимпиадах, изготовление информационных листов (интересные люди России, Русские достижения, герои России, ученые Хакасии, Красна книга Хакасии, индивидуальные выставки, исследовательские мини проекты, изготовление листовок, социальные акции).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Программа формирования и развития познавательной активности дошкольников и младших школьников"
Программа развития профессиональной компетентности...
Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников
Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности. На современном этапе реал...
Формирование основ патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики.
Хочу рассказать, как на различных уроках через предметы старины, фотографии, рассказы очевидцев, книги, газеты помогаю детям приобщиться к истории, культуре, музейным ценностям. Каки...

Мастер-класс "Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения младших школьников"
Представление опыта работы по теме самообразования "формирование основ экологической культуры и безопасного поведения младших школьников"...

Формы сотрудничества школы, родителей и ДОУ для формирования устойчивого читательского интереса у дошкольников и младших школьников
Обобщение опыта работы с родителями, опыта сотрудничества с ДОУ по формированию интереса к чтению. Интересна она будет как учителям начальных классов ( особенно 1 класса), так и родителям дошкольников...

Статья "Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников. Временные понятия"
Статья содержит в себе информацию о методике формирования временных понятий у старших дошкольников и младших школьников....

Консультация – практикум учителя-логопеда для воспитателей детского сада и учителей начальных классов «Методика формирования и коррекции звукопроизношения у дошкольников и младших школьников. Обзор дидактических методов и приёмов работы».
Практическая деятельность учителей-логопедов показывает, что без комплексного подхода логопеда, воспитателей, учителей и родителей трудно достичь высоких результатов в коррекцио...
