Статья "Формирование математических представлений у старших дошкольников и младших школьников. Временные понятия"
статья по математике

Ольга Евгеньевна Анчевская

Статья содержит в себе информацию о методике формирования  временных понятий у старших дошкольников и младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Развитие временных представлений у дошкольников и младших школьников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники и младшие школьники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия детьми времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в его существовании.

           Время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми. В связи с этим у них наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств для формирования временных представлений. Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной “картины мира”. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

          Для формирования временных понятий у дошкольников лучше всего подходят    дидактические средства, которые  выполняют следующие функции: они реализуют принцип наглядности; переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму; способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий; увеличивают объем самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения. Остановимся на дидактических средствах подробнее:

  • простейшие модели (плоские и объёмные);
  • малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, считалки и др.);
  • картинки и художественное слово (рассказы, пословицы, загадки, стихотворения);
  • музыкально-математические средства;
  • знакомство детей с произведениями изобразительного искусства, музыкой и литературой;
  • дидактическая игра;
  • подвижные игры;
  • проблемно-игровые ситуации;
  • проектная деятельность.

          В начальной школе, чтобы сформировать у детей временные представления,  учитель строит занятия  на наглядно-практической основе с использованием всех трех групп методов: словесных, наглядных и практических. Все этапы работы проводятся последовательно и взаимосвязаны с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка.       Формирование временных представлений  проводится и  в игровой форме с опорой на различные системы,  учитель может использовать  интерактивную доску, магнитную доску, модель часов, табель - календарь, предметы, окружающие детей в классе и в природе, а также в других уголках класса.

Часто используются задания, которые связаны с такими приемами логического мышления, как сравнение знакомых, часто встречающихся в практической деятельности учащихся, представлений о времени, например: что длится дольше – урок или перемена, каникулы или учебная четверть; что короче по времени – занятия ученика в школе или рабочий день родителей?

 В начальной школе т используется множество  текстовых задач, связанных с понятием времени, а так же игры и занимательные упражнения.

          В обучении  младших школьников и дошкольников именно математика наиболее ярко воздействует на формирование пространственно-временных представлений. В этом возрасте ребенок эмоционален, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. С помощью языка математики ребенок быстрее устанавливает контакт с окружающим миром, и в то же время у него складывается собственный мир переживаний и образов. Поэтому важно понимание роли урока математики в формировании математических понятий у учащихся как части учебно-воспитательного процесса, наиболее значительно воздействующего на сферу представлений ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...

Коррекционная работа по развитию произвольности старших дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения

Коррекционная работа по развитию произвольности старших дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения...

Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников  имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...

"Развитие зрительного восприятия у старших дошкольников и младших школьников"

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. П...

Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»

Занятие   формирование  целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...

Игровые методы и приемы логопедической работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Методический материал для учителей-логопедов,дефнктологов , педагогов и родителей....