«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
презентация к уроку по математике

Хроменкова Марина Павловна

Отчет по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_1.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников» (2-ой год) Воспитателя группы №1 «Гномы» Хроменковой Марины Павловны с. Печерск , 2023 г.

Слайд 2

Содержание Информационная карта Актуальность Цели и задачи Ожидаемые результаты Формы и методы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников Индивидуальный план по самообразованию Результаты работы по самообразованию Учебно-методическое обеспечение

Слайд 3

Актуальность Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Н. К. Крупская говорила: «… Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. В связи с этим возник вопрос: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы.

Слайд 4

Гипотеза . Цель Гипотеза: Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе. Цель: повышение профессиональной компетентности по использованию развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Слайд 5

Задачи • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. • изучить игровые технологии в обучении математике детей старшего дошкольного возраста; • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста; • использовать разработанный материал на занятиях математике с детьми старшего дошкольного возраста; • активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. • изучить игровые технологии в обучении математике детей старшего дошкольного возраста; • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста; • использовать разработанный материал на занятиях математике с детьми старшего дошкольного возраста; • активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать)

Слайд 6

Ожидаемые результаты У детей: - активизация познавательного интереса дошкольников; - развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; У воспитателя: - повышение своего теоретического познания в области математики; - умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме; - пополнение РППС новыми играми по ФЭМП; - оформление центра « Знайка » (раздел математика). У родителей: - повышение заинтересованности родителей в использовании развивающих игр для формирования у детей ЭМП.

Слайд 7

Формы работы - Совместная деятельность воспитателя с детьми, - Индивидуальная работа с детьми, - Свободная самостоятельная деятельность самих детей. Методы работы - Наглядно – действенные - Игры с мелкими предметами - Дидактические игры (предметные, настольно – печатные, словесные) - Сюжетные игры - Использование цветных палочек Кюизенера - Игры с использованием блока Дьенеша . - Словесные игры

Слайд 8

Принципы Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа. Целостность - -формирование у дошкольников целостного представления о математике. Научность. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. Преемственность — обучение продолжается в начальной школе.

Слайд 9

Работа с детьми В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения Игры на обучение детей счету «Какой цифры не стало?» «Сколько?» «Исправь ошибку» «Путаница» «Убираем цифру» «Что изменилось?» «Кто первый назовет?» «Считай – не ошибись» « Уникуб » Цель этой игры – развитие логического, аналитического мышления, способностей к решению поисковых задач, развитие памяти и внимания, повышается умственный потенциал ребенка.

Слайд 10

Работа с детьми Цель игры: Способствовать познавательно – математическому развитию детей. Задачи: Развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки. Развивает фантазию и творческий потенциал ребенка. Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат. Формировать познавательные способности ребенка во время решения разного вида задач. Помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь. Занятия на расслабляют и снимают физическое и психологическое напряжение.

Слайд 11

Работа с детьми Блоки Дьенеша Задачи: Продолжать знакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине. • Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать по признакам • Воспитывать любознательность и интерес к новому. «Рыбка» Аня Р. Костя В., Матвей А.

Слайд 12

Работа с детьми Пазлы , вкладыши Цели: систематизировать знания детей чисел от 1 до 10; закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности;

Слайд 13

Счетные палочки. Работаем по схемам Счетные палочки являются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной форме познакомить ребенка с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Упражнения со счетными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность.

Слайд 14

Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля: анализ деятельности детей на занятиях; анализ деятельности детей в процессе дидактических игр; анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности; сводная таблица данных Мониторинг. Сентябрь 2022 – Май 2023

Слайд 15

Регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. В ходе исследования мною была подтверждена гипотеза о том, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников. ВЫВОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

ЗАНЯТИЕ П0 ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЧЁТНЫХ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА.

Представленное занятие поможет воспитателям и родитеелям в работе по формированию элементарных математических представлений. Игры и упражнения способствуют развитию у детей комбинаторных способностей,...

Выступление из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»

Рассматриваются игровые технологии по математике, как часть педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делов...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Осенние задачки"

Закрепление навыков счёта в пределах 7, совершенствование умения различать и правильно называть плоские геометрические фигуры, уточнять представления о последовательности частей с...

Методическая разработка, конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Как ребята весну выручаем» для детей старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Как ребята весну выручаем» для детей старшей группы...