Особенности подготовки будущего первоклассника с нарушенным развитием к школе
консультация (1 класс)
Проблема подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья волнует, как педагогов, так и родителей. Представленные в статье советы помогут облегчить подготовку ребенка к школе и вхождение в новый детский коллектив.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности подготовки будущего первоклассника
с нарушенным развитием к школе
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) готовится к школе. От первых шагов родителей зависит успешность его вхождения в образовательный процесс. Каковы же это первые шаги?
Прежде всего, это посещение родителями школы, разговор с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Ведь именно он курирует весь образовательный процесс и является председателем школьного психолого-педагогического консилиума (далее – ППк), специалисты которого будут осуществлять сопровождение ребенка с нарушенным развитием. В процессе беседы родителям необходимо представить заключение психолого-медико-педагогический комиссии (далее - ПМПК), быть откровенными и готовыми к предоставлению необходимой информации об особенностях развития своего ребенка, поведения и коммуникации. Возможно, быть готовыми к тому, что ППк порекомендует специальную (коррекционную) школу с учетом особых образовательных потребностей будущего первоклассника с ОВЗ. Основной вопрос, который нужно решить на данном этапе – это выбор вида школы: обычная массовая школа или коррекционная.
Написав заявление в школу, несколько раз до первого сентября необходимо прогуляться до нее. Если ребенок неговорящий и пользуется средствами альтернативной коммуникации, ввести ему карточку с изображением школьного здания, рассказать о школе.
Когда ребенок приступит к обучению, родителям помнить, что школа – это образовательное учреждение, а не то место, куда на время отправляют ребенка, чтобы отдохнуть или заняться своими делами. Следует передать учителю информацию об особенностях своего ребенка с ОВЗ, в том числе сенсорных, коммуникативных, рассказать, что может вызвать нежелательное поведение, что его усилит и подкрепит, о склонностях ребенка к ненужным играм в прятки (побегам) и т.д.
Обязательно коснуться темы продолжительности занятий. Обсудить, сколько ребенок может без перерывов заниматься в условиях группы, какие задания у него не получаются, как он реагирует на неудачу (плач, крик, аутоагрессия), в каких условиях обычно занимается, что особенно привлекает его.
В беседе с учителем заверить свою готовность оказания помощи в изготовлении дополнительного наглядного материала для ребенка с нарушенным развитием (коммуникативные карточки, визуальное расписание, дидактический материал), схем и т. д., и постоянном сотрудничестве.
Нахождение в школе знаменует собой этап социализации любого ребенка: вхождение в новый коллектив сверстников, взаимодействие с неизвестными людьми разных возрастов. СанПиН рекомендует дозированное вхождение в школьную систему всем первоклассникам. А, если ребенок с ОВЗ, да еще имеющий значительные проблемы эмоционально-волевой сферы, желательно, чтобы на период адаптации школьный ППк разработал ему индивидуальный график посещения занятий.
Кроме того, известно, что у ребенка с ОВЗ в межсезонье, а это время начала школьного обучения, обостряются его расстройства, ухудшается общее состояние, поэтому в данный период помощь врача-специалиста первокласснику крайне необходима. Выбор врача зависит от ведущего нарушения, например, для детей с НОДА – это невролог, для детей с расстройствами аутистического спектра – психиатр.
Школа - это всегда групповое взаимодействие. Родитель может помочь своему ребенку сформировать «чувство группы», понять, что он часть класса. Для этого идеально подходит сюжетно-ролевая игра «Школа». В процессе проигрывания следует научить ребенка приветствовать учителя или одноклассника («Добрый день», «Привет»), обращаться к сверстнику, выполнять роль хорошего ученика (исключить в игре примеры неправильного поведения). В процессе игры отрабатывать те действия, которые происходят на уроке: отрыть тетрадь, взять простой карандаш, выйти к доске, поднять руку, убрать в портфель учебник и т.д., которые возникают в гардеробе, столовой, на перемене («Давай с тобой играть», «Можно в туалет») и так далее. Важно привлекать в игру «Школа» старших членов семьи, других родственников, чтобы наработать необходимый устойчивый опыт построения правильного школьного поведения и продуктивного взаимодействия. Ведь в школе первокласснику с нарушенным развитием придется:
- выполнять фронтальную инструкцию с первого раза, то есть уметь слышать и понимать устные обращения ко всему классу, а не персонально к нему;
- выполнять инструкции, предъявляемые разными людьми;
- следовать правилам школьного распорядка;
- обращаться за помощью к взрослым или сверстникам;
- сидеть за партой и учиться;
- владеть навыками самообслуживаниями.
В развитии базовых учебных действий ребенку помогут картинки на школьную тематику, рисунки, персонажем которых должен быть именно он. Родители, комментируя их содержание, закрепляют с ребенком правила общения и культуры поведения в школе. Знание социальных правил поможет первокласснику с ОВЗ успешнее адаптироваться к школьным условиям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка будущих первоклассников к школе
Беседа для родителей будущих первоклассников. Ответы на многие вопросы интересующие родителей, рекомендации специалистов, тест "Готов ли ребёнок к школе."...
Подготовка будущих первоклассников к обучению в школе
Мои размышления, основанные на многолетних наблюдениях....
Подготовка будущих первоклассников к обучению в школе
Из опыта работы....

Публикация творческой работы: "Особенности подготовки и проведения ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАЗДНИКОВ в начальной школе для детей с нарушениями слуха".
Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья младших школьников с нарушениями слуха, а также организация активного отдыха может быть решена на уроках физической культуры, ритмики...

презентация "Математика" (материалы для подготовки будущих первоклассников к школе)
В этой презентации материалы для подготовки детей к школе по математике....
«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе.
«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе....

Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...