Рабочая программа по физической культуре в 1-4 классах
календарно-тематическое планирование по физкультуре (1 класс) по теме

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно–оздоровительную и спортивную деятельность.

            Данная программа является составительской и разработана на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич, 2006), рекомендованной Министерством образования РФ.

 

Целью данной программы является:

·      укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию.

 

Программа решает следующиезадачи физического воспитания учащихся 1 – 4 классов:

·      укрепление здоровья, улучшения осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоничному физическому развитию, выработки устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

·      овладения школой движения;

·      развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно–силовых, выносливости и гибкости) способностей;

·      формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

·      выработку представлений об основных видах спорта, снарядах, инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

·      приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

·      воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.

 

Программа курса предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.

 

Основной формой работы по программе является урок физкультуры.

Содержание программного материала уроков состоит из базовой части. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Программа состоит из пяти взаимосвязанных разделов: основы знаний, подвижные игры, гимнастика с элементами акробатики, легкоатлетические упражнения, лыжная подготовка.

Программный материал по разделу «Основы знаний» осваивается как на специально отведенных уроках (1 – 2 ч в год), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей во время проведения уроков.

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.

            Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способности к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроении двигательных действий, скоростных и скоростно–силовых способностей и др.).

            В результате обучения ученикизнакомятся со многими играми, что позволяет воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

            Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способностии умения. После освоения базового варианта игрыдетям предлагается изменять условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча.

Гимнастические упражнения являются одной их основных частей содержания уроков физической культуры. В программный материал 1 – 4 классов входят простейшие виды построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов  и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах.

            Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба, лепка, конструирование), стимулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем.

            В данную программу включены акробатические и танцевальные упражнения. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.

            При прохождении данного раздела программы особое внимание уделяется сохранению правильной осанки обучающихся, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.

Раздел «Легкоатлетические упражнения». Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Это содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность.

            Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие, прежде всего, координационных способностей.

            Одновременно развиваются кондиционные способности (скоростных, скоростно–силовых и выносливости).

            Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а так же позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов.

            Все это в совокупности содействует формированию морально–волевых качеств личности ребенка, таких, как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

            Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

Раздел «Лыжная подготовка». В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения. К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж.

В учебной работе большое место отведено играм на лыжах и передвижению по местности, совершенствованию в технике, но главное содержание занятий составляет выработка необходимых качеств – ловкости, силы, быстроты, выносливости. При этом, учитываются особенности развития детей этого возраста.

Уроки лыжной подготовки проводятся только в тихую погоду при слабом ветре (не более 2 м/с), при температуре не ниже  -150С.

Задачи учителя: предусмотреть максимальную занятость учащихся в течение всего урока, постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку, держать по возможности всех учащихся в поле своего зрения, обеспечить порядок и дисциплину.

В результате освоения Программы обучающиеся, оканчивающие начальную школу, овладевают:

·        знаниями о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, правилами гигиены, закаливания, самостоятельных занятий физкультурой;

·        умениями и навыками в основных циклических и ациклических видах физкультурной и спортивной деятельности, предусмотренных данной программой;

·        уровнем развития основных физических способностей не ниже среднего;

·        умением самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения уровня физической работоспособности;

·        умениями осуществлять соревнователь­ную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным прави­лам).

·        навыками соблюдения порядка, выполнения правил безопасности и гигиенических нормы; помощи друг другу и учителю во время занятий, поддержке товарищей, имеющих слабые результаты;

 

В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умения применять знания на практике:

·        вводный (перед началом работы, закрепление знаний предыдущих тем);

·        текущий (рефлексия);

·        итоговый (сдача контрольных нормативов, зачетов, выступление на спортивных соревнованиях).

 

Данная программа несет в себе не только общеобразовательный потенциал, но и социальную функцию. Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют:

·        воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности,

·        формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями,

·        воспитание моральных качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.

Школьники обучаются способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

 

 

Содержание программы

1 класс

 

1.Основы знаний (1 час, и в процессе уроков)

Техника безопасности во время занятий физической культурой, правила поведения в спортзале. Понятия: эстафета, команды «старт», «финиш»; темп, длительность бега, влияние бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения  и безопасности

Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятия, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, Осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание. Основные требования к одежде и обуви во время занятий, значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания, особенности дыхания, требования к температурному режиму, понятие об обморожении, техника безопасности при занятиях лыжам

 

2.Подвижные игры (20 часов)

Подвижные игры: «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель», «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч», эстафеты с элементами ловли, передач, бросков и ведения мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге.

 

3.Гимнастика с элементами акробатики (14 часов)

Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), обручем, флажками; группировка; перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях; лазание по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку; гимнастического коня. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гим.скамейке); ходьба по гим.скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 900; ходьба по рейке гим.скамейки. Танцевальные шаги: шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону. Основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом марш!», «Класс стой!». Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности

 

4.Легкоатлетические упражнения (20 часов)

Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, коротким, средним и длинным шагом.

Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, с высоким поднимаем бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам

Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 м; с преодолением препятствий (мячи, палки т.п.); по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3 х 5, 3 х 10 м; эстафеты с бегом на скорость. Равномерный, медленный до 3 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5 – 15 м). Бег с ускорением      от 10 до 20 м, Соревнования (до 60 м). На одной и двух ногах на месте, с поворотом на 900; с продвижением впред на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия, через набивные мячи, веревочку (высота 30 – 40 см) с 3 – 4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку, многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на одной правой и левой ноге. Игры с прыжками с использованием скакалки. Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель (2х2 м) с расстояния 3 – 4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед – вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность. Равномерный бег до 6 мин. Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие естественные вертикальные (высотой 40 см) и горизонтальные (до 100 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой)

 

5.Лыжная подготовка(13 часов)

Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками.

Повороты переступанием. Подъемы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1 км.

 

 

Содержание программы

2 класс

 

1.Основы знаний (2 часа)

Техника безопасности во время занятий физической культурой, правила поведения в спортзале. Понятия: эстафета, команды «старт», «финиш»; темп, длительность бега, влияние бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности

Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятия, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, Осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание. Основные требования к одежде и обуви во время занятий, значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания, особенности дыхания, требования к температурному режиму, понятие об обморожении, техника безопасности при занятиях лыжам.

 

2.Подвижные игры(19 часов)

«К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель».

Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом и бегом), «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч».

 

 

3.Гимнастика с элементами акробатики(14 часов)

Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), обручем, флажками. Кувырок вперед; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках, согнув ноги перекат вперед в упор присев; кувырок в сторону. Упражнения в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лежа согнувшись, то же из седа ноги врозь и в висе на канате; упражнения в упоре лежа и стоя на коленях в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке. Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками; по гим. стенке с одновременных перехватом рук и перестановкой ног; перелезание через гим.бревно (высоты до 60 см); лазание по канату. Перелезание через гимнастического коня. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гим.скамейке; перешагивание через набивные мячи и их переноска; пороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гим.скамейки. На освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей. Позиция ног; танцевальные шаги: переменный, польки; сочетание танцевальных шагов с ходьбой. Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На  два (четыре) шага разомкнись!».

 

4.Легкоатлетические упражнения (20 часов)

Обычная ходьба, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, с высоким поднимаем бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам. Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 м; с преодолением препятствий (мячи, палки т.п.); по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3 х 5, 3 х 10 м; эстафеты с бегом на скорость. Равномерный, медленный до 4 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км. Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5 – 15 м). Бег с ускорением от 10 до 15 м. Соревнования (до 60 м).

С поворотом на 1800, по разметкам; в длину с места; в длину с разбега, с зоны отталкивания 60– 70 см; с высоты до 40 см; в высоту с 4 – 5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов; через длинную вращающуюся скакалку и короткую скакалку многоразовые (до 8 прыжков).

Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т.п., в парах. Преодоление естественных препятствий. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2х2м) с расстояния 4 – 5 м; на дальность отскока от пола от стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперед – вверх, из положения стоя в направлении метания; снизу вперед – вверх из того же положения и на дальность. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. Равномерный бег до 6 мин. Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие естественные вертикальные (высотой 40 см) и горизонтальные (до 100 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой).

 

5.Лыжная подготовка(13)

Скользящий шаг с палками. Подъемы и спуски с небольших склонов.

Передвижение на лыжах до1,5 км.

 

 

 

 

 

Содержание программы

3 класс

 

1.Основы знаний (2 часа)

Техника безопасности во время занятий физической культурой, правила поведения в спортзале. Понятия: эстафета, команды «старт», «финиш»; темп, длительность бега, влияние бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятия, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, Осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание

Основные требования к одежде и обуви во время занятий, значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания, особенности дыхания, требования к температурному режиму, понятие об обморожении, техника безопасности при занятиях лыжам.

 

2.Подвижные игры(19 часов)

«Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты»,  «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка», «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель», Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направления. Броски в цель, удары по воротам в футболе. «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Мини – баскетбол». Варианты игры в футбол. Броски, ловля и передача мяча, удары и остановки мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами.

 

3.Гимнастика с элементами акробатики(14 часов)

Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), обручем, флажками. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2 – 3 кувырка вперед; стойка на лопатках; мост из положения лежа на спине. Упражнения в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лежа согнувшись, то же из седа ноги врозь и в висе на канате; упражнения в упоре лежа и стоя на коленях в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке. Лазание по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа на животе, подтягиваясь руками; по канату; перелезание через бревно, коня. Перелезание через гимнастического коня. Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1 м); повороты на носках и одной ноге; Ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед. Шаги галопа в парах, польки; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг.

Команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый второй рассчитайсь!»,  построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук, комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.

Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений.

 

4.Легкоатлетические упражнения (20 часов)

Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы. Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 м; Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким поднимаем бедра, приставными шагами правым, левым, боком вперед, с захлестыванием голени назад. Равномерный, медленный до 5 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км. Бег в коридорчике 30 – 40 см из различных и.п. с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые и световые сигналы. Бег с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах «Круговая эстафета» (расстояние 15 – 30 м), «Встречная эстафета» расстояние от 20 до 30 м, с поворотом на 1800, по разметкам,; в длину с места, стоя лициом, боком к месту приземления; в длину с разбега с зоны отталкивания 30 – 50 см; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полета; многоразовые (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места.

Эстафеты с прыжками на одной ноге (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди на дальность и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5 х 1,5 м) с расстояния 4 – 5 м.

Бросок набивного мяча (1 кг) из положения стоя грудью в направлении метания двумя руками от груди, из – за головы вперед – вверх; снизу вперед – вверх на дальность и заданное расстояние. Равномерный бег до 12 мин. Соревнования на короткие дистанции (до 60 м).

 

5.Лыжная подготовка(13 часов)

Попеременный двухшажный ход без палок и с палками. Подъем «лесенкой».

Спуски в высокой и низкой стойках. Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью

 

 

Содержание программы

4 класс

 

1.Основы знаний (2 часа)

Техника безопасности во время занятий физической культурой, правила поведения в спортзале. Понятия: эстафета,  команды «старт», «финиш»; темп, длительность бега, влияние бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения  и безопасности. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятия, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, Осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание

Основные требования к одежде и обуви во время занятий, значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания, особенности дыхания, требования к температурному режиму, понятие об обморожении, техника безопасности при занятиях лыжам

 

2.Подвижные игры(19 часов)

«Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты», «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка», «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель». Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направления. Ведение мяча с изменением направления и скорости «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники утки», «Быстро и точно», «Снайперы». Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения  и безопасности.

Броски, ловля и передача мяча, удары и остановки мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами.

 

3.Гимнастика с элементами акробатики(14 часов)

Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), обручем, флажками. Кувырок назад; кувырок вперёд; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; мост с помощью и самостоятельно

Вис завесом; вис на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание в висе. Лазание по канату в три приема; перелезание через препятствия. Опорные прыжки на горку из гим.матов, коня, козла; вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук. Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носкх; повороты прыжками на 900 и 1800; опускание в упор, стоя на колене (правом, левом). I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах; элементы народных танцев. Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю; повороты кругом на месте, расчет по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом. Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении.

Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук, комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности. Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений.

 

4.Легкоатлетические упражнения(20 часов)

Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы. Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, с высоким поднимаем бедра, в приседе, с преодолением 3-4 препятствий по разметкам. Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким поднимаем бедра, приставными шагами правым, левым, боком вперед, с захлестыванием голени назад. Равномерный, медленный до 8 мин. Кросс по слабопересеченной местности до 1 км. Бег в коридорчике 30–40 см из различных и.п. с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые и световые сигналы. Бег с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах «Круговая эстафета» (расстояние 15–30 м), «Встречная эстафета» расстояние от 40 до 60 м. Прыжки на заданную длину по ориентирам; на расстояние 60 – 110 см в полосу приземления шириной 30 см;  чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы (на точность приземления); с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90 – 1200 и с точным приземлением в квадрат; в длину с разбега (согнув ноги); в высоту с бокового разбега; многоскоки (тройной, пятерной, десятерной). Метание теннисного мяча с места, из положения стоя боком в направлении метания, на точность, дальность, заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5 х 1,5 м) с расстояния 5 – 6 м.

Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из – за головы, от груди, снизу вперед – вверх, из положения стоя от грудью в направлении метания, левая (правая) нога впереди, с места; то же с шага на дальность и заданное расстояние. Равномерный бег до 12 мин. Соревнования на короткие дистанции (до 100 м).

 

5.Лыжная подготовка(13 часов)

Попеременный двухшажный ход. Спуски с пологих склонов. Торможение «плугом» и упором. Повороты переступанием в движении. Подъем «лесенкой» и «елочкой». Прохождение дистанции до 2,5 км.

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся начальной школы.

 

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

 

Знать и иметь представление:

·          об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;

·          о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

·          о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

·          об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

·          о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

·          о физических качествах и общих правилах их тестирования;

·          об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

·          о причинах травматизма на занятиях физической культуры и правилах его предупреждения.

 

Уметь:

·          составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости. Силы, на формирование правильной осанки;

·          ввести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателя частоты сердечных сокращений;

·          организовывать и проводить самостоятельные занятия;

·          уметь воздействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой;

·          передвигаться различными способами (бег, ходьба, прыжки) в различных условиях;

·          выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения;

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·          выполнение ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;

·          преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;

·          соблюдение правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;

·          наблюдение за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;

·          самостоятельной организации активного отдыха и досуга.

 

Двигательные умения, навыки и способности:

В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7 – 9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3 – 5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7 – 9 шагов; прыгать с поворотами на 1800 – 3600;проплывать 25 м.

            В метаниях на дальность и на меткость:  метать небольшие предметы и мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1 - 3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из–за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.

В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1 – 4  классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5 – 1 кг с соблюдением правильной осанки); лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстоянии 4 м; слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или коня высотой до 100 см; ходить по бревну высотой 50 – 100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 900 и 1800, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, Седов; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1 – 4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги  в коленях на сгибать) касаться пальцами рук пола.

В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстоянии до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини–футбол, мини–гандбол, мини–баскетбол).

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей (табл.1).

Способы физкультурно–оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честными, дисциплинированными, активными во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.

 

Учебно-методическое сопровождение

Техническое обеспечение:

·         мячи баскетбольные

·         гимнастическое покрытие;

·         мячи резиновые

·         гимнастические маты;

·         мячи набивные (1-3кг)

·         спортивные снаряды (козёл, конь, перекладина);

·         мячи для метания(150г)

·         секундомер;

·         бревно гимнастическое, низкое

·         измерительная рулетка;

·         скакалки

·         стойки для прыжков в высоту.

·         лыжи, палки, ботинки

 

 

Организационно – методические рекомендации

            Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь, темы необходимо согласовывать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительной и отрицательной переносимости учащимися нагрузок, подготовленности учащихся класса, возрастных особенностей.

            Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

            Уроки физической культуры должны проводиться в основном на открытом воздухе.

При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. Важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.

Умелое сочетание на уроке развития координационных способностей с обучением двигательным навыкам – отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.

Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно – повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно – повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.

Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.

Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи с природоведением (закаливание, требования к одежде ученика, работа мышц, режим дня т.д.), математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальность метания, скорости и продолжительности бега и т.д.), музыкально – ритмическим воспитанием (занятие под музыку), изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.

Контроль и оценка в младшем школьном возрасте  применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личному физическому совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно – оздоровительной и спортивной деятельности, а также из количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, ввести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре уже с младшего школьного возраста необходимо принимать во внимание интересы и склонности детей. Учитывая большие индивидуальные различия даже внутри одного возраста, учитель должен стремиться предоставить учащимся разноуровневый по сложности и субъективной  трудности усвоения материал программы. Для этого он может использовать различные организационные формы: объединять учащихся разного возраста и параллельных классов, проводить занятия отдельно для мальчиков и девочек.

 

При составлении программы были использованы учебно-методические пособия:

·         Видеозаписи по лыжному спорту, гимнастике на дисках и кассетах.

·         Кузьмин В.В., Полиевский С.А., Программа "Баскетбол". – М.: ФиС, 1999.

·         Лях В., Зданевич А.,Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы  -М: Просвещение, 2006.

·         Гапеев В., Губа В., Никитушкин В., Никитушкин В.Легкая атлетика в школе. – М.: Просвещение, 2006.

·         Антонова О.Н., Кузнецов В.С.,Лыжная подготовка: Методика преподавания. – М.: Академия, 1999.

·         Лях В.И.. Физическая культура. 5-9 классы. Тестовый контроль – М.: Просвещение, 2009.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1-4 класса

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 класса

Распределение учебного времени при реализации программного материала по физической культуре (1–4 классы)№ п/пВид программного материалаКоличество часов (уроков)КлассIIIIIIIV1Базовая часть817878781....

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов

Уровень  изучения учебного материала базовый. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного п...

Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс

Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по физической культуре.Школа России.Автор:Лях.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов ФГОС НОО

Рабочая программа по физической культуре  предназначена для педагогов, работающих в начальной школе по ФГОС НООРабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 4 класса

Программа рассчитана на 102 часа, при 34  учебных неделях....