РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
рабочая программа по физкультуре (4 класс) по теме
Рабочая программа по физической культуре.Школа России.Автор:Лях.
Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit._zap._po_fizre_2003.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
1) Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 4 класс составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего начального образования, на основе примерной программы начального общего образования по физической культуре и на основе «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А.Зданевича. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение», 2007 год. Соответствует обязательному минимуму содержания образования.
2)Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
– Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
– Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.
– Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.
– Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.
– Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Задачи физического воспитания обучающихся 1–4 классов направлены:
– на укрепление здоровья обучающихся, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости, приспособленности организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
–овладение школой движений;
– развитие координационных и кондиционных способностей;
– формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей;
– выработку представлений об основных видах спорта;
– приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
– воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, умения взаимодействовать с ними в процессе общения, занятий.
3)Нормативные и правовые документы:
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312), с учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312», от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» и от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089»
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)
«Федеральная комплексная программа физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А.Зданевича. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение», 2007 год.
4)Место предмета «Физическая культура» в базисном учебном плане: для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения физической культуры в 4 классе отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по лыжной подготовке. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание обучающихся. Оценивание обучающихся начинается со второй четверти второго класса. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.
По окончании начальной школы обучающийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
5)Тематический план.
№ | Разделы, темы | Количество часов | Количество | |||||||||
диктантов | сочинений | проектов | экскурсий | лабораторных работ | практических работ | тестов | контрольных работ | изложений | словарные диктанты | |||
1 | Легкая атлетика | 26 | ||||||||||
2 | Гимнастика | 22 | ||||||||||
3 | Лыжная подготов-ка | 17 | ||||||||||
4 | Спортив-ные игры | 13 | ||||||||||
5 | Лёгкая атлетика | 24 |
6)Формы организации образовательного процесса: урок-соревнование,урок-игра,урок-турнир,урок-эстафета,урок-конкурс,комбинированный урок.
Формы текущего контроля ЗУН : индивидуальный, фронтальный.
8)УМК: Программа для общеобразовательных учреждений «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» - М.: Просвещение. 2007( «Комплексная программа физического воспитания.» В.И.Лях, А.А.Зданевич). Лях В.И.Учебник «Твой друг – физкультура». 1-4 кл. Москва «Просвещение» 2012г.Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре.4 класс.Москва.Вако.2010год.
Содержание рабочей программы: 4класс(102 часа)
Название разделов | Кол–во часов | |
1 | Подвижные игры c элементами спортивных игр | 13 ч |
2 | Гимнастика с элементами акробатики | 22 ч |
3 | Легкоатлетические упражнения | 50 ч |
4 | Лыжная подготовка | 17 ч |
Всего: | 102 часа |
Укрепление здоровья и личная гигиена
Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:
Знания о физической культуре. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, ее роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила проведения и выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.п.). Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, ее влиянии на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки.
Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой.
Деятельность оздоровительной направленности. Составление комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Проведение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки и коррекции физического развития (по индивидуальным заданиям), закаливающих процедур (способами обтирания и обливания под душем).
Проведение подвижных игр со сверстниками во время активного отдыха и досуга, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования.
Простейшие наблюдения за своим самочувствием в процессе занятий физическиой культурой. Измерения своего роста, массы тела, определение правильности осанки и формы стопы.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. Комплексы общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий и координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. Упражнения дыхательной гимнастики. Специальные упражнения адаптивной физической культуры (в соответствии с индивидуальными показателями здоровья и физического развития).
Физическое развитие и физическая подготовка
Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:
Знания о физической подготовке. Общие представления о физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приемы организующих команд.
Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерения силы, быстроты, гибкости и координации. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общие представления).
Правила самостоятельного освоения физических упражнений.
Правила организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований.
Способы деятельности с общеразвивающей направленностью
Составление комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и самостоятельное их выполнение. Изменение физической нагрузки во время выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по количеству повторений и продолжительности выполнения).
Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.
Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью.
Жизненно-важные двигательные навыки и умения . Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием. Лазание по гимнастической стенке различными способами и с различной направленностью передвижения. Лазание по гимнастическому канату (произвольным способом). Преодоление полосы препятствий с использованием разных способов передвижения.
Гимнастика с элементами акробатики.
Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:
Организующие команды и приемы: построение и перестроение в шеренгу и колонну; размыкание приставным шагом; повороты на месте и в движении; передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой. Акробатические комбинации, состоящие из стоек, упоров, поворотов, перекатов, кувырков (вперед и назад), прыжковых упражнений (стоя на месте и с продвижением в разные стороны). Простейшие композиции ритмической гимнастики, состоящие из стилизованных, общеразвивающих, беговых, прыжковых и танцевальных упражнений, выполняемых с различным темпом и амплитудой движений.
Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на гимнастической (низкой) перекладине, состоящие из висов и махов; простейшие комбинации на напольном гимнастическом бревне, включающие в себя ходьбу простым и стилизованным шагом, боком приставными шагами; повороты, стойки (на удержание равновесия); опорные прыжки без разбега.
Легкоатлетические упражнения.
Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:
Прыжки в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание». Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги». Бег с высокого старта на короткие (30 и 60 м) и длинные (1000м) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность.
Лыжная подготовка.
Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:
Передвижение ступающим и попеременным двухшажным ходом. Повороты способом «переступание» на месте и в движении. Подъем ступающим шагом и способом «лесенка». Торможение палками, падением и способом «плуг». Спуски в основной и низкой стойке.
Подвижные игры с элементами спортивных игр.
Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:
Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости, выносливости), психических качеств (внимания, памяти, оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола.
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.
Требования к уровню подготовленности
обучающихся 4 классов по физической культуре за учебный год.
В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.
Обучающиеся должны знать:
- об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры;
- о способах и особенностях движений, передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
- о причинах травматизма на занятиях физической культуры;
-об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
-об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
-о физических качествах и общих правилах их тестирования;
Легкоатлетические упражнения
- Технику безопасности на уроках легкой атлетики.
- Правильно выполнять основы движений в ходьбе, беге, прыжках.
- понятия : эстафета, команды «старт», «финиш»; темп, длительность бега, влияние бега на состояние здоровья.
- элементарные сведенья о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях.
В гимнастических и акробатических упражнениях:
1.Технику безопасности на занятиях гимнастикой.
2.Знать названия снарядов и гимнастических элементов.
3.знать признаки правильной ходьбы, бега прыжков, осанки
4. значение напряжения и расслабления мышц.
5. личная гигиена, режим дня, закаливание.
В подвижных играх:
- Названия и правила игры.
- Технику безопасности на уроках подвижных игр.
- Знать правила подвижных игр с бегом, прыжками, метаниями.
- Знать технику безопасности на занятиях подвижными играми на свежем воздухе.
- Знать основные требования к одежде и обуви во время занятий на улице.
- Знать требования к температурному режиму.
- Знать названия и правила игр.
Уметь:
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;
- выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.
Легкоатлетические упражнения
1. Прыжки в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание».
2. Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги».
3. Бег с высокого старта на короткие(30 и 60 м) и длинные (1000 м) дистанции.
4. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность.
5. Бегать в равномерном темпе до 10 мин.
В гимнастических и акробатических упражнениях:
- Ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма.
- Выполнять строевые упражнения.
- Лазать по гимнастической лестнице, стенке.
- Выполнять перекаты в группировке.
- прыжковые упражнения (стоя на месте и с продвижением в разные стороны).
- Выполнять кувырок вперед, кувырок назад.
- Осуществлять опорный прыжок с мостика через козла высотой 100 м.
- Ходить по бревну с выполнением поворотов, приседаний и переходов.
- Прыгать через скакалку.
- Выполнять висы и упоры.
В подвижных играх:
1. Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.
2. Владеть мячом: ведение с изменением направления и скорости, ловля, передача
3. Играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-баскетбол).
4. Уметь преодолевать расстояния с равномерной скоростью до 1500 м.
5. Знать названия и правила игр.
6. Играть в зимние игры «Хоккей», «Засада», «Льдинка», «Белые медведи», «Два мороза». .
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с | 6.5 | 7,0 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см Сгибание рук в висе лежа (кол-во раз) | 130 5 | 125 4 |
К выносливости | Бег 1000 м Кроссовый бег 1, 5 км | Без учета времени Без учета времени | |
К координации | Челночный бег 3х10 м, с | 11,0 | 11,5 |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Литература.
для учителя:
Программа для общеобразовательных учреждений «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» - М.: Просвещение. 2007( «Комплексная программа физического воспитания.» В.И.Лях, А.А.Зданевич).
Лях В.И.Учебник «Твой друг – физкультура». 1-4 кл. Москва «Просвещение» 2012г
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре.4 класс.Москва.Вако.2010год.
«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005
для обучающихся:
1. Лях В.И. Твой друг – физкультура. 1-4 кл. Москва «Просвещение» 2012г.
Оборудование.
- Стенка гимнастическая.
- Скамейка гимнастическая жёсткая.
- Комплект навесного оборудования.
- Мячи: набивной, малый теннисный, малый мягкий, баскетбольные, волейбольные, футбольные.
- Скакалка детская.
- Мат гимнастический.
- Кегли.
- Обруч пластиковый детский.
- Планка для прыжков в высоту.
- Стойка для прыжков в высоту.
- Флажки: размёточные с опорой, стартовые.
- Лента финишная.
- Рулетка измерительная.
- Лыжи детские.
- Щит баскетбольный тренировочный.
- Сетка для переноса и хранения мячей.
- Сетка волейбольная.
- Стол, сетка и ракетки для игры в настольный теннис.
- Аптечка.
- Аудиозаписи. Аудиомагнитофон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса. УМК "Школа России"
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса разработана на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданеви...
Рабочая программа по физической культуре за 4 класс УМК "Школа России" - 2013 - 2014 учебный год
рабочая программа...
Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").
Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы п...
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
рабочая программа по физической культуре. Школа России 1 класс
Рабочая программа по физической культуре. Школа России 1 класс...
Рабочая программа по физической культуре во втором классе по программе "Школа России"
Рабочая программа по физической культуре во втором классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...