Главные вкладки

    Этнокультурный компонент в физическом воспитании через уроки физической культуры и во внеурочное время.
    статья по физкультуре по теме

    история физрической культуры и народные игры в школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon referat.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реферат

    «Физическая культура»

    Парамонова В.Г.

    Казань 2012г.

            

            Содержание.        

    I. История физической культуры.

    II.Физическая культура у народов России.

    III.Физическая культура в начальной школе.

    IV.Народные игры.

    V.Оценка результатов.

    I. История физической культуры.

    1. Возникновение и развитие физической культуры в первобытном обществе.

         Составной частью культуры общества является физическая культура. История развития человеческого общества начинается с первобытнообщинного строя. Коллективная охота- явление общественно обусловленное. Во время охоты усиливалась активность человека. При этом нужно было проявить большую физическую силу, ловкость, выносливость, упорство и внимание.

    2. Физическая культура в рабовладельческом обществе.

        Первые известные истории Олимпийские игры отмечены в 776 году до нашей эры в Древней Греции. Программа игр вначале состояла только из бега на 192 метра. Впоследствии в нее включили состязание в пентатлоне, бега с оружием, панкратион, кулачный бой, состязание колесниц и верховую езду.

    3. Физическая культура в средние века.

         Появились рыцари. Сноровку, нужную для военной службы, рыцарь преобретал еще в юности. Подготовка состояла из семилетних циклов и была трехступенчатой. Первые 7 лет жизни мальчик рос в семье. Затем его отправляли к феодалу. Здесь мальчика обучали различным военным упрежнениям, верховой езде, плаванию, фехтованию.

          Физические упражнения сельского и городского населения включали борьбу, метание камней, бег, борьбу с палками, бег на коньках, скачки, танцы, игры с битой, чучелами, лаптой.

    II. Физическая культура у народов России.

         Условия жизни древних словян оказали влияние на развитие своеобразных форм физичекого воспитания. Широкое распространение получили игры, в основе которых лежали элементы трудовой деятельности. Родители передавали своим детям умения и навыки в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, в метании копья, плавании, борьбе. Игрища вырабатывали у молодежи сноровку, привычку к трудностям, колликтивизм, самостоятельность, смелость и др.

         Повсеместное распространение получили кулачные бои. Во время боя участники должны были придерживаться неписаных, но выработанных народом правил: «лежачего не бить»; «заначку в руковицу не класть»; «подножек не ставить» и др.

         К другим видам упражнений относятся плавание, гребля, передвижение на лыжах. Современные скоростные лыжи имели своими предшественниками лыжи, сделанные русскими мастерами.

        В феодальном быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санках и коньках, игры в шахматы и шашки.

        В 1701г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В этой школе физическая подготовка вводилась впервые в качестве обязательного учебного предмета.

         К основным средствам физического воспитания относились фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

         С 1872 года гимнастика становится обязательным предметом в реальных училищах. Рекомендовались упражнения на гимнастических нарядах (брусья, конь, перекладина), со снарядами (палки, гантели, гири и др.) и всевозможные игры.

         В XIX в. особой популярностью в народе пользовались борьба, кулачный бой, прыжки, бег на перегонки, а так же  игры- городки, бабки, чижик, лапта, свайка и др. Кроме того, в народном быту широкое распространение имели ходьба на лыжах, катание на санках и деревянных коньках с металлическими полозьями. Продолжали использоваться плавание, гребля, хождение подпарусом, езда и стрельба из лука.

          В крупнейших промышленных городах открываются спортивные общества и клубы: «С.-Петербургский речной яхт- клуб» (1860г.) и «Речной яхт-клуб» в Москве (1867г.). К аристократическим спортивным организациям относились также теннисные клубы и скаковые общества. Большую популярность приобрел велосипедный спорт. В1888г. в Москве был открыт клуб велосипедистов- любителей. В дальнейшем велосипедный спорт получил распространение в других городах России. Среди других видов спорта, сделавших первые шаги в России, в этот период были конькобежный и лыжный спорт, футбол и хоккей с мячом, бокс, легкая атлетика, фигурное катание на коньках.

          В начале XX в. для осуществления на практике советских принципов физического воспитания, образования и развития необходимы были физкультурные кадры. В 1918 г. в Москве открылся Институт физической культуры. Основной формой организации физического воспитания населения стали кружки физической культуры.Возникли профсоюзные кружки физкультуры железнодорожников, металлистов, пищевиков, химиков и др. Футбол появился в России в начале XXв. Название этой игры происходит от двух английских слов: стопа и мяч.

         Большое внимание на развитие физической культуры и спорта в нашей стране оказало образование СССР в 1922 году. В марте 1931 г. был принят комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Каждый желающий стать обладателем значка ГТО должен был выполнить нормативы по бегу,

    прыжкам и метаниям, подтягиванию на перекладине, лазанию по канату, плаванию, езде на велосипеде, лыжным переходам, переноске патронного ящика, гребле, передвижению в противогазе.

          Небывалое оживление в деятельность советских физкультурных организаций внесло проведение с 1955года Спартакиады народов СССР.

         Спартакиада- это соревнование по нескольким видам спорта. Первая спартакиада была проведена в 1924г. в Петрограде физкультурной организацией «Спартак». От названия этого спортивного общества и произошло слово «спартакиада». В соревнованиях могут принять участие все желающие. Количество участников не ограничено.

         Виды соревнований:

    1) Приседание на обеих ногах. Кто больше?

    2) Прыжки через скакалку. Кто больше?

    3) Отжимание в упоре лежа. Кто больше?

    4) Прыжки с места в длину. Кто дальше?

    5) Бег на 50 шагов. Кто быстрее7

        За победу в каждом соревновании присуждаются очки:

    1 место- 5 очков

    2 место- 4 очка

    3 место- 3 очка

    4 место- 2 очка

    5 место- 1 очко

        Кто наберет наибольшую сумму очков во всех видах соревнований, сиановится чемпионом спартакиады и награждается медалью.

        В 1946 году спортсмены СССР впервые приняли участие в чемпионате Европы по легкой атлетике (г. Осло) и в первенстве мира по тяжелой атлетике (г. Париж). На весь мир прозвучали тогда имена советстких спортсменов Е.Сеченовой, Н.Каракулова, Г.Новикова. Мария Исакова три года подряд становилась абсолютной чемпионкой мира в

    конькобежном спорте. В 1954году на первенстве мира выступили советские хоккеисты, лыжники и гимнасты.

          В 1956г. советские спортсмены впервые учавствовали в Зимних Олимпийских играх в Италии.

    III. Физическая культура в начальной школе.

         В школе изучают удивительный пердмет, он называется «Физическая культура». В нам тспользуются больше чем сто упражнений разных видов спорта. Чтобы нам их вспомнить, давайте посмотрим на такие упражнения: учитель показывает движения, имитирующие разные виды спорта, дети выполняют движения и называют вид спорта. Затем выбирается один из видов спорта, например, плавание или гимнастика и проводится комплекс упражнений  «сухого плавания» или комплекс упражнений аэробики под музыку.

       В мире физической культуры существует еще одна необыкновенная сторона- это страна игр. Начинается она в школьном спортивном зале.

        С первоклассниками можно поиграть в игру «Давайте познакомимся».

         Дети вместе придумывают названия для игры и выбирают наиболее интересное.

        Можно попросить детей дома нарисовать рисунок «Моя спортивная семья» для выставке в игротеке.

        Известно, что играть с товарищами интересней, когда все уважительно относятся друг к другу и не ссорятся. Поэтому очень важно в игре уметь договориться, например, кто будет водящим. Когда игра началась, все игроки должны подчиняться водящему, не спорить с ним и между собой. Бывает так, что команда заняла не первое, а последнее место, и это, казалось бы, должно огорчить играков, но если команда действовала дружно и сплоченно, то такая игра принесет

    радость и удовольствие.

         На уроке учитель старается развивать внимание и инетерс ребенка. Чтобы лучше запомнить упражнение зарядки, можно поиграть в игру «Назови- покажи».

        Для развития навыков командной игры можно поиграть в игру «Один за всех и все за одного» или «Приключения Колобка».

        Подвижная игра- естественный спутник жизни ребенка.

    IV. Народные игры.

        Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

          По содержанию все народные игры класически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организа к более высокой ступени развития.

          Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

          В связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату («Палочка- выручалочка», «Пятнашки» и др.)

         Большое воспитательное  значение заложено в праилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка». Игра требует выдержки, внимания, сообразительности и ловкости, умение ориентироваться в пространстве, проявлять чувство коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один- за всех и все- за одного»- цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

          Зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А.Виноградова, является как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование счеталок, предшествующих игре:

    Катился горох по блюду,

    Ты води, а я не буду.

            Помимо считалок существуют и жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры.

    Конь вороной остался под горой,

    Выбираешь какого коня:

    Сивого или златогривого?

            Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра.

            В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, в игре «Жмурки» водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, ва не нас». После чего начинается игра: все разбигаются, жмурка ловит.

            Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

    V. Оценка результатов.

          Подвижные игры являются важнейшим средством физического воспитания. Они способствуют укреплению здоровья, всестороннему физическому развитию, воспитанию морально- волевых качеств личности учащихся. Подвижные игры с бегом и прыжками, метанием очень интересны всем детям, однако их необходимо правильно подбирать по возрасту и физическим данным. Игра- это такой вид движений, которые ребята выполняют с большим удовольствием, получая при этом значительную нагрузку и моральное удовлетворение.

          В зависимости от погодных условий игра планируется как для зала, так и для проведения ее на свежем воздухе.

          Оценка результатов деятельности учащихся на таких занятиях осуществляется следующим образом: участники команд, оказавшиеся победителями игровых моментов, получают отличные оценки, хорошие и отличные оценки получают участники и проигравших команд, но проявивших в игре хорошую физическую подготовку, специальные умения. За некоторые игры, например «Удочка», положительгные оценки выставляются только отдельным учащимся.      

         

         

    Литература

    1. Ф.Шапиро «Веселый класс» «АСТ- Пресс» 1996г.

    2. «Оценка качества по физической культуре» «Дрофа» М., 2001г.

    3. В.Илюшин «Спортивно- оздоровительный час в школе». Казань 2000г.

    4. Р.Х.Яруллин, Р.А.Абзалов «Физическая культура» Казань «Отечество» 2001г.

    5. О.С.Макарова «Игра, спорт, диалог» Москва «Школьная пресса» 2002г.

    6. А.В.Кенеман «Детские народные подвижные игры» Москва, «Просвещение» 1995г.

    7. М.А.Бесова «Шутки, игры, песни соберут нас вместе» Ярославль 2002г.

    8. «Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре» «Дрофа» М., 2002г.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с одаренными. Формы и методы работы на уроках православной культуры и во внеурочное время.

    В статье раскрываются формы и методы работы с одаренными детьми. В презентации показаны результаты нашей деятельности....

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

    Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

    Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...

    «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»

    Доклад «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»...

    Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"

    В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой  личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Данная статья посвящена новым творческим направлениям уроков физической культуры....