Спортивно-семейные соревнования в условиях новых образовательных стандартов
статья по физкультуре (3,4 класс) по теме

Романова Татьяна Сергеевна

         Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.  Именно в этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.  Спортивные праздники являются эффективным методом при формировании представления о здоровом образе жизни у детей,а  веселые соревнования зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма взаимодействия  детей и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_statya.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Организация спортивно-семейных соревнований

в школе в условиях новых стандартов.

         Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.  Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.  Очевидна значимость формирования у школьников определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

  В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами новых технологий позволит сформировать  у ребенка основы здорового образа жизни.  

           Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Очевидно, что семья и школа, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а значит должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.  Как показывает практика, родители признают приоритет школы в решении воспитательно-образовательных задач, но не всегда могут участвовать в педагогическом процессе, в силу своей занятости.     Учителя стремятся объединить педагогическое воздействие с рсдительским воспитанием для успешного развития и формирования детей.  

         Инновационные подходы в сфере реализации возможностей воспитательной работы, является оптимизация форм и методов  внеурочного мероприятия.  Педагогический коллектив нашей школы включает в свою воспитательную работу наиболее  эффективные и доступные   формы, для развития основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия семьи и школы.

    Технологии организации сотрудничества педагогического коллектива образовательного учреждения с семьей. Одна из форм через  приобщение детей к истокам семейной культуры через физкультурно-оздоровительную работу. Праздник- соревнование, как форма воспитательной работы и основное звено в построении традиций и в школе и  в семье. В системе физкультурно-оздоровительной работы нашего школьного учреждения существуют разные формы организации активного досуга школьников, но семейные соревнованиях «Папа, мама, Я – спортивная семья!» - это традиция школы и проводится этот праздник, ежегодно в апреле месяце.

      Спортивные праздники являются эффективным методом при формировании представления о здоровом образе жизни у детей, веселые соревнования зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма взаимодействия  детей и родителей. Участие в семейных соревнованиях «Папа, мама, Я – спортивная семья!» и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие.

        Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает семью, вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Ребята приучаются сопереживать успехам и неудачам, уметь радоваться  достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения в семейной команде, быть капитаном и не пугаться трудностей. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по соревнованиям, к командам соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в спортивных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.

        Большое воспитательное значение имеет слаженная деятельность взрослых - педагогов школьного учреждения и родителей, их совместное участие в подготовке и программе праздника (веселых эстафетах, играх, соревнованиях, аттракционах, песнях и т. п.). Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских спортивных праздниках содействует пропаганде физической культуры и спорта среди широких слоев населения и является одной из форм работы коллектива школьного учреждения с родителями по физическому воспитанию. Кроме того, спортивные праздники содействуют улучшению физкультурно-массовой работы среди детей и взрослых.

        Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями семейных соревнований «Папа, мама, Я – спортивная семья!»  является включение в их программу заданий  с элементами командного и личного соревнования и эстафет.

Программа семейных соревнований «Папа, мама, Я – спортивная семья!»  

Мероприятие проходит в спортивном зале школы.

Оформление: эмблема школы, флаги, ленты, воздушные шарики, олимпийские кольца, стенды с фотографиями соревнований.

Оборудование: стол, компьютер, интерактивная доска для жюри,  инвентарь согласно заданиям и эстафетам, призы и грамоты для награждения, музыка.

Состав команды: папа, мама,  капитан /ученик 3-4 кл. или 5-6 кл./

Цель:  Формирование здорового образа жизни на основе примера родителей, воспитание чувства гордости за свою семью, уважения к родителям и  физическое развитие детей.

Задачи:  1. Закреплять умения в прыжках  на скакалке,  в скоростном беге, во вращении  обруча, в ведении мяча (элемент ф/б) и броске мяча (элемент б/б), в  точном метании.

2. Формировать  устойчивость двигательных навыков и умений, развивать физические качества (быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость и координацию движений).

 3. Через физкультурно-оздоровительную работу укреплять  взаимопонимание  между детьми, родителями и педагогами.

4. Содействовать творческому проявлению у детей, физических и волевых усилий в условиях соревнований.

Ход соревнований:  1.Представление команд (капитан команды-ребенок).

2. Представление жюри и судейской бригады.

3. Порядок выступления команд  (жеребьевка).                                  

4. При нарушениях правил эстафет и заданий, команде начисляются штрафные секунды. Одно нарушение – 2 сек.

5. Эстафеты и конкурсы.

6.Подведение итогов и награждение.

 Эстафета  № 1.    «Быстрая скакалка!»  (в эстафете участвует вся команда)

 Инвентарь:  1 длинная  и 1 короткая скакалки у каждой команды.

Капитан команды стоит на стартовой линии с короткой скакалкой в руках. По сигналу судьи капитан прыгает на скакалке до ограничительной стойки и обратно.  На старте мама и капитан берут длинную скакалку в руки, начинают вращать, продвигаясь вперед, прыгает папа.  Последней  прыгает  мама, а папа и капитан вращают скакалку двигаясь до стойки и обратно. Побеждает самая быстрая команда.

 Эстафета  № 2.    «Мамин обруч!»  (участвуют все мамы одновременно)

Инвентарь:  большие обручи 10 – 12 шт.

Мамы вращают обруч в течении 1 мин. Если обруч упал – участница выбывает, кто справился с заданием добавляют еще 1 обруч и т.д. Выигрывает мама, которая будет вращать обручи дольше всех.

Эстафета№3.   «Веселый шарик» (в эстафете участвует вся команда)

 Инвентарь:  малые обручи 3 шт., б/б мячи 3 шт., возд. шарики 3-6шт.

Капитан команды бежит к обручу, который лежит на противоположной стороне зала, берет из обруча воздушный шарик, возвращается и передает шарик маме. Мама, подбивая шарик рукой, оббегает ограничительную стойку, возвращается обратно. Следующим стартует папа. Ведением баскетбольного мяча он обводит стойку и  возвращается к старту. Папа с мамой на руках несут капитана, который держит воздушный шар ногами. Шарик не должен касаться пола. Побеждает самая быстрая команда.

Эстафета № 4. «Самый сильный папа!»   (конкурс для пап)

Сгибание разгибание рук в упоре лежа от пола, до касания кулака судьи,

 в течении 20 сек. Побеждает сильнейший.

Эстафета № 5. «Метко в цель!»   (конкурс для капитана команды)

Инвентарь:  2 больших обруча и 5 малых резиновых колец.

На расстоянии 6м, лежат 2  больших обруча. В одном обруче стоит капитан и держит –  6 резиновых колец. Напротив него лежит другой большой обруч. Поочередно, капитан бросает кольца во второй обруч. Побеждает самый меткий.

 Эстафета № 6 «Точный бросок!»  (в конкурсе участвует  вся команда)

Инвентарь:  1большой  б/б мяч и 1 малый  б/б мяч у каждой команды.

Первым, со штрафной линии, выполняет броски - папа.

Второй, с более близкого расстояния, в борьбу вступает – мама.

Третьим, сидя на плечах у отца, бросает мяч - капитан команды.

У каждого участника - 5 бросков.

Побеждает команда, которая забросит наибольшее количество мячей.

Эстафета №7  «Дружная семья»  (финальная эстафета)

На старте стоят все команды. У каждого участника в руках воздушный шарик.

Первым стартует капитан. Он бежит на противоположную сторону площадки, где лежит обруч. Привязывает шарик к обручу и возвращается к своей команде.  Второй стартует мама, бежит к обручу, привязывает шарик,

возвращается на старт.  Затем бежит папа, он выполняет тоже задание и возвращается к  своей команде. Последний  этап. Все члены команды

 берутся за руки, бегут к обручу, забирают обруч  с шариками и возвращаются на финиш. Выигрывает та команда, которая финиширует первой и не потеряет ни одного шарика.

Построение  команд для объявления итогов и награждения победителей.

Подходит к концу наша встреча со спортом
и с теми, кто дружит со спортом всю жизнь!
С ним легче учиться и лучше работать.
Спорт главный помощник для каждой семьи!

Список литературы:

1.Физическая культура в школе. Э.И. Кузнецова. М., Просвещение, 1979.

2.Спортивно-оздоровительная работав детских лагерях отдыха. М.Г.Фридман, Просвещение,  1991.

3.Начинающему учителю физкультуры.  М.В. Видякин, Волгоград, 2002.

4.Школьникам – здоровый образ жизни. Г.П.Богданов. М.,ФиС, 1989.

5. Государство, физическая культура и спорт. Материалы "круглого стола"  М., 1996.

6. Спорт для всех, журнал Совета Европы, № 1-2, 1999, с. 3.

7. Физическая культура. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам.»). – М., ПРИОР, 2007. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации исследовательской деятельности в условиях новых образовательных стандартов

В статье даны рекомендации по организации исследовательской деятельности в условиях новых образовательных стандартов...

Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов

Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов - выступление на педсовете. Содержит презентацию....

Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях новых образовательных стандартов

В статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»

«Современные  образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...