Главные вкладки

    Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов
    учебно-методический материал (1 класс) по теме

    Рязанцева Юлия Александровна

    Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов - выступление на педсовете. Содержит презентацию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов

                             

    Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Исходя из этого,  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные - учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта».

    Под общеучебными умениями мы понимаем умения, универсальные для всех школьных предметов и основных сфер человеческой деятельности. Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов

                    Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.  Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

    Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

    При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

    Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться.

    Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

    Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

    Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе?

    Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать.

     Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью.

    В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно.

    В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

    Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

    Процесс адаптации ребенка к школе так же можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма.

    Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического общения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта "физиологическая буря” длится достаточно долго (2–3 недели).

     

     

    Каковы же задачи адаптационного периода?

    * вживание в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник);

     

    * ввести понятие оценки, самооценки и различные их критерии;

     

    * научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

     

    * подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

     

    Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, а так же низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой.

    Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

    Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе сверстников. В формировании дружеских взаимоотношений немаловажную роль играет учитель. Он выступает как авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения и пресекающий всякие отклонения от них.

     

     

    Социально-психологическая адаптация- это процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически, включающего и воздействие среды на человека и человека на среду. Для того, чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.

    Адаптируется не только ребенок к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и педагог адаптируется к новым для него воспитанникам. Выделяют несколько уровней адаптации:

    1.ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, охотно и добросовестно; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение - таких в 1 "Г" классе -   5    человек, что составляет 23% от  количества учащихся данного класса(Чернышова В., Бурым Е, Горбань И., Еланский Д., Симонян Л. )

    2.СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает у него отрицательных эмоций; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; дружит со многими одноклассниками - таких в 1 "Г" классе -   12    человек, что составляет 54% от  количества учащихся данного класса.

    3.НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль со стороны взрослых; сохраняет работоспособность при длительных паузах для отдыха; требует значительной помощи со стороны учителя и родителей; близких друзей в классе не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников - таких в 1 "Г" классе -   5    человек (Володин Г., Едапин М., Соколенко Е., Шабанова Ф., Мамедова А.), что составляет 23% от  количества учащихся данного класса.

    В процессе различных диагностик  первоклассников были выделены следующие факторы социальной микросреды, ПОЗИТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ   на адаптацию ребенка к школе:

    1. Адекватная самооценка.(97,8%)
    2. Правильные методы воспитания в семье.(95,3%)
    3. Отсутствие конфликтных ситуаций в семье.(94,4%)
    4. Функциональная готовность к обучению в школе.(86%)

    Далее: высокий уровень образования родителей, полная семья, удовлетворенность в общении со взрослыми. Положительный стиль отношения к детям воспитателя дошкольного учреждения.(62%) Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса.(59%)

    Влияние  НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ на адаптацию ребенка к школе:

    • неправильные методы воспитания в семье;
    • функциональная неготовность ребенка к обучению в школе;
    • неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников;
    • конфликты в семье;
    • отрицательный стиль отношения к детям учителя первого класса воспитателя дошкольного учреждения;
    • неполная семья.

    По данным психолога Г. Паниной, опубликованным в газете «Начальная школа», адаптация современного первоклассника к школе занимает до полугода, выражается в плохом сне, ухудшении аппетита, капризах. Дети нередко худеют .Это - естественная реакция ребенка на резкое изменение привычного образа жизни.

    Имеет место психологическая и физиологическая незрелость на момент поступления в первый класс, несоответствие биологического возраста возрасту «по паспорту».

    Результаты исследований показывают, что если педагогическая коррекция учащихся, испытывающих трудности в адаптации, проводится преимущественно в игровой форме, то ее развивающий эффект значительно больше, чем при проведении дополнительных занятий только по письму и математике.

    РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей первых классов:

          -      сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

    • пересмотр учителем форм воздействия на ребенка, чтобы они не  контрастировали со стилем общения ребенка со взрослыми до школы;
    • формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
    • учет индивидуально-психологических особенностей, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Александра Кирилловича Просоедова

    Проблемы адаптации первоклассников в условиях новых образовательных стандартов

    учитель начальных классов

    Рязанцева Ю.А.

    Георгиевск 2013г


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организации исследовательской деятельности в условиях новых образовательных стандартов

    В статье даны рекомендации по организации исследовательской деятельности в условиях новых образовательных стандартов...

    Спортивно-семейные соревнования в условиях новых образовательных стандартов

    Школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.  Именно в этот период идет интенсивное развитие ...

    Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

    Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

    СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ФГОС Суина А.М. МОУ «СОШ №21»(Саранск)

    Поздравляю, теперь вы первоклассники! Желаю вам приятных дней учебы, будьте  умными, грамотными, здоровыми! Пусть в вашей жизни  появятся  много  новых друзей, и чтобы лучшим из ни...

    Воспитательная работа с младшими школьниками в условиях новых образовательных стандартов

    В статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

    Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

    В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

    Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как один из механизмов решения проблемы компетенции учащихся в рамках нового образовательного стандарта

    Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это все и есть наш главный ресурс, без которого невозможно во...