Школа мяча
методическая разработка по физкультуре по теме

Абрамова Елена Максимовна

программа мастер-класса в рамках реализации муниципального конкурса "Учитель- мастер"-2011 год. Предназначена  учителям начальной школы, ведущим уроки физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Исполнительного комитета

города Набережные Челны Республики Татарстан

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

                                                                     

                       

Программа мастер-класса

«Школа мяча»

Категория слушателей  учителя начальных классов, ведущие физическую культуру

                                                                                  Составитель:  

                                                                       Абрамова Е.М.

                                                                     учитель физической культуры        

                                                                                   высшей квалификационной

                                                     категории

                                       

Набережные Челны-2011

                                     Пояснительная записка

            Программа курса рассчитана на 36 часов и предназначена учителям  начальной школы, ведущим уроки физической культуры, ориентирована на обеспечение равных возможностей для учащихся начальных классов в получении качественного образования, освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов физкультурной  деятельности. В процессе изучения данного курса педагоги имеют возможность расширить свои знания и укрепить практические навыки по вопросам физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности через физические упражнения, подвижные игры с мячом и внедрение их в образовательный процесс.

             Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.   На современном этапе, при переходе школ на профильное обучение, требования к уровню квалификации учителя, естественно, возрастают. Существует острая потребность учителей начальных классов в оказании методической помощи при выборе тем, в условиях введения третьего часа урока физической культуры.  Недостаточная  двигательная активность,  чрезмерное увлечение компьютером, безусловно,  влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности подрастающего поколения.  И поэтому очень важно ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь школьников, сформировать потребность  двигаться.

          Миссия учителей, ведущих предмет  «физическая культура» - донести до ребят красоту движения, увлечь, создать предпосылки к осознанной мотивации в приобретении компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, научить заполнять свой досуг, поверить в себя. Очень важно помнить и знать, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование жизненно-необходимых физических качеств, закладываются основы для дальнейшей спортивно-соревновательной деятельности.  

              Моя методика заключается в том, чтобы как можно больше и шире использовать различные  физические упражнения и народные игры с мячом не только на уроках, но и  во внеурочной деятельности. Применять упражнения с мячом, игры не от случая к случаю, а планомерно включать их для развития двигательных качеств. Особое внимание нужно уделить играм, не требующих специального инвентаря и условий. Мой девиз: «Доступно! Интересно! Качественно!».   Использование игровых образовательных технологий  во внеурочной и урочной деятельности один из компонентов  моей педагогической работы, позволяющий комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Упражнения с мячом лежат в основе технической подготовки спортивных игр.  Поскольку овладение техникой двигательного движения в спортивных играх является сложным, то различные упражнения с мячом помогают учащимся приспосабливаться к меняющимся условиям в игре, оказывают большую помощь в успешном овладении  техникой в избранном виде спорта. Несомненно, и то, что упражнения и игры с мячом развивают быстроту, гибкость, ловкость и координацию детей. Исходя из своего опыта, могу заметить, что чем раньше дается возможность ребенку работать с мячом, тем он более подготовлен к освоению базовых игровых видов спорта, меньше подвержен травмам  верхних конечностей.

        По данному направлению выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы».

                 Цель - способствовать разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности в образовательном процессе начальной школы через народные подвижные игры и упражнения с мячом, формирование двигательных навыков, создающих предпосылки к спортивно-соревновательной деятельности.

            Задачи:

-  создать предпосылки к осознанной мотивации педагогов в  изучении и применении упражнений с мячом и народных игр;

-  целенаправленно использовать подвижные игры с мячом в урочной и внеурочных формах образовательного процесса;  

- способствовать повышению уровня теоретической, методической и практической подготовки учителей, их самосовершенствованию, познанию и творчеству;

-    пропаганда и популяризация народных игр с мячом

3. Содержание мастер-класса 

         

Теоретические основы  методики физического воспитания учащихся начальных классов

Задачи физического воспитания  учащихся 1-4 классов. Уровень развития физической культуры учащихся, заканчивающих начальную школу.  Способы физкультурно-оздоровительной деятельности.   Осуществление педагогического и врачебного контроля в физическом воспитании. Возрастные особенности  детей 7-10 лет.

Общая методика проведения урока физической культуры в школе

Требования к современному уроку физической культуры. Цель и определение задач урока. Типы урока и методы обучения. Проведение урока. Нагрузка, ее дозировка и признаки утомления.

Развитие двигательных качеств в младшем школьном возрасте и     формирование навыка

Характеристика двигательных качеств и их тестирование. Двигательный навык и этапы его формирования.

Общеразвивающие и специальные упражнения

Общеразвивающие упражнения с волейбольными, баскетбольными и набивными мячами. Специальные упражнения для укрепления фаланг пальцев. Упражнения с теннисными мячами.

Основы методики проведения народных игр

 Место и роль народных  игр, их влияние на развитие двигательных качеств. Воспитательное значение народных игр. Возрастная характеристика народных игр. Подбор игр, принципы и методы. Требования к технике безопасности во время проведения игр. Игры  на основе мастер-классов 2 Международного конгресса учителей физической культуры.

Подвижные игры народов Поволжья

 Особенности национальных подвижных игр. Татарские и чувашские народные игры: «Бегом за мячом», «Мяч по кругу», «Подвижная цель», «Возьми городок».

Мордовские и марийские игры: «Круговой», «Кого назвали, тот и ловит», «Попади мячом», «Сильный бросок».

Русские игры: «Перестрелка», «Шесть мячей», «Пионербол»

Мини-лапта

История  и этапы развития лапты. Разновидности  игры. Правила игры. Технические и тактические приемы. Техника безопасности.

Основы спортивных игр

Игры на закрепление техники стоек и перемещений в волейболе и баскетболе («Замри-отомри», «День и ночь», «Коршун и наседка», «Защита крепости», эстафеты: «Спиной к финишу», «Челночный бег с переносом кубиков»); на технику ловли и передачи мяча в баскетболе («Мяч капитану», «Передал-садись», «Вслед за мячом», «Пятнашки»,  «Гонка мячей», «Мяч в центр»).  Мини-баскетбол без ведения. Жесты судей.

 Игры с передачами мяча в волейболе («Художник», «Мяч над головой», «Обстрел чужого поля», «Не урони мяч», «Поймай и передай», эстафеты «Мяч над сеткой», «Летающий мяч»). «Лапта волейболистов». Жесты судей.

Интегральная подготовка.

 Упражнения для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов в баскетболе и волейболе. Развитие специальных способностей (двигательных, психофизиологических) посредством многократного выполнения технических приемов; переключения в выполнении технических приемов нападения и защиты.  Учебные игры с системой заданий в игре («Десять передач»,  «Пионербол с элементами волейбола»), отражающих программный материал. Судейство.

Доврачебная помощь

 Виды травм, признаки, первая медицинская помощь.

Итоговый контроль.  Тестовые задания по пройденному материалу курса.

Учебно-тематический план по программе

«Школа мяча»

Цель - способствовать разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности в образовательном процессе начальной школы через народные подвижные игры и упражнения с мячом, формирование двигательных навыков, создающих предпосылки к спортивно-соревновательной деятельности.

Категория слушателей учителя начальных классов, ведущие уроки физической культуры

Срок обучения 36 часов 

Форма обучения очная

Режим занятий 2 часа (час. в день)

№п/п

Наименование разделов, тем

Всего, час.

В том числе

Форма контроля

лекции

Выездные занятия и другое

Практ., лаб., семинарские занятия



1.


Теоретические основы методики  физического воспитания учащихся начальных классов

2


1.1

Цель, задачи и содержание физического воспитания учащихся начальных классов

0,5

текущий

1.2

Педагогический и врачебный контроль

0,5

текущий

1.3

Учет возрастных особенностей детей

1

текущий

2.

Общая методика проведения урока физической культуры в школе

2

2.1

Характеристика урока, типы. Методы обучения  

1

текущий

2.2

Определение задач урока и дозирование нагрузки на уроке

0,5

0,5

текущий

3.

Развитие двигательных качеств в младшем школьном возрасте. Формирование навыка.

2

1

1

текущий

4

Общеразвивающие и специальные упражнения

2

текущий

4.1

Комплексы физических упражнений с различными мячами

1,5

1,5

текущий

4.2

Упражнения на укрепление фаланг пальцев рук

0,5

0,5

текущий

5.

Основы методики проведения народных игр

1

1

текущий

6.

Подвижные игры народов Поволжья    

5

5

текущий

7.

Мини - лапта

6

6

текущий

8.

Основы спортивных игр

11

8.1

Игры с элементами баскетбола

6

6

текущий

8.2

Игры с элементами волейбола

5

5

текущий

9.

Интегральная подготовка

2

2

текущий

10.

Доврачебная помощь

2

1

1

текущий

11.

Итоговый контроль

1

1

итого

36

6

30

4. Планируемые результаты

        В результате изучения курса участники мастер-класса должны

Знать:

- возрастные особенности школьников младшего возраста;

-основные методы и формы  обучения физическим упражнениям и играм;

-роль подвижных игр в развитии и формировании двигательных качеств;

-разновидности и правила лапты;

-основные признаки реакции организма на физическую нагрузку;

-основы элементов техники баскетбола и волейбола;

Уметь:

-проводить функциональные пробы;

-оказывать первую медицинскую помощь;

-подбирать подводящие упражнения;

-организовывать и подбирать игры и эстафеты;

- разрабатывать комплексы упражнений;

Демонстрировать:

-владение техникой двигательного действия;

-знания, умения, навыки в практической деятельности;

-готовность к применению игровой рационализации уроков в соответствии с разделами программы;

-осуществлять судейскую деятельность

5. Материально-техническое обеспечение

     Для проведения занятий по данному курсу необходимы:

-наличие спортивного зала,  ровная открытая площадка, самодельные биты (длина 60-110см, ширина 8-13см, ручка закругленная, вес не более 1500 гр.),  теннисные, волейбольные, баскетбольные мячи №3,№5; набивные мячи (вес 1 кг), секундомер, фишки, флажки, интерактивная доска, компьютер.

         Разработан раздаточный материал: игры, комплексы упражнений по разделам  программы, игровые карточки, организация и проведение  судейства игр - мини-волейбол, мини-баскетбол, пионербол.

6. Портфолио

     Имеются рецензии  на программный материал элективных курсов:  «Расступись, лапте дорогу» методиста кафедры ЕМОД ИНПО г.Набережные Челны Э.Л. Гафуровой; «Родом из детства – народная игра Лапта» доктора педагогических наук, профессора КамГАФКСиТ Ф.Р.Зотовой.

      По данной  теме неоднократно выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы»:  

Темы выступлений

Год

Форма обобщения опыта

Использование народных игр на уроках физической культуры

2007

Доклад в рамках региональных курсов повышения квалификации учителей физической культуры в ИНПО «Современные подходы к преподаванию физической культуры. Реализация концепции профильного обучения».

Народные игры в урочной и внеурочной форме физического воспитания

    2009

Мастер-класс на региональных курсах повышения квалификации учителей физической культуры и ОБЖ в ИНПО       «Современные образовательные технологии в преподавании физической культуры и ОБЖ»

Лапта    на    уроках    физической культуры

2009

Мастер-класс на региональной конференции «Урок – основная форма физического воспитания школьников», Альметьевский техникум физической культуры

Народные игры как средство развития двигательных качеств

2009

Публикация на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов.

Расступись, лапте дорогу!            

2010

Здоровье - в школы! Сборник статей по материалам 2 Международного конгресса учителей физической культуры, г.Петрозаводск.

Летающий диск: игры и упражнения с диском

2010

Мастер-класс на городском семинаре «Игровая рационализация уроков «Другая физкультура»

Выступление «От игры к спорту», публикация статьи

2010

Международная научно-практическая конференция «Спортивное наследие Универсиады-2013» 28-29 октября 2010.г.Набережные Челны.

Использование летающих тарелок на уроках физической культуры

2011

Мастер-класс на региональном семинаре «Формирование познавательной активности учителя физической культуры»

Участие в научно-практических конференциях, конкурсах

год

уровень

аудитория

место проведения конференции

форма участия, результат

2009

республиканский

учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры

региональная конференция «Урок –основная форма физического воспитания школьников», г.Альметьевск, техникум физической культуры

мастер – класс «Лапта на уроках физической культуры»

2009

республиканский

учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры

 выступление «Учитель идет на урок. Первые шаги»

2010

муниципальный

Учителя физической культуры

профессиональный конкурс  «Учитель-мастер» в сфере повышения квалификации

Мастер-класс «Оздоровительная физическая подготовка через подвижные игры»

2010

республиканский

Специалисты физической культуры

Республиканский конкурс «Мастер педагогического труда по организации внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

победитель

2010

российский

Учителя физической культуры

Московский педагогический марафон учебных предметов

участник

2010

российский

Специалисты физической культуры

«Урок физкультуры 21 века»

участник

2010

международный

Специалисты физической культуры

16  Международный Фестиваль физкультуры и спорта «Наш выбор-здоровый образ жизни»

участник

2010

международный

Учителя физической культуры

2 международный конгресс учителей физической культуры

участник

2010

международный

Специалисты физической культуры

Международная научно-практическая конференция «Спортивное наследие Универсиады-2013» 28-29 октября 2010.г.Набережные Челны.

участник

Литература:

  1. Дробышева Л.А. Урок физической культуры. Методическое пособие для учителей образовательных школ. Набережные Челны.,1997-207с.
  2.  Дулин А.Л. Баскетбол в школе.Учебное пособие для студентов факультетов физической культуры. Ижевск: Изд-во Удм.ун-та,1996-400с.
  3. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов.- М.: Просвещение,2011-77с.

4.        Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. Набережные Челны, 1996. - 100с.

5.        Лепешкин В.А. Лапта: обучение тактике игры. М.,2006.-32с. -                     ( Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып.5(11)).

6. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. М.,Глобус,2008.-320 с.

7.        Сайт федерации лапты России www.lapta.ru 

Сайты: www.ruslapta.ru, www.mucnkap.ru, www.1september.ru,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа мяча"

Программа по баскетболу для 1 класса...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"

В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных  образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...

«Школа мяча»

План-конспект открытого урока в 4 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физической культуре «Школа мяча (баскетбол)» 2 класс

Пояснительная запискаСовременная школа стоит на пороге  разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонент...

Мастер-класс: конспект и самоанализ открытого урока по теме «Школа мяча» 4 класс

План-конспект и самоанализ урока по физической культуре из раздела подвижные игры по теме "Школа мяча" в 4 классе....

План-конспект урока физической культуры: «Школа мяча в подвижных и спортивных играх».

Представляю вашему вниманию игровой урок «Школа мяча в подвижных и спортивных играх» из раздела «Подвижные игры» в 4 классе....

"Школа мяча"

Рабочая программа внеурочной деятельности по баскетболу в рамках реализации ФГОС....