"Здоровый учитель - здоровый ученик"
статья по физкультуре по теме

Сергеева Светлана Николаевна

Проблему сохранения здоровья, считаю первоочередной в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

город Татарск Новосибирской области

«Здоровый учитель – здоровый ребенок»

Работу выполнила учитель начальных классов

 Сергеева Светлана Николаевна

1квалификационная категория

         Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

    Эта работа является приоритетным направлением моей деятельности. Здоровье, которое понимается, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается мной как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся.

    Цель моей работы:

1.Создать условия, позволяющие сохранить, улучшить здоровье учащихся и обеспечить успешность их обучения.

2.Активизировать инновационную деятельность участников образовательного процесса.

  В соответствии с целью были определены задачи программы:

-систематически проводить мониторинг динамики здоровья и психофизического состояния учащихся;

-выявить потребности и определить способности каждого ребенка в области физической культуры;

- сформировать у учащихся и родителей осознание необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладению теоретическими и практическими навыками по развитию физических качеств, поддержанию нормативного здоровья средствами физической культуры;

-реализовать интересы учащихся, запросы родителей в сфере физической культуры и средств оздоровления;

 -внедрять методические рекомендации;

   В свою здоровьсберегающую деятельность я включила  следующие формы и виды деятельности:

 -различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм ребенка;

-контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся;

-систему медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников;

-профилактика вредных привычек;

-организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания учащихся;

-мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и родителей, создание условий для их гармонического развития.

  Значительное время обучающие проводят в школе, и режим их жизни в значительной степени обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах профилактики и охраны здоровья детей.

Анализируя мотивацию учащихся к занятиям физической культурой, определила, что

  1. хотят сохранить свое здоровье – 100%;
  2. нравится общаться друг с другом – 89%;
  3. любят играть и развлекаться – 100%;
  4. получать положительные эмоции от занятий спортом -100%;
  5. преследуют физкультурно-спортивные интересы -100%;
  6. получают удовольствие от движений – 93%;

Опираясь на эти данные, строила свою работу.

        Важным для сохранения здоровья школьников является обеспечение необходимых  санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды. В моем классе  соблюдается воздушно-тепловой   режим. Ежедневно проводится проветривание класса.

Класс укомплектован школьной мебелью, которая соответствует росту обучающихся.

 Освещенность соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Это  играет большую роль в сохранении зрения.

  Контролирую соблюдение следующих санитарно-гигиенических требований:

-учебные занятия проводятся в первую смену;

- 6-ти дневная рабочая неделя, для 1кл - 5-ти дневная;

-организация облегченного учебного дня  в середине учебной недели;

 -продолжительность уроков –  40 минут; 1 кл. – 35минут;

   -организация питания и прогулки для детей, посещающих ГПД;

 Уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

-наследственность – 20%;

-условия внешней среды – 20%;

-деятельность системы здравоохранения – 10%;

-образ жизни человека – 50%.

             Для укрепления  психоэмоционального и физического здоровья в школе работает медицинский кабинет, столовая, спортивный зал, пришкольная площадка.  Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, можно существенно повысить потенциал здоровья.

         С первых дней ребенка в школе обращаю внимание на выполнение режима дня. Структурные компоненты режима дня – важные показатели для оценки гигиенической составляющей внеурочной деятельности. Соблюдение или несоблюдение рекомендованных норм этих компонентов во многом определяет уровень здоровья учащихся.    Отдельно учитывается выполняемая ребенком домашняя работа, которая показывает степень включенности ребенка в социо-бытовую жизнь семьи, что важно для его психического и физического здоровья. Для этого использую классные  и тематические часы, дискуссии на тему:  « Нужен ли нам режим дня?» с приглашением мед. работника, соц. педагога, беседы с родителями.    Провожу анкетирование, мониторинги,  учащиеся пишут исследовательские работы  и рефераты на данную тему.

       Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения подчерка, снижение работоспособности. Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физминуток.  Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Длительность физминуток – 1-5 минут. Виды физминуток:

-упражнения для снятия общего и локального утомления;

-упражнения для кистей рук;

-гимнастика для глаз;

-гимнастика для улучшения слуха;

-упражнения для профилактики плоскостопия;

-упражнения для осанки;

-дыхательная гимнастика.

       Проводятся специфические методы профилактики близорукости – специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения, методика построения занятий в режиме подвижных объектов. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется на уроках корригирующая гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника.  

               Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий внимание. Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров. С древних времен музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Я рассматриваю музыку как эффективное средство воздействия на настроение и психологическое состояние организма. Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся.

          Большое оздоровительное значение имеют подвижные игры на переменах, особенно на больших, проводимые на свежем воздухе.  Для первоклассников – ежедневный динамический час после третьего урока.   Они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему. На переменах провожу игры: «Ручеек», «Пустое место», «Два Мороза», «Мышеловка» и другие.

              Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается. Первые результаты анкетирования свидетельствовали о низком уровне валеологической грамотности. Учащиеся и родители не задумывались, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение.  Это подвигло на  включение в учебно-воспитательный процесс программ  укрепления здоровья: 1 класс - « Я здоровье берегу – сам себе я помогу», 2 класс – «Основы здорового образа жизни», 3 класс – «Хочу все знать!», 4 класс -  цикл игр-путешествий – «Путешествие в страну Здравию». В них предусмотрено изучение таких валеологических вопросов, как личная гигиена, ее значение в укреплении здоровья, взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием, закаливание организма в домашних условиях, гигиена опорно-двигательного аппарата, значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки, отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни. Реализуется программа, в основном, за счет классных часов.

            С большим удовольствием учащиеся принимают участие в  классных часах  на темы:  «Учимся не болеть», « Сон – лучшее лекарство», «Забота о глазах»,   « Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»,   «Твое здоровье – богатство страны!»,   «Движение – это жизнь»,   КТД «Чистота – залог здоровья!» и др.

         При проведении уроков физического воспитания, стараюсь правильно регулировать нагрузку, уделяю внимание физическим упражнениям, а с целью развития двигательных качеств использую круговую тренировку. Сущность ее заключается в том, что каждому ученику индивидуально задается число повторений упражнений, степенью нагрузки. Развитию ловкости  способствуют подвижные и спортивные игры.  Для активизации деятельности учеников упражнения выполняем под музыку. Это помогают сформировать у учащихся яркие представления о двигательном действии, уяснить сущность двигательных действий и отдельных движений. На уроках использую мячи, обручи, скакалки, кегли, воздушные шарики и т. д.

             Физкультурные праздники – провожу один раз в четверть. В программе физкультурного праздника предусматриваю:

-открытие,

-показательные выступления,

-соревнования,

-подвижные игры,

-награждение.

       Провожу спортивные соревнования в форме праздников: «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья!»,  «Олимпийцы среди нас!»,     «Маленький разведчик»  и другие.    Все соревнования планирую с учетом  интересов учащихся. Комплексным спортивным мероприятием является «Марафон  здоровья». Его цель:  привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Он  проводится в течение одной недели по программе:  открытие (вручение путевок – заданий), соревнования по избранному виду спорта, турнир  знатоков сведений о ЗОЖ, конкурс рисунков и плакатов о ЗОЖ, турнир «Сильные, смелые, ловкие» с участием родителей, подведение итогов (награждение победителей). В плане  спортивных мероприятий предусматриваю  смотры физической подготовки, например, соревнования по легкой атлетике (осенний и весенний кросс). Обязательно подвожу итоги соревнований и  различные формы поощрения учащихся и команд – грамоты, медали, жетоны. Основным критерием оценки дней здоровья является массовость. Поэтому при проведении большое внимание уделяю занятости школьников, активному участию всех учеников в запланированных для них видах программы.  Во время соревнований и игр веду постоянное наблюдение за состоянием здоровья учащихся, учитываю уровень физической подготовки школьников и индивидуальные особенности физического развития.  

 После окончания соревнований результаты помещаю в  «Уголок Здоровья».

       Одной из эффективных форм работы с учащимися являются прогулки на свежем воздухе и экскурсии. Осенью и весной  с большим удовольствием ходим  на экскурсию в лес. Особое внимание обращаю на воспитание у детей бережного отношения к природе, умению общаться друг с другом. Планом прогулки или похода обязательно  предусмотрено проведение  подвижных игр и упражнений.  

    В целях правильной организации здоровьесберегающей деятельности необходимо обеспечить широкую агитацию здорового образа жизни. Для этого в классе  имеется  «Уголок здоровья», где сосредотачиваю различные методические материалы, анкеты, викторины, режим дня, рекомендации мед. работника, занимательный материал,  итоги месячников  и т.д. В проекте - создать в классе «Центр физкультуры и здоровья», где сами дети будут представлять свои дидактические пособия, схемы, графики, модели. В перспективе  разработать варианты дневников здоровья, «копилок» здоровья.

      Я работаю совместно с медицинским работником.  Медицинский работник ведет паспорт  здоровья класса,  отслеживает заболеваемость детей, ведет пропуск учащихся по болезням,  оказывает первую необходимую медицинскую помощь, следит за питанием, проводит беседы, как для учащихся, так и для родителей («Закаливание»,  «Вредные привычки», « Рецепты народной медицины», «Витамины и их значение». Особое внимание обращает  профилактике детского травматизма.

      Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающего организма. Вот почему, я стараюсь построить  так свою работу в классном коллективе, чтобы родители и учащиеся понимали  роль питания, умели сбалансировать свой рацион. В 1 классе почти все дети  (69%) сдают в столовую деньги и питаются, дети из  многодетных семей (25%)  питаются бесплатно. А вот 3-4 классах - 37% учащихся самостоятельно покупают, горячи обеды,  остальные  предпочитают покупать булочки, шоколад, печенья, конфеты, чипсы и т. д.  В 4 классе знакомила детей с лекарственными растениями, некоторые ребята написали рефераты по данной теме.

       На протяжении  многих  лет работаю по учебнику   «Мой друг – физкультура», автор: В. И. Лях.  Он является моим хорошим помощником! Учебник рассказывает о том, когда и как возникли физическая культура и спорт в жизни человека, как заниматься физическими упражнениями, чтобы принести своему организму только пользу.  

       

      Результаты оценки личностной значимости мероприятий, проводимых в классе по формированию здорового образа жизни, показало, что

  100% уч. с удовольствием принимают участие в спортивных праздниках, смотрят фильмы о том, как заботятся о здоровье;

 90% - 97%  уч.- нравятся уроки, обучающие здоровью;

 73%-80% уч. – участвуют в викторинах, конкурсах и слушают лекции о том, как заботиться о здоровье.

      Результаты анкетирования в 4 классе «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» выглядит так:

93%  учащихся считают, что умеют себя хорошо вести;

82  %  учащихся - умеют организовать свое время,

93 %  учащихся - заботятся о своем здоровье

75  %учащихся - не имеют вредных привычек,

93  %учащихся -  соблюдают правила личной гигиены.

      На низком уровне  работа по охвату учащихся  начальной школы занятиями в кружках спортивно-оздоровительного направления. В начальной школе эта проблема существует давно и находится только в проекте рассмотрения.  

  В свою работу стараюсь привлечь и родителей. На родительских собраниях они    получают информацию  о здоровье ребенка, дают разрешение на прививки, прослушивают лекции на следующие темы: «Значение утренней гимнастики для растущего организма», «Распорядок дня и двигательный режим школьника»,  «Что нужно знать, чтобы  дети не болели простудными заболеваниями» и т. д. Приглашаю родителей к сотрудничеству: выходим в зимний период кататься на коньках, осенью и весной проводим велопробеги, экскурсии в природу.

      В летний период работаю в оздоровительном лагере и на разновозрастных отрядах, где тоже применяю элементы своей программы.

          На протяжении   последних  лет участвовала  в работе педагогического совета по теме  «От охраны здоровья к успеху в учебе», делилась опытом работы на заседании  районного МО учителей и воспитателей ГПД  по теме « Реализация здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня, как основной фактор успешности обучения школьников».

      Существует ряд проблем, которые нуждаются в доработке:

-обновление материальной базы;

 -улучшить работу по двигательной активности школьников , так как показатели находятся на низком уровне;

-усилить контроль за соблюдением гигиенических требований ;

-продолжить работу по охвату детей горячим питанием;

-улучшить медицинское обеспечение;

-особое внимание обратить на организацию занятий со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

-создание  кабинета психологической разгрузки и тренажерного зала для учащихся начальной школы;

-проведение квалифицированных консультаций с родителями по вопросам здоровьесбережения детей.

       

Я работаю в школе 30 лет, и все годы своей деятельности занимаюсь спортом: хожу на лыжах, катаюсь на  коньках, увлекаюсь велогонками.  

Мне всегда везет с   учениками, они  активно принимают участие в спортивных мероприятиях: играют  в хоккей,  занимаются  шорт-треком, кроссом. Среди них победители областных соревнований по шорт-треку и кроссу, победители районных соревнований. Я горжусь ими.

       У меня много интересных идей, планов, которые ждут своего осуществления. Я надеюсь, что они   сделают жизнь моих учащихся более интересной и насыщенной.

                                                 

 

                       

                           

 



Предварительный просмотр:

       

 Сегодня важно правильно понимать – что есть Стандарт. Министерство образования и науки РФ обращает внимание педагогической общественности на то, что современный стандарт – это гарантированное предоставление ученику, семье качественных образовательных услуг.

     Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования.

       Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

         С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

    Согласно ФГОС НОО, в Базисном учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

       Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

          Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Актуальность данного проекта состоит  в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

        Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

     Вместе с тем,  мы, педагоги, работаем  в условиях:

 расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

 плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

 резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

 ограниченности общения со сверстниками;

 неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;

 разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности.

           Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

      При организации дополнительного образования в  школе мы провели анализ по следующим направлениям:

1.Проанализировали цели и задачи  школы.

2.Выявили (при помощи анкетирования) запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.

3.Провели педсовет школы, на котором каждый член коллектива школы (учителя начальной школы, учителя средней и старшей школы, библиотекарь, психолог и др.) могли определиться с выбором одного из направлений, в котором он является специалистом.

4.Изучили дополнительные образовательные услуги, предлагаемые  учреждениями дополнительного образования.

5.Изучили основные нормативные документы по организации внеурочной деятельности детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения).

      Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа. В июне, а затем в августе учителями первых классов был проведён мониторинг родителей будущих первоклассников с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.

        По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия  были составлены  рабочие программы по  направлениям.  Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе, или в  учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям.  При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы сформированы из детей 1-2   классов, некоторые  дети записаны на несколько занятий.  

     В результате была составлена модель  внеурочной деятельности  в  школе.  (Раздаточный материал)

 

 В Федеральном стандарте предлагается пять направлений  развития личности детей:  

спортивно-оздоровительное;

духовно-нравственное;

 общеинтеллектуальное;

общекультурное;

социальное.

Диагностическое сопровождение внеурочной деятельности ребёнка предполагает изучение результативности формирования универсальных учебных действий, которые заложены в требованиях стандарта второго поколения.

       Примерные программы внеурочной деятельности (начальное  образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:  

• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Изучив запросы детей и родителей, учитывая возможности ОУ, опыт и интересы педагогов, выбрали наиболее продуктивные виды деятельности.  

Эффективность внеурочной деятельности определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям Стандарта в портфеле достижений, который отражает уровень освоения образовательной программы, особенности развития познавательных процессов, личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка), результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах. В наполнении портфолио принимают участие воспитанники, педагоги, родители.

      В нашем образовательном учреждении часы внеурочной деятельности ведут учителя начальных классов, учителя-предметники. В этом учебном году я набрала первый класс, который обучается по новым стандартам. Я веду те занятия внеурочной деятельности, которые мне близки и интересны.  Я приведу примеры тех программ которые реализую.

  Одним из направлений выбранным мною это здоровьесбережение. Так как здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека.  Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущее нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

 Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа без помощи родителей и медицинских учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти проблемы только сообща.

      Кружок «Школа – территория здоровья» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное  развитие личности.

        Целью этого курса является формирование у детей установки на жизнь как высшую ценность, обучение бережному отношению к себе и к своему здоровью. Главной задачей курса является укрепление здоровья школьников.

     Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности.

       Курс  «Школа – территория здоровья» отличается разнообразием форм проведения занятий: прогулки, спортивные праздники, соревнования, подвижные игры (народные игры, игры народов России, игры народов мира), которые наряду с укреплением здоровья, воспитывают чувство патриотизма, интернационализма. В программе курса предусмотрены также и другие формы проведения занятий: беседы с медицинским, работником, работниками питания, сопровождаемые презентациями, фильмами, экскурсии в спортивные учреждения нашего района и города, занятия в тренажерном зале.

Интересно прошли занятия на темы: «Моя красивая осанка», «Как я одеваюсь», «Как стать Геркулесом», «Зачем человек ест», « Полезная и вредная пища», «Кто охраняет мой рот», «Красивые зубы – красивая улыбка», «Мои уши». Даны открытые занятия для учителей города, для студентов Татарского педагогического колледжа на тему: «Наши помощники – глаза».

    Второе направление внеурочной деятельности – духовно-нравственное.

  Кризис ценностных систем в современном обществе  затрудняют процессы социализации  личностного самоопределения ребёнка. Это побудило нас к разработке программы « Путешествие в прошлое», которая является наиболее востребованной среди учащихся 1–2 классов и их родителей.

 Актуальность программы заключается в том, что  на конкретных примерах дети знакомятся с историей и традициями своей семьи, с особенностями культуры и быта.

       Цель курса: помочь каждому ребёнку стать достойным гражданином своей страны.

   Основными формами  этого курса являются: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми нашего края, фотовыставки, посещение достопримечательностей города.

     Развитие  общекультурных навыков, заложенных стандартами, реализуются программой «Любительский театр». Это  направление позволяет обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования.

       Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

      Целью данного курса является воспитание гармонически развитой и творчески активной личности средствами театра.

     Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  1. знакомство детей с различными видами театра;
  2. поэтапное освоение детьми различных видов творчества;
  3. совершенствование артистических навыков детей;
  4. развитие речевой культуры;
  5. развитие эстетического вкуса.

   Актуальность кружка «Любительский театр» состоит в том, что он научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе.

       Мои ученики являются победителями  1 этапа эстафеты искусств конкурса чтецов «России посвящается», «Моя Родина», театральный коллектив «Смайлики» заняли 1 место в районном смотре – конкурсе «Театральный бенефис» , 3 место в районном детском экологическом форуме «Зелёная планета – 2012! Номинация «Природа. Культура. Экология.»

    Актуальность программы «Умники и умницы», которая входит в общеинтелектуальное направление, определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.     В основе кружка «Умники и умницы» лежит программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам», которая позволяет успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов, помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

   Содержание программы  «Умники и умницы» соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

           Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в конкурсах различного уровня;

-проектная деятельность, творческие работы

-самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка,  основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.   

    Мои дети  еще  малы, но уже пробуют свои силы  в исследовательской работе. Не остаются без внимания первоклассников и различные конкурсы познавательной направленности: «ЭМУ», «Смекалка», «Инфознайка».

   Применение  современных информационных технологий позволяет повысить качество внеурочной деятельности

 -использую компьютерные презентации из Единой коллекции ЦОР;

  -провожу тестирования с  использованием компьютерных программ;

  -использую информационные ресурсы не только как  наглядность, но и  для закрепления и расширение теоретических знаний, практических навыков,    контроля усвоения  материала;

 -участвую вместе с детьми в различных   конкурсах;

 -выхожу вместе с детьми в Интернет  для поиска и использования информации в учебном процессе.

Применение мультимедийных технологий позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, что важно для учащихся начальной школы

Второй год реализации стандартов второго поколения даёт возможность отследить уровень развития ребёнка.

     

 

Итак, внеурочная деятельность – это здорово (да ещё когда позволяет занимаемая площадь, условия, материальная база)… внеурочная деятельность помогает ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.

 Детское творчество неисчерпаемо.

Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисуем для здоровья. Эмоциональное здоровье ученика.Урок творчества. Урок №1.Тема: Круги и линии.

Уроки творчества.Уроки творчества, своим происхождением обязаны одному из направлений современной практи­ческой психологии - арттерапии, или экспрес­сивной терапии. Для педагога важна в этих уро...

Рассуждение на тему «Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика»

Практика. Формирование методических компетенций 5 день. Задание 5....

Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика»

Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика»...

Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика

Эссе на тему: "Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика"....

Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика

Эссе по теме «Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика»....

Задание №5 Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика»

Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в сохранении и укреплении здоровья ученика»...