Рисуем для здоровья. Эмоциональное здоровье ученика.Урок творчества. Урок №1.Тема: Круги и линии.
план-конспект урока по зож по теме

Ганжа Светлана Давыдовна

 

Уроки творчества.

Уроки творчества, своим происхождением обязаны одному из направлений современной практи­ческой психологии - арттерапии, или экспрес­сивной терапии. Для педагога важна в этих уроках не эстетическая сторона конечного совместного «продукта» детей, а то, как обща­ются и самовыражаются на них учащиеся. Именно этим так ценны уроки творчества: на этих уроках нет способных и неспособных, все задания доступны всем, а не только художе­ственно одаренным детям.

Учитель не может и не должен заниматься психологическим анализом результатов сов­местной деятельности своих учеников. Уроки творчества для педагога ценны тем, что они не только выявляют проблемы (это область дея­тельности специалиста-психолога), но и поз­воляют снять существующее в классе в целом или у отдельных учеников эмоциональное на­пряжение, выразить подавленные эмоции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология.

Рисуем для здоровья. Эмоциональное здоровье ученика.                    

                                                   Урок творчества.  Урок №1.

Тема: Круги и линии.

Цели урока:

-Формировать умения соотносить свою работу с работой других для того, чтобы в конечном итоге получился целостный образ.

-Создать эффект психологической коррекции: (испытание чувства принятия себя другими, несмотря на «неудачу» своего рисунка;  демонстрация разнообразия индивидуальных особенностей и возможностей продуктивного взаимодействия с любыми проявлениями этой индивидуальности).

-Дать возможность поделиться впечатлениями друг с другом

-Увидеть каждого ребенка в деятельности

Главная задача учителя – создать обстановку доверия, эмоционального комфорта для каждого ребенка, уметь вступить с ним в контакт, помочь самовыражению детей и их активности,

 помочь разговориться, уметь выслушать и прокомментировать услышанное.  

 Главная задача ученика - познать  себя через рисунок.

Ожидаемый результат:   Сумеют соотносить свою работу с работой других для того, чтобы в конечном итоге получился целостный образ.

Расслабятся, выплеснут негативные эмоции и чувства;

Усилят ощущение собственной личностной ценности;

Установится эмоциональное равновесие, внутренняя гармония.

                                                              Содержание.

Психологический настрой группы.  

вступительное слово определенной тональности, музыкальный фрагмент,  совместные действия;

эстетическое оформление внешней обстановки места проведения и    эстетика внешнего вида детей.

Собственно содержательный этап.  Разворачивается предметная деятельность (слушают, высказывают, обсуждают, рисуют и т.

Финал. Его назначение – вызвать или усилить, довести до высокого уровня переживание, чувство, возникшее в период проведения  занятия. Средства на этом этапе могут быть самыми разнообразными: горячие искренние аплодисменты, коллективная песня, ритуалы дружбы, музыка, слова благодарности, символика и пр.

Совместное подведение итогов с детьми.   Для ее проведения детям предложено высказать свое мнение  в форме – «Огонек»

 ( « Что было хорошего?»,   « Что не удалось? Почему?»,  «Что предлагаем на будущее?»). Затем сопоставляется мнения, предложения, задаются вопросы.    

  

                                                                 Средства:

Психологические: комфортность обстановки; психологическая совместимость членов игровой команды; мотивация на цель занятия и содержание; поощрения действия, рефлексия.
Организационные: регламент; подготовленность помещения; распределение и соблюдение ролей; завершенность дел; темп занятия, адекватный возможностям детей; особая посадка детей и их расположение.

Урок проводится в классе. Для удобства работы необходимо соединить столы таким образом, чтобы они представляли собой единую поверхность, вытянутую в длину. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным Время, необходимое для проведения занятия, зависит от количества учащихся в классе: для группы (класса) из 15-16 человек достаточно одного урока; для большего числа участников время увеличивается до двух уроков. Более длительные занятия слишком утомительны и потому нежелательны.

Дидактические : компетентность учащихся; наглядность результатов коллективной работы; конкретность; интеллектуальный фон играющих, музыка,

Необходимые материалы: длинный рулон бумаги; цветные мелки, масляные пастели, восковые карандаши; приспособления, позволяющие прикрепить работу после ее завершения к доске или стене. Для работы можно использовать любую бумагу, даже рулон обоев с неярким рисунком или их обратную сторону. Если нет под руками цельного длинного рулона бумаги, его можно составить, соединив несколько кусков, например ватмана, с помощью скрепок или клейкой ленты. Необходимо, чтобы мелков или пастели хватало на   всех.

                                                     Форма :                                                                         «Огонек», на котором каждому предоставляется слово и он должен высказать свое мнение.

                                                              Приемы:

 - свободное рисование

-совместное рисование (несколько человек или вся группа рисует на одном листе  этапы развития группы)

-музыкальная  релаксация (снятие усталости, обогащает эмоционально-чувственную область).

-релаксационная ситуация (необходимость в расслабление, в отдыхе).  

                                                 

                                                      Ход урока.

Начало работы. Участники занятия 'встают вокруг стола.

Оздоровительная минутка. Представьте что к вам сейчас придет клоун из цирка Как вы его встретите? Посмотрите, друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь.

–какое у вас настроение?

 -На что оно похоже: на солнышко или на темную тучу?                                                                                                Дети демонстрируют свое настроение.

Выход на тему и цель урока с помощью детей .На доске нарисованы круги и линии. Дети предполагают тему и цель урока .

                                         Этапы работы и инструкции.

Этап I. Инструкция: «В любом месте этого листа бумаги нарисуйте три кружка величиной со свою ладонь».

 Цель этапа:  

1 понаблюдать за детьми и увидеть возможные проблемы координации «рука-глаз».

 2Выявить  особенности индивидуального восприятия пространства.

3. Создать эффект психологической коррекции

Рекомендации.

После того как все дети нарисовали кружки, следует попросить всех остановиться и взглянуть на то, что получилось в результате. Точно так же необходимо останавливать работу всякий раз после окончания очередного ее этапа. Эти остановки позволяют соотносить свою работу с работой других для того, чтобы в конечном итоге получился целостный образ.

Некоторые дети с трудностями в обучении испытывают серьезные затруднения в выполнении подобных заданий. Если это проявляется в процессе работы, учителю не следует добиваться «правильного» рисования кружка: на общем рисунке он может и должен существовать так, как был исполнен. Эффект психологической коррекции при таком подходе — двойной. С одной стороны, ребенок испытывает чувство принятия себя другими, несмотря на «неудачу» своего рисунка; с другой — группе демонстрируется разнообразие индивидуальных особенностей и возможность продуктивного взаимодействия с любыми проявлениями этой индивидуальности.

Диаметры кружков, которые появятся на листе бумаги, могут значительно различаться по величине, несмотря на инструкцию, определяющую приблизительно одинаковый для всех размер. Опыт проведения таких занятий со взрослыми, которые точно так же, как и дети, невзирая на инструкцию, рисуют кружки самых разных размеров, позволяет предположить, что это скорее связано с особенностями восприятия «своего» пространства и является психологической проблемой .

Этап 2. Инструкция: «Еще раз обведите свои кружки».

Цель этапа: Развитие умения  находить и выделять свои кружки, среди других..

Рекомендации.

Во время этой работы дети находят и выделяют свои кружки, среди других.

Этап 3. Инструкция: «Проведите линии от своих кружков к ближайшему краю листа бумаги. Затем соедините любыми линиями свои три кружка с тремя другими, понравившимися вам».

Цель этапа: Развитие умения  соединить кружки, разбросанные по огромному листу, в единый «кристалл»,

Рекомендации.

Этот этап позволяет соединить кружки, разбросанные по огромному листу, в единый «кристалл», а линия, проведенная от каждого кружка к краю бумаги, страхует от того, чтобы какой-либо кружок остался на листе бумаги не соединенным с другими.

Этап 5. Инструкция: «Найдите свои кружки и напишите в одном из них свое имя (или начальную букву своего имени), в другом нарисуйте что-либо, третий закрасьте каким-либо цветом».

Цель этапа:  

Обратить  внимание детей на яркость цветов, используемых для работы, и необычного фона общую картину.

Рекомендации.

После того как все закончили свою работу, рисунок следует прикрепить к стене и дать возможность посмотреть на полученный результат как на целостный образ. Как правило, за счет яркости цветов, используемых для работы, и необычного фона общая картина выглядит красочно и декоративно.  Обратить на это внимание детей и дать возможность поделиться впечатлениями друг с другом.

Этап 6. Инструкция: «По очереди расскажите о том, что и почему вы нарисовали в своих кружках».

Цель этапа:  

1.Освоение детьми социального опыта,  осознавание себя среди других, своих способностей, особенностей другого.

2.Увидеть каждого ребенка в деятельности, не связанной с учебной программой и стандартом.  

Рекомендации.

Эти маленькие истории, которые дети рассказывают о себе, позволяют им узнать друг друга, увидеть подчас то, что не всегда проявляется в каждодневном общении.

 Этап 7. Релаксационная ситуация. Деление детей на группы.
Цель:  смена деятельности ( немного расслабиться, отдохнуть).

Группам предлагается творческое задание:
1.Что бы вы пожелали друг другу.

Рекомендации.

- Подберите песню (сочините), текст которой отражает суть .

- Подберите слова.., эпиграф и т. д.
Подготовка задания – 5 минут. Затем каждая команда демонстрирует свои итоги (2 минуты) .
Этап 8.. Рефлексия.
Подводятся итоги занятия. Каждому предоставляется слово и он должен высказать свое мнение об уроке.

-« Что было хорошего?»,

- « Что не удалось? Почему?»,

- «Что предлагаете на будущее?»

 Затем сопоставляется мнения, предложения, задаются вопросы.  

Подведение итогов

-Какое у вас настроение?

-На что оно похоже: на солнышко или на темную тучу?                                                                            Дети демонстрируют и сравнивают свое настроение.

                                 

                               

 

Самоанализ проведенного творческого урока с элементами здоровьесберегающей технологии. ( Рисуем для здоровья. Эмоциональное здоровье ученика. )

Система  воспитательной работы в данном классе построена на здоровьесберегающей технологии. Составлена программа «Здоровейка!» и  поэтому  был взят урок творчества согласно  планированиям. Урок творчества   своим происхождением обязан одному из направлений современной практической психологии – арттерапии. Общие принципы организации таких занятий:

-отсутствие заданного образца;

-эмоциональные переживания по поводу художественного образа, создаваемого в процессе совместной деятельности;

-развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности.

Эти методические принципы освобождают как детей, так и учителя от необходимости соотносить свою деятельность с какими-либо образцами и тем самым делает ее самоценной. В этом случае любой результат есть результат индивидуального или коллективного опыта.

 Для  этого  урока важна  не эстетическая сторона конечного совместного «продукта» детей, а то, как общаются и самовыражаются на них учащиеся. Эти уроки не только выявляют проблемы, но и позволяют снять существующее в классе в целом или у отдельных учеников эмоциональное напряжение, выразить подавленные эмоции. Именно этим так ценны уроки творчества: на этих уроках нет способных и неспособных, все задания доступны всем, а не только художественно одаренным детям. Темы рисунков подбираются так, чтобы дать возможность детям выразить в рисунках свое состояние.

Урок творчества.  Урок №1 из 5.Тема: Круги и линии.

 Цели урока:

-Формировать умения соотносить свою работу с работой других для того, чтобы в конечном итоге получился целостный образ.

-Создать эффект психологической коррекции: (испытание чувства принятия себя другими, несмотря на «неудачу» своего рисунка;  демонстрация разнообразия индивидуальных особенностей и возможностей продуктивного взаимодействия с любыми проявлениями этой индивидуальности).

-Дать возможность поделиться впечатлениями друг с другом

-Увидеть каждого ребенка в деятельности

Главная задача  – создать обстановку доверия, эмоционального комфорта для каждого ребенка, уметь вступить с ним в контакт, помочь самовыражению детей и их активности,

 помочь разговориться, уметь выслушать и прокомментировать услышанное.  

 Главная задача ученика- познать  себя через рисунок.

Форма: «Огонек».

 Приемы:

 - свободное рисование

-совместное рисование (несколько человек или вся группа рисует на одном листе    этапы развития группы)

-музыкальная  релаксация (снятие усталости, обогащает эмоционально-чувственную область).

-релаксационная ситуация (необходимость в расслабление, в отдыхе).  

 Средства: Психологические: комфортность обстановки; психологическая совместимость членов игровой команды; мотивация на цель занятия и содержание; поощрения действия, рефлексия.
Организационные:  завершенность дел; темп занятия, адекватный возможностям детей; особая посадка детей и их расположение.

Дидактические : компетентность учащихся; наглядность результатов коллективной работы; конкретность; интеллектуальный фон учащихся, музыка,

Необходимые материалы: длинный рулон бумаги; цветные мелки,  восковые карандаши; картинки солнца и тучи, круги и линии

 

 Психологический настрой группы проходил через  оздоровительную минутку, демонстрируют и оценивают свое настроение: радость-солнце, печаль- туча.

 Собственно содержательный этап. Разворачивается предметная деятельность (слушают, высказывают, обсуждают, рисуют и т.д.), выполняя четко инструкцию.  Соотносят  свою работу с работой других для того, чтобы в конечном итоге получился целостный образ.

У ребят только складывается опыт эмоционального реагирования на происходящее вокруг него, а работа в группе, с одной стороны, рождала эти переживания, а с другой — облегчала их проявление. Групповая работа позволила ребенку лучше познать себя, увидеть себя глазами других, способность ориентироваться на партнера,  успешнее осознать свои позитивные и негативные свойства, анализировать стиль своего поведения и коммуникации, и тем самым более осознанно подходить к их самоусовершенствованию и изменению своих взглядов, расширить свой личностный опыт. Урок показывает, что

 взаимоотношения между участниками, развиваются «здесь и теперь».

  Присутствует атмосфера раскованности и свободы общения. Учащиеся  выражали свои чувства, а также получали «обратную связь».

 Финал. Его назначение было –  вызвать или усилить, довести до высокого уровня переживание, чувство, возникшее в период проведения  занятия. Это чувство вызвано:                         ( горячие искренние аплодисменты, слова благодарности) .

Совместное подведение итогов с детьми.   Для его проведения мною предложена самая распространенная форма – «Огонек», на котором каждому представилось слово, он  высказывал свое мнение о проведенном уроке.  

« Что было хорошего?»,

 « Что не удалось? Почему?»,

 Что предлагаете на будущее?»

Дети плохо выражают свои мысли, но – это первые шаги по пути осознавания себя среди других, своих способностей, особенностей другого, по освоению  социального опыта.  

     Данный урок своей цели достиг:

Сформированы умения соотносить свою работу с работой других для того, чтобы в конечном итоге получился целостный образ.

Расслабились, выплеснули негативные эмоции и чувства;

Усилили ощущение собственной личностной ценности;

Установили эмоциональное равновесие, внутреннею гармонию.

В свою очередь, я имела возможность увидеть каждого ребенка в деятельности, связанной с воспитательной программой. Все действия направлены на создание такой межличностной атмосферы в классе, которые  будут способствовать: успешному учению,  пониманию личности ребенка, профилактике стрессовых психических состояний ребенка в процессе обучения.

 



Предварительный просмотр:

Принципы организации творческих уроков

Прежде чем описать методику проведения творческих уроков, имеющих значение педагогической терапии, следует остановиться на некоторых общих принципах организации этих занятий:

отсутствие заданного образца;

эмоциональные переживания по поводу художественного
образа, создаваемого в процессе совместной деятельности;

развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности.

1.        Отсутствие заданного образца.

В системе творческих заданий, используемых как средство педагогической терапии, готовый образец как эталон для копирования, подражания должен отсутствовать. Этот методический принцип освобождает как детей, так и учителя от необходимости соотносить свою деятельность с какими-либо образцами и тем самым делает ее самоценной. В этом случае любой результат есть результат индивидуального или коллективного опыта. Этим он интересен и уникален.

2.        Эмоциональные переживания по поводу художественного
образа, создаваемого в процессе совместной деятельности.

Эмоциональные переживания по поводу создаваемых образов тесно связаны как с опытом самовыражения, так и с опытом коллективного творчества. Ничто так не объединяет людей, как совместные эмоциональные переживания происходящих событий. В детской жизни значение таких переживаний особенно велико.

У ребенка только складывается опыт эмоционального реагирования на происходящее вокруг него, а работа в группе, с одной стороны, рождает эти переживания, а с другой — облегчает их проявление. Возможность увидеть эти реакции, особенности их проявления чрезвычайно важна педагогу для понимания личности ребенка.

3. Развитие межличностных отношений в группе (классе).

Эмоциональные переживания как основа групповой динамики тесно связаны с развитием межличностных отношений в классе. Эти процессы достаточно подробно изучены. К сожалению, результаты психологических исследований далеко не всегда осмыслены педагогической практикой и не учитываются в каждодневной работе учителя.

Обратите внимание

Изменение педагогических установок на личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика диктует иной уровень общения между ними. Иными становятся цели и задачи деятельности педагога. И самое главное, появляется психотерапевтическая ориентация в работе учителя, направленная на создание такой межличностной атмосферы в классе, которая способствует успешному учению, служит профилактикой стрессовых психических состояний ребенка в процессе обучения.

Именно на это ориентированы предлагаемые Вашему вниманию пять уроков творчества.

Урок первый. «Круги и линии»

Время, необходимое для проведения занятия, зависит от количества учащихся в классе: для группы (класса) из 15-16 человек достаточно одного урока; для большего числа участников время увеличивается до двух уроков. Более длительные занятия слишком утомительны и потому нежелательны.

Урок проводится в классе. Для удобства работы необходимо соединить столы таким образом, чтобы они представляли собой единую поверхность, вытянутую в длину. Помещение Должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: длинный рулон бумаги; цветные мелки, масляные пастели, восковые карандаши; приспособления, позволяющие прикрепить работу после ее завершения к доске или стене. Для работы можно использовать любую бумагу, даже рулон обоев с неярким рисунком или их обратную сторону. Если нет под руками цельного длинного рулона бумаги, его можно составить, соединив несколько кусков, например ватмана, с помощью скрепок или клейкой ленты. Необходимо, чтобы мелков или пастели хватало на всех.

Начало работы. Участники занятия 'встают вокруг стола.

Этапы работы и инструкции.

Этап I. Инструкция: «В любом месте этого листа бумаги нарисуйте три кружка величиной со свою ладонь».

После того как все дети нарисовали кружки, следует попросить всех остановиться и взглянуть на то, что получилось в результате. Точно так же необходимо останавливать работу всякий раз после окончания очередного ее этапа. Эти остановки позволяют соотносить свою работу с работой других для того, чтобы в конечном итоге получился целостный образ.

Для учителя этот этап работы дает возможность понаблюдать за детьми, прежде всего увидеть возможные проблемы координации «рука-глаз». Некоторые дети с трудностями в обучении испытывают серьезные затруднения в выполнении подобных заданий. Если это проявляется в процессе работы, учителю не следует добиваться «правильного» рисования кружка: на общем рисунке он может и должен существовать так, как был исполнен. Эффект психологической коррекции при таком подходе — двойной. С одной стороны, ребенок испытывает чувство принятия себя другими, несмотря на «неудачу» своего рисунка; с другой — группе демонстрируется разнообразие индивидуальных особенностей и возможность продуктивного взаимодействия с любыми проявлениями этой индивидуальности.

Другая проблема, с которой можно столкнуться в этой работе, — индивидуальное восприятие пространства. Диаметры кружков, которые появятся на листе бумаги, могут значительно различаться по величине, несмотря на инструкцию, определяющую приблизительно одинаковый для всех размер. Опыт проведения таких занятий со взрослыми, которые точно так же, как и дети, невзирая на инструкцию, рисуют кружки самых разных размеров, позволяет предположить, что это скорее связано с особенностями восприятия «своего» пространства и является психологической проблемой, а не демонстрирует участие в процессе создания этой общей картины и даже рассказать о себе, проставляя свои символы в кружках. Опыт такого взаимодействия формирует атмосферу особого доверия между учителем и учениками.  Этап 2. Инструкция: «Еще раз обведите свои кружки».

Во время этой работы дети находят и выделяют свои кружки, среди других.

Этап 3. Инструкция: «Проведите линии от своих кружков к ближайшему краю листа бумаги. Затем соедините любыми линиями свои три кружка с тремя другими, понравившимися вам».

Этот этап позволяет соединить кружки, разбросанные по огромному листу, в единый «кристалл», а линия, проведенная от каждого кружка к краю бумаги, страхует от того, чтобы какой-либо кружок остался на листе бумаги не соединенным с другими.

Этап 4. Инструкция: «Раскрасьте пространство между линиями каким-либо цветом. Будьте внимательны и не закрашивайте пространство в самих кружках».

Во время этой работы могут стихийно выявиться лидеры, проявляющие инициативу, предлагающие идеи оформления рисунка, «захватывающие» больше пространства на бумаге, использующие более яркие цвета.

Этап 5. Инструкция: «Найдите свои кружки и напишите в одном из них свое имя (или начальную букву своего имени), в другом нарисуйте что-либо, третий закрасьте каким-либо цветом».

После того как все закончили свою работу, рисунок следует прикрепить к стене и дать возможность посмотреть на полученный результат как на целостный образ. Как правило, за счет яркости цветов, используемых для работы, и необычного фона общая картина выглядит красочно и декоративно. Учителю следует обратить на это внимание детей и дать возможность поделиться впечатлениями друг с другом.

Этап 6. Инструкция: «По очереди расскажите о том, что и почему вы нарисовали в своих кружках».

Собственно, с этого момента и начинается работа по освоению детьми социального опыта, первые шаги по пути осознавания себя среди других, своих способностей, особенностей другого. Эти маленькие истории, которые дети рассказывают о себе, позволяют им узнать друг друга, увидеть подчас то, что не всегда проявляется в каждодневном общении.

В свою очередь, учитель имеет возможность увидеть каждого ребенка в деятельности, не связанной с учебной программой и стандартом.   На таких занятиях дети приобретают чрезвычайно важный опыт рассказов о себе. Как это ни парадоксально, но школа очень редко предоставляет возможность на уроках говорить о себе и своих чувствах. В результате дети, как правило, плохо выражают свои мысли не только в начальной школе, но и в средней, и даже по ее окончании.

Конечно, умение говорить не главная цель этих занятий. Гораздо важнее учителю научиться понимать своих учеников и научить детей понимать и принимать друг друга.

Урок второй. «Лепим фигурки»

Время, необходимое для проведения этого занятия, также зависит от числа учеников в классе. Если их менее 15-16 человек, достаточно одного урока; для большего числа участников время увеличивается до двух уроков. Более продолжительные занятия утомительны и поэтому нежелательны.

Урок проводится в классе. Дети работают на своих местах, однако следует заранее продумать, как разместить все работы на едином пространстве в конце урока. Можно соединить несколько столов или освободить пространство на полу. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: пластилин или любой другой материал для лепки, небольшие куски клеенки для работы, длинный рулон бумаги для размещения готовых работ на едином пространстве.

Начало работы. Дети сидят за своими партами. Перед каждым лежит кусок пластилина, парта застелена клеенкой.

Этап 1. Инструкция: «Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе какое-нибудь живое существо. Это может быть человек, или зверек, или герой сказки, рассказа, - в общем, все, что вы вспомните. Попробуйте, не открывая глаз, вылепить то, что вы представили».

С закрытыми глазами дети работают не более 5-7 минут. Нельзя настаивать, если ребенок отказывается закрывать глаза.

В этом случае следует подойти к нему и тихо, не привлекая вни-ания, попросить закрыть глаза хотя бы ненадолго; но, если ребенок отказывается сделать это, разрешить работать с открытыми глазами. Отказ от работы с закрытыми глазами может быть связан с несколько повышенным уровнем тревожности, с детскими страхами и в любом случае является сигналом для более внимательного отношения к ученику.

Другой проблемой может стать индивидуальная непереносимость материала, с которым работают дети. Если ребенок отказывается «пачкать руки», не следует заставлять его преодолевать себя.

Лепка очень важна для развития мелкой моторики у детей,

 особенно в начальной школе, так как она позволяет развивать и укреплять пальцы и кисти рук.

Интересно обратить внимание на то, кого лепят дети. Кто это? Люди? Животные? Герои сказок? В любом случае это те персонажи, к которым ребенок мысленно обращается в последнее время. Какие они? Насколько агрессивны или добры? Счастливые или грустные?

Постарайтесь заметить выражение лица, с которым ребенок трудится над своим произведением. Спокоен ли он и сосредоточен или испытывает неприятные чувства к своей фигурке? Конечно, учитель не может и не должен подвергать эту работу глубокому психологическому анализу. Куда более важно суметь воспользоваться возможностью понаблюдать за детьми в процессе творчества, тем более что оно связано с их внутренним состоянием.

Завершают дети работу с открытыми глазами.

Этап 2. Инструкция: «По очереди расскажите, что это за фигурка, что вы о ней знаете, что с ней происходит. Поместите вашу фигурку на большой лист бумаги».

Рассказ ребенка позволяет проникнуть в его внутренний мир, увидеть проблемы, которые его волнуют, эмоциональное состояние,  в котором он находится, те внутренние образы, с которыми он мысленно взаимодействует.

Интересно понаблюдать за тем, где именно на большом листе бумаги размещает ребенок свою фигурку, чьи фигурки находятся рядом, чьи остались в одиночестве. Когда все фигурки Расставлены, следует обратить внимание класса на то, как они Разнообразны и выразительны, обменяться впечатлениями по поводу общей композиции.

может случиться так, что несколько фигурок выпадут из общей группы или останутся стоять в стороне. В этом случае можно пригласить желающих переставить фигурки в композиции или самому учителю сделать это. Окончательная композиция обязательно должна включать фигурки всех детей.

Урок третий. «Дом, в котором мы живем»

Время, необходимое для проведения этого занятия, один урок.

Урок проводится в классе. Ученики разбиваются на группы равной численности, по 5-6 человек. Исходя из количества групп, столы следует соединить таким образом, чтобы дети могли работать вместе.

Необходимые материалы: большие листы бумаги, по одному на каждую группу детей; цветные мелки, восковые пастели, фломастеры; приспособления, позволяющие прикрепить завершенные рисунки к доске или стене.Начало работы. Дети разбиваются на равные группы по желанию или произвольно. Каждая группа получает большой лист бумаги, цветные материалы для работы.

Этап 1. Инструкция: «Придумайте все вместе дом для своей группы. Нарисуйте его».

На этом этапе работа не должна продолжаться более 15-20 минут. Затем рисунки развешиваются на доске (стене).

Этап 2. Инструкция: «Выберите от каждой группы по одному человеку, который смог бы рассказать о том, кто в группе придумал дом, кто и что рисовал, кто где хотел бы жить».

Дети по очереди представляют свои «архитектурные проекты» и рассказывают о том, как проходила работа в группах. Как сам процесс работы, так и рассказ о ней позволяют увидеть детей в коллективном творчестве: «генераторов идей», «исполнителей», спорщиков и готовых идти на компромисс. Стоит обратить внимание и на то место, которое выбирает себе ребенок в общем доме: находится оно внутри или вне его; если внутри дома, то вместе, рядом с другими или уединенно и отдельно от других «жильцов» дома.

Если в процессе обсуждения работ вдруг окажется, что какой-то ребенок не нашел своего места в доме той группы, к которой он принадлежит, можно предложить ему выбрать другой дом (другую группу учащихся) и попросить детей пригласить

После того как общее изображение готово, определены характеры персонажей и намечены реплики, дети разыгрывают эти сценки.

себе нового жильца или гостя. Возможным негативным последствием этого может быть отвержение этого ребенка вследствие скрытого или явного конфликта в классе. Но именно эта ситуация дает возможность преодолеть конфликт, проигрывая его с помощью рисунков.

Урок четвертый. «Маски»

Время проведения - два урока.

Уроки проводятся в классе. Ученики разбиваются на группы по 3-5 человек в каждой, в соответствии с количеством групп расставляются столы в классе. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: большие листы ватмана, газеты, уголь для художественных работ, клей, резинки для стирания.

Этап 1. Инструкция: «На газетной бумаге нарисуйте лицо. Попросите вашего соседа помочь вам, попозировать, изображая на лице радость, удивление или печаль. Закрасьте все лицо углем (или сепией*). В тех местах, где у вашей маски должны быть глаза, рот и нос, сотрите уголь резинкой. У вас получится изображение, как на негативе фотографии».

В течение 10-15 минут дети делают зарисовки на газетной бумаге. Выбор именно газетной бумаги для этой работы продиктован тем, что на ней легче получить такое «негативное» изображение. Кроме того, дети имеют возможность еще раз убедиться, что для творчества подходит любой материал.Этот этап работы, с одной стороны, предваряет следующий, а с другой, важен сам по себе. Дети учатся мимикой лица выражать эмоции и отображать их характерные признаки.

Этап 2. Инструкция: «Отделите (оторвите руками) нарисованные портреты от газетного фона. Возьмите большой лист ватмана, разместите на нем ваши рисунки, придумайте про них общую историю. Приклейте ваши картинки и, если надо, Дорисуйте на бумаге все, что относится к этой истории. Подумайте, как можно было бы разыграть вашу историю, если бы ее персонажи вдруг ожили. Как бы они двигались, какие слова произносили?»

Работа в группах продолжается 25-30 минут.

Урок пятый. «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что»

Этот урок может предваряться,  домашним заданием с просьбой принести на занятие что-либо из леса, парка или сада. Это может быть ветка, цветок, камушек - все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка и он мог объяснить свой выбор.

Время проведения - один урок.

Урок проводится в классе. Для удобства работы необходимо соединить столы таким образом, чтобы они представляли собой единую поверхность, вытянутую в длину. Стулья в классе следует расставить так, чтобы дети могли сидеть в один ряд и наблюдать за работой. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: длинный рулон бумаги, объекты природы, принесенные детьми на занятие.

Начало работы: на соединенные столы расстилается рулон бумаги, дети рассаживаются на стулья. У каждого в руках то, что он принес с собой.

Этап 1. Инструкция: «По очереди подойдите к столу и положите то, что вы принесли с собой. Объясните, что это и почему вам захотелось принести именно это».

После того как все дети расскажут свои истории и разложат на бумаге все то, что они принесли, начинается следующий этап работы.

Этап 2. Инструкция: «Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая бы объединяла все эти предметы».

Дети друг за другом подходят к столу и перекладывают предметы, расположенные на бумаге, в различные композиции. Каждое новое решение следует отметить, обратить внимание всех на его уникальность и выразительность. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать необычную картину, - главная цель этого урока.



Предварительный просмотр:

1.Урок первый. «Круги и линии»

Время, необходимое для проведения занятия, зависит от количества учащихся в классе: для группы (класса) из 15-16 человек достаточно одного урока; для большего числа участников время увеличивается до двух уроков. Более длительные занятия слишком утомительны и потому нежелательны.

Урок проводится в классе. Для удобства работы необходимо соединить столы таким образом, чтобы они представляли собой единую поверхность, вытянутую в длину. Помещение Должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: длинный рулон бумаги; цветные мелки, масляные пастели, восковые карандаши; приспособления, позволяющие прикрепить работу после ее завершения к доске или стене. Для работы можно использовать любую бумагу, даже рулон обоев с неярким рисунком или их обратную сторону. Если нет под руками цельного длинного рулона бумаги, его можно составить, соединив несколько кусков, например ватмана, с помощью скрепок или клейкой ленты. Необходимо, чтобы мелков или пастели хватало на всех.

Начало работы. Участники занятия 'встают вокруг стола.

Этапы работы и инструкции.

Этап I. Инструкция: «В любом месте этого листа бумаги нарисуйте три кружка величиной со свою ладонь».

После того как все дети нарисовали кружки, следует попросить всех остановиться и взглянуть на то, что получилось в результате. Точно так же необходимо останавливать работу всякий раз после окончания очередного ее этапа. Эти остановки позволяют соотносить свою работу с работой других для того, чтобы в конечном итоге получился целостный образ.

Для учителя этот этап работы дает возможность понаблюдать за детьми, прежде всего увидеть возможные проблемы координации «рука-глаз». Некоторые дети с трудностями в обучении испытывают серьезные затруднения в выполнении подобных заданий. Если это проявляется в процессе работы, учителю не следует добиваться «правильного» рисования кружка: на общем рисунке он может и должен существовать так, как был исполнен. Эффект психологической коррекции при таком подходе — двойной. С одной стороны, ребенок испытывает чувство принятия себя другими, несмотря на «неудачу» своего рисунка; с другой — группе демонстрируется разнообразие индивидуальных особенностей и возможность продуктивного взаимодействия с любыми проявлениями этой индивидуальности.

Другая проблема, с которой можно столкнуться в этой работе, — индивидуальное восприятие пространства. Диаметры кружков, которые появятся на листе бумаги, могут значительно различаться по величине, несмотря на инструкцию, определяющую приблизительно одинаковый для всех размер. Опыт проведения таких занятий со взрослыми, которые точно так же, как и дети, невзирая на инструкцию, рисуют кружки самых разных размеров, позволяет предположить, что это скорее связано с особенностями восприятия «своего» простран-

на и является психологической проблемой, а не демонстрирует участие в процессе создания этой общей картины и даже рассказать о себе, проставляя свои символы в кружках. Опыт такого взаимодействия формирует атмосферу особого доверия между учителем и учениками. Однако решение об участии в общеЛ

демонстрирует трудности в обучении. Р    Этап 2. Инструкция: «Еще раз обведите свои кружки».

Во время этой работы дети находят и выделяют свои кружки, среди других.

Этап 3. Инструкция: «Проведите линии от своих кружков к ближайшему краю листа бумаги. Затем соедините любыми линиями свои три кружка с тремя другими, понравившимися вам».

Этот этап позволяет соединить кружки, разбросанные по огромному листу, в единый «кристалл», а линия, проведенная от каждого кружка к краю бумаги, страхует от того, чтобы какой-либо кружок остался на листе бумаги не соединенным с

другими.

Этап 4. Инструкция: «Раскрасьте пространство между линиями каким-либо цветом. Будьте внимательны и не закрашивайте пространство в самих кружках».

Во время этой работы могут стихийно выявиться лидеры, проявляющие инициативу, предлагающие идеи оформления рисунка, «захватывающие» больше пространства на бумаге, использующие более яркие цвета.

Этап 5. Инструкция: «Найдите свои кружки и напишите в одном из них свое имя (или начальную букву своего имени), в другом нарисуйте что-либо, третий закрасьте каким-либо цветом».

После того как все закончили свою работу, рисунок следует прикрепить к стене и дать возможность посмотреть на полученный результат как на целостный образ. Как правило, за счет яркости цветов, используемых для работы, и необычного фона общая картина выглядит красочно и декоративно. Учителю следует обратить на это внимание детей и дать возможность поделиться впечатлениями друг с другом.

Этап 6. Инструкция: «По очереди расскажите о том, что и почему вы нарисовали в своих кружках».

Собственно, с этого момента и начинается работа по освоению детьми социального опыта, первые шаги по пути осознавания себя среди других, своих способностей, особенностей другого. Эти маленькие истории, которые дети рассказывают о себе, позволяют им узнать друг друга, увидеть подчас то, что не всегда проявляется в каждодневном общении.

В свою очередь, учитель имеет возможность увидеть каждого ребенка в деятельности, не связанной с учебной программой и стандартом. Более того, учитель также может принять

работе учитель принимает сам в зависимости от собственного стиля взаимодействия с учениками.

На таких занятиях дети приобретают чрезвычайно важный опыт рассказов о себе. Как это ни парадоксально, но школа очень редко предоставляет возможность на уроках говорить о себе и своих чувствах. В результате дети, как правило, плохо выражают свои мысли не только в начальной школе, но и в средней, и даже по ее окончании.

Конечно, умение говорить не главная цель этих занятий. Гораздо важнее учителю научиться понимать своих учеников и научить детей понимать и принимать друг друга

2.Урок второй. «Лепим фигурки»

Время, необходимое для проведения этого занятия, также зависит от числа учеников в классе. Если их менее 15-16 человек, достаточно одного урока; для большего числа участников время увеличивается до двух уроков. Более продолжительные занятия утомительны и поэтому нежелательны.

Урок проводится в классе. Дети работают на своих местах, однако следует заранее продумать, как разместить все работы на едином пространстве в конце урока. Можно соединить несколько столов или освободить пространство на полу. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: пластилин или любой другой материал для лепки, небольшие куски клеенки для работы, длинный рулон бумаги для размещения готовых работ на едином пространстве.

Начало работы. Дети сидят за своими партами. Перед каждым лежит кусок пластилина, парта застелена клеенкой.

Этап 1. Инструкция: «Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе какое-нибудь живое существо. Это может быть человек, или зверек, или герой сказки, рассказа, - в общем, все, что вы вспомните. Попробуйте, не открывая глаз, вылепить то, что вы представили».

С закрытыми глазами дети работают не более 5-7 минут. Нельзя настаивать, если ребенок отказывается закрывать глаза.

В этом случае следует подойти к нему и тихо, не привлекая вни-ания, попросить закрыть глаза хотя бы ненадолго; но, если ребенок отказывается сделать это, разрешить работать с открытыми глазами. Отказ от работы с закрытыми глазами может быть связан с несколько повышенным уровнем тревожности, с детскими страхами и в любом случае является сигналом для более внимательного отношения к ученику.

Другой проблемой может стать индивидуальная непереносимость материала, с которым работают дети. Если ребенок отказывается «пачкать руки», не следует заставлять его преодолевать себя.

Лепка очень важна для развития мелкой моторики у детей,

 особенно в начальной школе, так как она позволяет развивать и укреплять пальцы и кисти рук.

Интересно обратить внимание на то, кого лепят дети. Кто это? Люди? Животные? Герои сказок? В любом случае это те персонажи, к которым ребенок мысленно обращается в последнее время. Какие они? Насколько агрессивны или добры? Счастливые или грустные?

Постарайтесь заметить выражение лица, с которым ребенок трудится над своим произведением. Спокоен ли он и сосредоточен или испытывает неприятные чувства к своей фигурке? Конечно, учитель не может и не должен подвергать эту работу глубокому психологическому анализу. Куда более важно суметь воспользоваться возможностью понаблюдать за детьми в процессе творчества, тем более что оно связано с их внутренним состоянием.

Завершают дети работу с открытыми глазами.

Этап 2. Инструкция: «По очереди расскажите, что это за фигурка, что вы о ней знаете, что с ней происходит. Поместите вашу фигурку на большой лист бумаги».

Рассказ ребенка позволяет проникнуть в его внутренний мир, увидеть проблемы, которые его волнуют, эмоциональное состояние,  в котором он находится, те внутренние образы, с которыми он мысленно взаимодействует.

Интересно понаблюдать за тем, где именно на большом листе бумаги размещает ребенок свою фигурку, чьи фигурки находятся рядом, чьи остались в одиночестве. Когда все фигурки Расставлены, следует обратить внимание класса на то, как они Разнообразны и выразительны, обменяться впечатлениями по поводу общей композиции.

может случиться так, что несколько фигурок выпадут из общей группы или останутся стоять в стороне. В этом случае можно пригласить желающих переставить фигурки в композиции или самому учителю сделать это. Окончательная композиция обязательно должна включать фигурки всех детей.

3.Урок третий. «Дом, в котором мы живем»

Время, необходимое для проведения этого занятия, один урок.

Урок проводится в классе. Ученики разбиваются на группы равной численности, по 5-6 человек. Исходя из количества групп, столы следует соединить таким образом, чтобы дети могли работать вместе.

Необходимые материалы: большие листы бумаги, по одному на каждую группу детей; цветные мелки, восковые пастели, фломастеры; приспособления, позволяющие прикрепить завершенные рисунки к доске или стене.

Начало работы. Дети разбиваются на равные группы по желанию или произвольно. Каждая группа получает большой лист бумаги, цветные материалы для работы.

Этап 1. Инструкция: «Придумайте все вместе дом для своей группы. Нарисуйте его».

На этом этапе работа не должна продолжаться более 15-20 минут. Затем рисунки развешиваются на доске (стене).

Этап 2. Инструкция: «Выберите от каждой группы по одному человеку, который смог бы рассказать о том, кто в группе придумал дом, кто и что рисовал, кто где хотел бы жить».

Дети по очереди представляют свои «архитектурные проекты» и рассказывают о том, как проходила работа в группах. Как сам процесс работы, так и рассказ о ней позволяют увидеть детей в коллективном творчестве: «генераторов идей», «исполнителей», спорщиков и готовых идти на компромисс. Стоит обратить внимание и на то место, которое выбирает себе ребенок в общем доме: находится оно внутри или вне его; если внутри дома, то вместе, рядом с другими или уединенно и отдельно от других «жильцов» дома.

Если в процессе обсуждения работ вдруг окажется, что какой-то ребенок не нашел своего места в доме той группы, к которой он принадлежит, можно предложить ему выбрать другой дом (другую группу учащихся) и попросить детей пригласить

После того как общее изображение готово, определены характеры персонажей и намечены реплики, дети разыгрывают эти сценки.

себе нового жильца или гостя. Возможным негативным по-ледствием этого может быть отвержение этого ребенка вследствие скрытого или явного конфликта в классе. Но именно эта ситуация дает возможность преодолеть конфликт, проигрывая его с помощью рисунков.

4.Урок четвертый. «Маски»

Время проведения - два урока.

Уроки проводятся в классе. Ученики разбиваются на группы по 3-5 человек в каждой, в соответствии с количеством групп расставляются столы в классе. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: большие листы ватмана, газеты, уголь для художественных работ, клей, резинки для стирания.

Этап 1. Инструкция: «На газетной бумаге нарисуйте лицо. Попросите вашего соседа помочь вам, попозировать, изображая на лице радость, удивление или печаль. Закрасьте все лицо углем (или сепией*). В тех местах, где у вашей маски должны быть глаза, рот и нос, сотрите уголь резинкой. У вас получится изображение, как на негативе фотографии».

В течение 10-15 минут дети делают зарисовки на газетной бумаге. Выбор именно газетной бумаги для этой работы продиктован тем, что на ней легче получить такое «негативное» изображение. Кроме того, дети имеют возможность еще раз убедиться, что для творчества подходит любой материал.

Этот этап работы, с одной стороны, предваряет следующий, а с другой, важен сам по себе. Дети учатся мимикой лица выражать эмоции и отображать их характерные признаки.

Этап 2. Инструкция: «Отделите (оторвите руками) нарисованные портреты от газетного фона. Возьмите большой лист ватмана, разместите на нем ваши рисунки, придумайте про них общую историю. Приклейте ваши картинки и, если надо, Дорисуйте на бумаге все, что относится к этой истории. Подумайте, как можно было бы разыграть вашу историю, если бы ее персонажи вдруг ожили. Как бы они двигались, какие слова произносили?»

Работа в группах продолжается 25-30 минут.

5.Урок пятый. «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что»

Этот урок может предваряться  домашним заданием с просьбой принести на занятие что-либо из леса, парка или сада. Это может быть ветка, цветок, камушек - все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка и он мог объяснить свой выбор.

Время проведения - один урок.

Урок проводится в классе. Для удобства работы необходимо соединить столы таким образом, чтобы они представляли собой единую поверхность, вытянутую в длину. Стулья в классе следует расставить так, чтобы дети могли сидеть в один ряд и наблюдать за работой. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: длинный рулон бумаги, объекты природы, принесенные детьми на занятие.

Начало работы: на соединенные столы расстилается рулон бумаги, дети рассаживаются на стулья. У каждого в руках то, что он принес с собой.

Этап 1. Инструкция: «По очереди подойдите к столу и положите то, что вы принесли с собой. Объясните, что это и почему вам захотелось принести именно это».

После того как все дети расскажут свои истории и разложат на бумаге все то, что они принесли, начинается следующий этап работы.

Этап 2. Инструкция: «Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая бы объединяла все эти предметы».

Дети друг за другом подходят к столу и перекладывают предметы, расположенные на бумаге, в различные композиции. Каждое новое решение следует отметить, обратить внимание всех на его уникальность и выразительность. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать необычную картину, - главная цель этого урока.



Предварительный просмотр:

1.Урок первый. «Круги и линии»

Время, необходимое для проведения занятия, зависит от количества учащихся в классе: для группы (класса) из 15-16 человек достаточно одного урока; для большего числа участников время увеличивается до двух уроков. Более длительные занятия слишком утомительны и потому нежелательны.

Урок проводится в классе. Для удобства работы необходимо соединить столы таким образом, чтобы они представляли собой единую поверхность, вытянутую в длину. Помещение Должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: длинный рулон бумаги; цветные мелки, масляные пастели, восковые карандаши; приспособления, позволяющие прикрепить работу после ее завершения к доске или стене. Для работы можно использовать любую бумагу, даже рулон обоев с неярким рисунком или их обратную сторону. Если нет под руками цельного длинного рулона бумаги, его можно составить, соединив несколько кусков, например ватмана, с помощью скрепок или клейкой ленты. Необходимо, чтобы мелков или пастели хватало на   всех.

Начало работы. Участники занятия 'встают вокруг стола.

Этапы работы и инструкции.

Этап I. Инструкция: «В любом месте этого листа бумаги нарисуйте три кружка величиной со свою ладонь».

После того как все дети нарисовали кружки, следует попросить всех остановиться и взглянуть на то, что получилось в результате. Точно так же необходимо останавливать работу всякий раз после окончания очередного ее этапа. Эти остановки позволяют соотносить свою работу с работой других для того, чтобы в конечном итоге получился целостный образ.

Для учителя этот этап работы дает возможность понаблюдать за детьми, прежде всего увидеть возможные проблемы координации «рука-глаз». Некоторые дети с трудностями в обучении испытывают серьезные затруднения в выполнении подобных заданий. Если это проявляется в процессе работы, учителю не следует добиваться «правильного» рисования кружка: на общем рисунке он может и должен существовать так, как был исполнен. Эффект психологической коррекции при таком подходе — двойной. С одной стороны, ребенок испытывает чувство принятия себя другими, несмотря на «неудачу» своего рисунка; с другой — группе демонстрируется разнообразие индивидуальных особенностей и возможность продуктивного взаимодействия с любыми проявлениями этой индивидуальности.

Другая проблема, с которой можно столкнуться в этой работе, — индивидуальное восприятие пространства. Диаметры кружков, которые появятся на листе бумаги, могут значительно различаться по величине, несмотря на инструкцию, определяющую приблизительно одинаковый для всех размер. Опыт проведения таких занятий со взрослыми, которые точно так же, как и дети, невзирая на инструкцию, рисуют кружки самых разных размеров, позволяет предположить, что это скорее связано с особенностями восприятия «своего» пространства и является психологической проблемой, а не демонстрирует участие в процессе создания этой общей картины и даже рассказать о себе, проставляя свои символы в кружках. Опыт такого взаимодействия формирует атмосферу особого доверия между учителем и учениками. Однако решение об участии в общем

демонстрирует трудности в обучении.  

  Этап 2. Инструкция: «Еще раз обведите свои кружки».

Во время этой работы дети находят и выделяют свои кружки, среди других.

Этап 3. Инструкция: «Проведите линии от своих кружков к ближайшему краю листа бумаги. Затем соедините любыми линиями свои три кружка с тремя другими, понравившимися вам».

Этот этап позволяет соединить кружки, разбросанные по огромному листу, в единый «кристалл», а линия, проведенная от каждого кружка к краю бумаги, страхует от того, чтобы какой-либо кружок остался на листе бумаги не соединенным с другими.

Этап 4. Инструкция: «Раскрасьте пространство между линиями каким-либо цветом. Будьте внимательны и не закрашивайте пространство в самих кружках».

Во время этой работы могут стихийно выявиться лидеры, проявляющие инициативу, предлагающие идеи оформления рисунка, «захватывающие» больше пространства на бумаге, использующие более яркие цвета.

Этап 5. Инструкция: «Найдите свои кружки и напишите в одном из них свое имя (или начальную букву своего имени), в другом нарисуйте что-либо, третий закрасьте каким-либо цветом».

После того как все закончили свою работу, рисунок следует прикрепить к стене и дать возможность посмотреть на полученный результат как на целостный образ. Как правило, за счет яркости цветов, используемых для работы, и необычного фона общая картина выглядит красочно и декоративно. Учителю следует обратить на это внимание детей и дать возможность поделиться впечатлениями друг с другом.

Этап 6. Инструкция: «По очереди расскажите о том, что и почему вы нарисовали в своих кружках».

Собственно, с этого момента и начинается работа по освоению детьми социального опыта, первые шаги по пути осознавания себя среди других, своих способностей, особенностей другого. Эти маленькие истории, которые дети рассказывают о себе, позволяют им узнать друг друга, увидеть подчас то, что не всегда проявляется в каждодневном общении.

В свою очередь, учитель имеет возможность увидеть каждого ребенка в деятельности, не связанной с учебной программой и стандартом. Более того, учитель также может принять

работе учитель принимает сам в зависимости от собственного стиля взаимодействия с учениками.

 

На таких занятиях дети приобретают чрезвычайно важный опыт рассказов о себе. Как это ни парадоксально, но школа очень редко предоставляет возможность на уроках говорить о себе и своих чувствах. В результате дети, как правило, плохо выражают свои мысли не только в начальной школе, но и в средней, и даже по ее окончании.

Конечно, умение говорить не главная цель этих занятий. Гораздо важнее учителю научиться понимать своих учеников и научить детей понимать и принимать друг друга



Предварительный просмотр:

2.Урок второй. «Лепим фигурки»

Время, необходимое для проведения этого занятия, также зависит от числа учеников в классе. Если их менее 15-16 человек, достаточно одного урока; для большего числа участников время увеличивается до двух уроков. Более продолжительные занятия утомительны и поэтому нежелательны.

Урок проводится в классе. Дети работают на своих местах, однако следует заранее продумать, как разместить все работы на едином пространстве в конце урока. Можно соединить несколько столов или освободить пространство на полу. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: пластилин или любой другой материал для лепки, небольшие куски клеенки для работы, длинный рулон бумаги для размещения готовых работ на едином пространстве.

Начало работы. Дети сидят за своими партами. Перед каждым лежит кусок пластилина, парта застелена клеенкой.

Этап 1. Инструкция: «Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе какое-нибудь живое существо. Это может быть человек, или зверек, или герой сказки, рассказа, - в общем, все, что вы вспомните. Попробуйте, не открывая глаз, вылепить то, что вы представили».

С закрытыми глазами дети работают не более 5-7 минут. Нельзя настаивать, если ребенок отказывается закрывать глаза.

В этом случае следует подойти к нему и тихо, не привлекая внимания, попросить закрыть глаза хотя бы ненадолго; но, если ребенок отказывается сделать это, разрешить работать с открытыми глазами. Отказ от работы с закрытыми глазами может быть связан с несколько повышенным уровнем тревожности, с детскими страхами и в любом случае является сигналом для более внимательного отношения к ученику.

Другой проблемой может стать индивидуальная непереносимость материала, с которым работают дети. Если ребенок отказывается «пачкать руки», не следует заставлять его преодолевать себя.

Лепка очень важна для развития мелкой моторики у детей,

 особенно в начальной школе, так как она позволяет развивать и укреплять пальцы и кисти рук.

Интересно обратить внимание на то, кого лепят дети. Кто это? Люди? Животные? Герои сказок? В любом случае это те персонажи, к которым ребенок мысленно обращается в последнее время. Какие они? Насколько агрессивны или добры? Счастливые или грустные?

Постарайтесь заметить выражение лица, с которым ребенок трудится над своим произведением. Спокоен ли он и сосредоточен или испытывает неприятные чувства к своей фигурке? Конечно, учитель не может и не должен подвергать эту работу глубокому психологическому анализу. Куда более важно суметь воспользоваться возможностью понаблюдать за детьми в процессе творчества, тем более что оно связано с их внутренним состоянием.

Завершают дети работу с открытыми глазами.

Этап 2. Инструкция: «По очереди расскажите, что это за фигурка, что вы о ней знаете, что с ней происходит. Поместите вашу фигурку на большой лист бумаги».

Рассказ ребенка позволяет проникнуть в его внутренний мир, увидеть проблемы, которые его волнуют, эмоциональное состояние,  в котором он находится, те внутренние образы, с которыми он мысленно взаимодействует.

Интересно понаблюдать за тем, где именно на большом листе бумаги размещает ребенок свою фигурку, чьи фигурки находятся рядом, чьи остались в одиночестве. Когда все фигурки Расставлены, следует обратить внимание класса на то, как они Разнообразны и выразительны, обменяться впечатлениями по поводу общей композиции.

может случиться так, что несколько фигурок выпадут из общей группы или останутся стоять в стороне. В этом случае можно пригласить желающих переставить фигурки в композиции или самому учителю сделать это. Окончательная композиция обязательно должна включать фигурки всех детей.



Предварительный просмотр:

3.Урок третий. «Дом, в котором мы живем»

Время, необходимое для проведения этого занятия, один урок.

Урок проводится в классе. Ученики разбиваются на группы равной численности, по 5-6 человек. Исходя из количества групп, столы следует соединить таким образом, чтобы дети могли работать вместе.

Необходимые материалы: большие листы бумаги, по одному на каждую группу детей; цветные мелки, восковые пастели, фломастеры; приспособления, позволяющие прикрепить завершенные рисунки к доске или стене.

Начало работы. Дети разбиваются на равные группы по желанию или произвольно. Каждая группа получает большой лист бумаги, цветные материалы для работы.

Этап 1. Инструкция: «Придумайте все вместе дом для своей группы. Нарисуйте его».

На этом этапе работа не должна продолжаться более 15-20 минут. Затем рисунки развешиваются на доске (стене).

Этап 2. Инструкция: «Выберите от каждой группы по одному человеку, который смог бы рассказать о том, кто в группе придумал дом, кто и что рисовал, кто, где хотел бы жить».

Дети по очереди представляют свои « архитектурные проекты » и рассказывают о том, как проходила работа в группах. Как сам процесс работы, так и рассказ о ней позволяют увидеть детей в коллективном творчестве: «генераторов идей», «исполнителей», спорщиков и готовых идти на компромисс. Стоит обратить внимание и на то место, которое выбирает себе ребенок в общем доме: находится оно внутри или вне его; если внутри дома, то вместе, рядом с другими или уединенно и отдельно от других «жильцов» дома.

Если в процессе обсуждения работ вдруг окажется, что какой-то ребенок не нашел своего места в доме той группы, к которой он принадлежит, можно предложить ему выбрать другой дом (другую группу учащихся) и попросить детей пригласить

После того как общее изображение готово, определены характеры персонажей и намечены реплики, дети разыгрывают эти сценки.

себе нового жильца или гостя. Возможным негативным последствием этого может быть отвержение этого ребенка вследствие скрытого или явного конфликта в классе. Но именно эта ситуация дает возможность преодолеть конфликт, проигрывая его с помощью рисунков.



Предварительный просмотр:

4.Урок четвертый. «Маски»

Время проведения - два урока.

Уроки проводятся в классе. Ученики разбиваются на группы по 3-5 человек в каждой, в соответствии с количеством групп расставляются столы в классе. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: большие листы ватмана, газеты, уголь для художественных работ, клей, резинки для стирания.

Этап 1. Инструкция: «На газетной бумаге нарисуйте лицо. Попросите вашего соседа помочь вам, попозировать, изображая на лице радость, удивление или печаль. Закрасьте все лицо углем (или сепией*). В тех местах, где у вашей маски должны быть глаза, рот и нос, сотрите уголь резинкой. У вас получится изображение, как на негативе фотографии».

В течение 10-15 минут дети делают зарисовки на газетной бумаге. Выбор именно газетной бумаги для этой работы продиктован тем, что на ней легче получить такое «негативное» изображение. Кроме того, дети имеют возможность еще раз убедиться, что для творчества подходит любой материал.

Этот этап работы, с одной стороны, предваряет следующий, а с другой, важен сам по себе. Дети учатся мимикой лица выражать эмоции и отображать их характерные признаки.

Этап 2. Инструкция: «Отделите (оторвите руками) нарисованные портреты от газетного фона. Возьмите большой лист ватмана, разместите на нем ваши рисунки, придумайте про них общую историю. Приклейте ваши картинки и, если надо, Дорисуйте на бумаге все, что относится к этой истории. Подумайте, как можно было бы разыграть вашу историю, если бы ее персонажи вдруг ожили. Как бы они двигались, какие слова произносили?»

Работа в группах продолжается 25-30 минут.



Предварительный просмотр:

5.Урок пятый. «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что»

Этот урок может предваряться  домашним заданием с просьбой принести на занятие что-либо из леса, парка или сада. Это может быть ветка, цветок, камушек - все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка и он мог объяснить свой выбор.

Время проведения - один урок.

Урок проводится в классе. Для удобства работы необходимо соединить столы таким образом, чтобы они представляли собой единую поверхность, вытянутую в длину. Стулья в классе следует расставить так, чтобы дети могли сидеть в один ряд и наблюдать за работой. Помещение должно быть чистым и хорошо проветренным.

Необходимые материалы: длинный рулон бумаги, объекты природы, принесенные детьми на занятие.

Начало работы: на соединенные столы расстилается рулон бумаги, дети рассаживаются на стулья. У каждого в руках то, что он принес с собой.

Этап 1. Инструкция: «По очереди подойдите к столу и положите то, что вы принесли с собой. Объясните, что это и почему вам захотелось принести именно это».

После того как все дети расскажут свои истории и разложат на бумаге все то, что они принесли, начинается следующий этап работы.

Этап 2. Инструкция: «Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая бы объединяла все эти предметы».

Дети друг за другом подходят к столу и перекладывают предметы, расположенные на бумаге, в различные композиции. Каждое новое решение следует отметить, обратить внимание всех на его уникальность и выразительность. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать необычную картину, - главная цель этого урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия как средство укрепления эмоционального здоровья школьников

Арт-терапия как средство укрепления эмоционального здоровья школьников...

Эмоциональное здоровье младших школьников

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности....

Эмоциональное здоровье учащихся начальной школы

Эмоциональная культура есть часть общей культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, имеющее способность воспринимать, ...

«Арт-терапия – рисуем для здоровья!»

Выступление на секционном заседании педагогов коррекционных учреждений. Существует большое количество методов арт-терапии, но я остановилась на самом популярном - рисовании. В выступлении я подр...

Укрепление физического и эмоционального здоровья детей через организацию подвижных игр и спортивных праздников в группе продленного дня».

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать ус...

Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения

Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.Создан...

Формирование здоровой эмоциональной сферы обучающихся 4-5 кл.

Продолжить формирование эмоциональной сферы обучающихся, умения жить в коллективе....