Конспект занятия по нравственно - физическому воспитанию «В здоровом теле – здоровый дух». Быть может в этом смысл жизни?
план-конспект занятия по физкультуре по теме

Бочарникова Татьяна Николаевна

 

   Занятие было написано для воспитанников ГСКУ АО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вера» в возрасте 10-11 лет.

  Занятие проведено в форме беседы-презентации с использованием ИКТ.

Возрастная форма проведения соответствует возрасту детей. Оно является одним из главных занятий моей программы «Я выбираю здоровье», по которой я работаю.

   Цель занятия: воспитание в детях убеждения в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни.

   В моём занятии я ставила задачи:

- обсудить с детьми проблемы физического развития и нравственного воспитания

  человека.

- развивать у ребят способность к размышлению, умению делать выводы.

- воспитывать у детей чувства любви, доброты, стремление к здоровьесбережению

  и правильному образу жизни.

- формировать желание совершать в жизни добрые дела, дарить людям радость, задумываться над своими поступками.

С детьми рассматривали необходимость физического и нравственного воспитания.

Перед ними я ставила вопросы:

- как стать здоровым?

- что необходимо для того, чтобы тело было здоровым?

- что такое гигиена?

- для чего нужно выполнять режим питания?

- что значит быть «здоровым духом»?

- нужно ли быть нравственным и для чего?

     Дети с удовольствием выполняли задание «Пирамида питания», «Цветик семицветик».

     В своём занятии я применяла дидактический материал: загадки о предметах гигиены, игра «Ромашка» (продолжи пословицу), а также произведение Э.Осадова «Стихи о рыжей дворняге», мультфильм «Быть здоровым – здорово».

     Познакомила детей с правилами питания, правилами личной гигиены, формулой здоровья.

     Во время занятия дети усвоили важные термины и понятия: здоровье, режим дня.

Дети на занятии были активными, организованно выполняли все задания. В конце занятия дети сделали для себя выводы, что каждый человек должен заботиться о своём здоровье, что его здоровье во многом зависит от него самого.

    Ведь для любого человека очень важно быть здоровым!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zdorovom_tele_-_zdorovyy_duh.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера»

Конспект занятия по  нравственно – физическому воспитанию

Тема:

"В здоровом теле - здоровый дух. Быть может, в этом смысл жизни?!"

Выполнила

Руководитель физического воспитания                                                                                                                                                                               Бочарникова Т. Н.

г. Харабали                                                                                                                                     2013г.

 

Цель:  Воспитание в детях убеждения в том, что  здоровье является важным условием для счастливой жизни.

Задачи:

  1. Обсудить с детьми  проблемы физического развития и нравственного воспитания человека.
  2. Развивать у ребят способность к размышлению, умению делать выводы.
  3. Воспитывать у детей чувства любви, доброты, стремление к здоровьесбережению и правильному образу жизни.
  4. Формировать желание делать в жизни хорошее, дарить радость людям, задумываться над своими поступками.

Материалы и оборудование: ИКТ, плакат «Цветик-семицветик», игра «Ромашка», мультфильм «Быть здоровым – здорово», карточки для выполнения задания «Пирамида здоровья» по количеству детей, произведение Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге», памятки с правилами здорового образа жизни, шары с записками, шары с пожеланиями, диск с презентацией занятия.

Предварительная работа: разучивание стихов.

Участники занятия: воспитанники ГСКУАО «СРЦ для несовершеннолетних «Вера» в возрасте 10  лет- 10 человек.

Место проведения: групповая комната.

Длительность занятия: 35 – 40 мин.

                                                    Ход занятия

1. Вводная часть. 

 На экране тема занятия. "В здоровом теле - здоровый дух. Быть может, в этом смысл жизни?!"

В.: Здравствуйте, дорогие ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия «В здоровом теле – здоровый дух. Быть может, в этом смысл жизни?!"»

В природе всё взаимосвязано. Вот и мы часть природы. Наверное, каждый из нас хочет быть сильным, бодрым, весёлым и, конечно, здоровым. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое  здоровье. Между тем здоровье – одно из главных ценностей человеческой жизни, источник вдохновения и радости.

На экране. Читаю.

Здоровье и душа не разделимы.
Не плюнешь, не махнёшь рукой на них
И промахи порой не поправимы –
В здоровом теле лишь здоровый дух

В.: Издавна люди, при встрече, желали друг другу здоровья:

«Здравствуйте, доброго здоровья!»

«Как ваше драгоценное здоровье?!», говорили они.

И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили

«Здоровья не купишь»

«Дал бы здоровья, а счастья найдёшь»

(На экране – портрет Р.Гамзатова и его высказывание. Читаю).

«...Знает лишь мудрость порой одна
Какая всем нашим мечтам цена:
Всё дело в здоровье. Его, друзья,
Ни славой, ни златом купить нельзя!»

В. Что же всё – таки означает слово здоровье?

На экране. Читаю.

ЗДОРОВЬЕ

  • Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
  • Здоровье  - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В.: Как вы думаете, «в здоровом  теле – здоровый дух»?                                                                                             Д.: Да.                                                                                                                                                                         В.: Давайте попробуем к концу занятия ответить на поставленный вопрос – «Не в этом ли смысл жизни?»

Основная часть

а) О необходимости физического развития.

В - Что значит быть здоровым?

Д.- Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым.

И я предлагаю посмотреть  мультфильм «Быть здоровым – здорово»

В.Вот об этом мы сегодня с вами поговорим подробнее.

В. Как же стать здоровым?                                                                                                                     Какие рецепты здоровья вы знаете? Об это сейчас расскажут наши ребята.

Дети:  В мире нет рецепта лучше:

Будь со спортом не разлучен.

Проживёшь сто лет –

Вот и весь секрет!

Спорт нам плечи расправляет,

Силу, ловкость нам даёт.

Он нам мышцы развивает

На рекорды нас зовёт.

Все ребята знают, что закалка помогает,

Что полезны нам всегда

Солнце, воздух и вода.

Приучай себя к порядку,

Делай каждый день зарядку.

Смейся веселей,

Будешь здоровей.

Кто с зарядкой дружит смело,

Кто с утра прогонит лень,

Будет смелым и умелым

И весёлым целый день!

Действительно, чтобы быть здоровым нужно делать зарядку, закаливать организм, заниматься физкультурой. 

В.: А вы делаете утром зарядку? (Высказывания детей)                                    

И я предлагаю провести с вами весёлую минутку здоровья.

За тучку солнце спряталось –

Но это только в шутку!

А мы все дружно проведём

Спортивную минутку.

В ладоши мы похлопаем

И чуть – чуть потопаем.

Раз присели, два привстали,

Три нагнулись и достали

Левой ручкой - башмачок

Правой ручкой – потолок.

И ещё разок присядем!

А теперь на место сядем.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Снова встанем.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: Раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И на стул ты вновь садись.

В Мы провели разминку для тела, а теперь потренируем свой мозг.

И я хочу поиграть с вами в игру «Ромашка»

I. Игра «Ромашка»

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы - продолжить…

В здоровом теле,(здоровый дух)

Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)

Заболел живот, держи (закрытым рот)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

Землю сушит зной, человека (болезни)

К слабому и болезнь (пристает)

Поработал (отдохни)

Любящий чистоту  (будет здоровым)

Здоров будешь (всё добудешь) 

Быстрого и ловкого   (болезнь не догонит).

Вывод.                                                                                                                              В.: Чтобы тело было здоровым, что необходимо?

Ответы детей: Чтобы быть здоровым 1 – необходимо заниматься спортом.

(в ходе высказывания детьми, на экране появляется запись )

В здоровом теле – здоровый дух

1. Спорт

В.: А согласитесь ли вы с моим выводом, что физическое здоровье даёт радость жизни, желание делать добро? (Высказывания детей).

В.. Назовите второе правило здорового тела?

 Дети: Это правильное питание.

На экране высказывание…Правильное питание – основа здоровья

На экране написаны название продуктов:  хлеб, макаронные изделия (желательно из муки грубого помола), различные крупы, картофель, овощи, фрукты.

сахар, масло, сладости, кондитерские изделия

Задание.

В. Разделите лист на два столбика. В левом столбике напишите полезные продукты, в правом – вредные, на ваш взгляд, продукты.

таблица “Пирамида питания»”

Полезные продукты: хлеб, макаронные изделия (желательно из муки грубого помола), различные крупы, картофель, овощи, фрукты.

“Берегись” (вредные): сахар, масло, сладости, кондитерские изделия.

Работа с таблицей “Пирамида питания»”. (Высказывания детей.)

В. Сейчас я вас познакомлю с правилами питания.

На экране                      

                                                    Правила питания.

Режим питания улучшает работу органов пищеварения.

Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ.

Тщательно пережевывать пищу и смачивать её слюной: пережевывание подготавливает пищу для желудочно-кишечного тракта, измельчённая пища более доступна для действия ферментов. Эксперименты показывают, что только за счёт правильного жевания можно избавиться более чем от 90% болезней желудочно-кишечного тракта.

Умеренность в еде. Важно не то, сколько съесть, а то, что и сколько усвоится из съеденной пищи. Постоянное переедание этому не способствует. С избытком пищи не справляются ферментные системы, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

Не спешить во время еды. Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30 – 40 при двух. При такой продолжительности достигается насыщение без переедания.

В.: А как вы думаете, нужно ли выполнять режим дня? Почему?                                                      Д.: Надо, чтобы всё делать вовремя, чтобы не болеть и т.д.                                В. А режим питания нужно выполнять? Для чего?                                            Д.: Да, чтобы правильным был обмен веществ, чтобы был аппетит и т.д.              

Вывод.                                                                                                                                    В.: Чтобы здоровым было тело, что необходимо?

Ответ. Заниматься спортом, правильно питаться

(в ходе высказывания детьми, на экране появляется запись )

В здоровом теле – здоровый дух

   Спорт

 Правильное питание

В.: Кто-то из мудрых людей сказал: «Продолжительность жизни измеряется годами, а качество этой жизни – здоровьем».

(Показ портрета Арнольда Шварценеггера и прочитывание его высказывания: «Здоровый человек – это человек, не страдающий избыточным весом, соблюдающий режим питания, имеющий хорошую сердечно-сосудистую и дыхательную системы, крепкие и эластичные мышцы, умеющий контролировать себя в стрессовых ситуациях и не злоупотребляющий наркотиками, табаком и алкоголем».

В. Итак, мы переходим к третьему правилу здорового тела -  это гигиене. 

В. Кто же может мне сказать, то такое гигиена?

Ребёнок.              

Что такое гигиена,                                                                                                                        Знают кошка и гиена,                                                                                                             Бурый мишка, мишка белый,                                                                                                      Еж, собака и пчела,                                                                                                                         Что всегда не грех помыться,                                                                                                             Вымыть лапы и копытца,                                                                                                                    Ну, а после можно смело                                                                                                       Приниматься за дела!                                                                                                                              И пчелу не пустят в улей,                                                                                                                Окажись она грязнулей,                                                                                                                                       А всего-то обнаружат                                                                                                                             Пять пылинок средь пыльцы.                                                                                                                      И всегда отыщет птица                                                                                                                   Полминуты, чтоб умыться,                                                                                                                          И спешит спуститься к луже,                                                                                                                          Даже если есть птенцы!                                                                                                                             Как не вспомнить тут енота:                                                                                                                       Для него мытье работа.                                                                                                                           Для него основ основа –                                                                                                                              Прежде мой, потом грызи.                                                                                                                            Да и каждый поросенок                                                                                                                     Чистым хочет быть с пеленок,                                                                                                                               И бедняга не виновен,                                                                                                                                       Что содержится в грязи.

В,- Представьте себе людей, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Эти люди перестали бы чистить обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Можно ли назвать таких людей красивыми? Здоровыми?

Д. Люди, которые всегда следят за своей чистотой, имеют опрятный вид и никогда не болеют, а если болеют, то очень редко.

В.Ведь если перед едой мыть руки, микробы не попадут к нам в кишечник; если умываться утром после сна, днем, когда приходишь с улицы, и вечером, когда будешь ложиться спать, наши поры, которых много в коже, будут дышать легко и наше тело не будет болезненным. Оно будет крепким и здоровым.

На экране «Чистота - залог здоровья»

В.Чистота - залог здоровья.                                                                                                       Как вы понимаете смысл этого высказывания? Объясните.

Ответы детей.

В. Сейчас я вас познакомлю с правилами личной гигиены.

На экране.

                          Правила личной гигиены

  1. Приучи себя мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать.

2.Когда моешь руки, потри щёткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей.

3.Ноги мой перед сном каждый день.

4.Чисти зубы утром и на ночь.

5.Принимай горячий душ или ходи в баню не реже, чем раз в неделю. Горячая вода промывает от пыли и пота поры, которыми дышит наша кожа.

6.Вернувшись с улицы, обязательно мой руки.

7.Научись сам следить за ногтями и стричь их.

8.Ежедневно расчесывай волосы, если длинные — то заплетай их.

В. Знаете ли вы предметы гигиены?                                                                  Ответы.                                                                                                                                     В. Мы сейчас узнаем с помощью загадок.

 Загадки.  

Хвостик из кости, на спинке – щетинка. (Зубная щетка)

Ускользает, как живое, но не выпущу его,                                                                          дело ясное вполне - пусть помоет руки мне. (Мыло)

Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.                                                                   Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Носовой платок) 

       Говорит дорожка-

Два вышитых конца:

« Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня ». ( Полотенце.)

    Зубов много, а ничего не ест. ( Расчёска.)

     Мудрец в нём видел мудреца.

Глупец - глупца, баран - барана.

Овцу в нём видела овца.

И обезьяну - обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова-

И Федя неряху увидел лохматого. ( Зеркало.)

Там губка не осилит                                                                                                                         Не домоет, не до мылит                                                                                                            На себя я труд беру                                                                                                        Пятки, локти с мылом тру                                                                                                              И коленки оттираю                                                                                                              Ничего не забываю.  (Мочалка)

В пещеру затекла,                                                                                                               По ручью выходит –                                                                                                     Со стен всё выводит. (Зубная паста)

В. Носовой платок, зубная щётка, мыло, расчёска, зеркало, полотенце, мочалка, зубная паста…Это?                                      

Д. Предметы гигиены.

В. Как называется наука, которая рассказывает о здоровье? Валеология.

Вывод.

В.: Чтобы тело было здоровым, что необходимо?

Ответы детей.(Заниматься спортом, правильно питаться , соблюдать гигиену.)

(в ходе высказывания детьми, на экране появляется запись )

В здоровом теле – здоровый дух

 Спорт                                                                                                                                                      Правильное питание                                                                                                                                   Чистота

В. И я хочу, чтобы вы запомнили, что (на экране – читаю)                                                          Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

б) О необходимости нравственного воспитания

В..: А что, значит, быть «здоровым духом»?

(Дети высказываются и у второй части темы занятия на экране появляется запись:)

В.: А кому это надо – быть нравственным?                                                              Д.: Нам и всем людям.                                                                                                            В.: Для чего?                                                                                                                            В.: Чтобы жилось лучше, чтобы люди друг к другу лучше относились и т.д.

(На экране портрет Магнитогорской поэтессы Людмилы Татьяничевой и её высказывание. Читаем:

«Делать людям хорошо – хорошеть самому».

Затем-другие портреты и высказывания:

  • В IV веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.»
  • (Л.Н.Толстой) «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
  • (Жан Жак Руссо) «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».)

В.: Только ли к людям по-доброму надо относиться?                                                           Д.: Надо любить всё живое на свете.

На экране  -  «Ступеньки нравственности».

В.: Чтобы стать высоконравственным человеком надо пройти три ступеньки нравственности.

  • Первая ступенька- познание, когда маленький ребёнок познаёт, а что хорошо и плохо.
  • Вторая ступенька – отношение, когда мы можем любому поступку дать свою оценку, высказать своё отношение.
  • Третья – поведение, когда человек в любой ситуации может найти правильный выход, выйти из положения, но при этом с пользой для других , возможно совершить героический поступок.

– Легко ли «попасть» на третью ступень?

Д.: Высоконравственным человеком стать нелегко.

В.: Сейчас послушайте произведение Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге» и выскажите своё мнение об услышанном.

(Я читаю стихотворение,  на экране – изображение собаки. После прослушанного дети высказывают своё отношение).

В.: На какой ступеньке нравственности находился старик? Почему?

Д.: На второй ступени,   т.к. он понимал, что поступает плохо. Он рассуждает по поводу того, что поступает плохо, но ничего так и не меняет.

В.: Как вы думаете, будет ли мучить совесть старика?

Д.: Да. Он будет жалеть о том, что бросил собаку.

Заключительная часть.

В.: Значит, его душа будет болеть?

Д.: Да.

В.: А если душа будет болеть, сможет ли он найти телесный покой?

Д.: Нет. Он будет мучаться. Может даже заболеть.

В.: Значит справедливо высказывание – «В здоровом теле – здоровый дух»?

Д.: Да.

В.: Так можно ли считать, что сбережение телесного и душевного здоровья может быть смыслом жизни человека?

Д.: Да, можно.

В. Сейчас я хочу вам зачитать высказывание Р. Гамзатова

На экране (Р. Гамзатов)

«В народе говорят, что человек,
Когда он что–то доброе свершает,
То свой земной, свой человечий век
Не менее чем на год продлевает.
А по тому, чтоб жизнь не подвела
И чтоб прожить вам более столетия,
Шагайте, дети, избегая зла,
И помните, что добрые дела –
Вернейшая дорога к долголетию!»

 Выводы:

В: Ребята, Вам понравилась наше занятие?

Чем? Какие выводы вы сделали для себя? Какие поступки вы хотели бы делать?

(Звучат высказывания учеников).

Рефлексия:

У: Ребята, если вам понравилось занятие, и вы чему-то сегодня научились, поднимите руку.

Задание.

В.: Давайте сейчас закроем глаза и мысленно от всей души пожелаем, кому вы хотите, – здоровья, добра, любви и счастья.

– А на лепестках «Цветика-семицветика» вы можете написать пожелания своим друзьям, педагогам, после занятия подарите их.

В конце нашего занятия я бы хотела с вами поделиться «формулой здоровья», которую вывел старец Лукьян, а ему более 100 лет! Сейчас я каждому из вас раздам шары.  В них находятся записки. По моей команде вы лопаете шары, достаёте записки, затем прочитываете их  по очереди. Итак: «Сила, уверенность, активность, настойчивость, выносливость, оптимизм, удача, труд, спорт, закалка». Это и есть знаменитая формула здоровья старца Лукьяна.

 И в конце мне хочется сказать, что каждый человек должен заботится о своём здоровье. Ведь никто не позаботиться о тебе лучше, чем ты сам. Наше сегодняшнее занятие было небольшим шагом в сторону здоровья и хорошего настроения.

Подарки и пожелания.

– Позвольте мне подарить вам Памятки с правилами здорового образа жизни, и  шары с пожеланиями от меня.

Эдуард Асадов.

СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела.

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух»      для учащихся 1-4 классов...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема: « Моя мама - лучше всех»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитаниюдля учащихся начальной школы....

Конспект занятия по нравственно-этическому воспитанию на тему: "Путешествие в сказку".

Конспект занятия по нравственно-этическому воспитанию на тему: "Путешествие в сказку".Задачи.• Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба", "честность", "справедливость".• ...

Редактирование 9 мая- День Победы Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")

Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории страны и родного края....

Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».

Это конспект занятия    внеурочной деятельности  по  спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...

ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

Внеклассное мероприятие для начальной школы"...

Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"

Беседа о здоровье "В здоровом теле здоровый дух"...