рабочая программа для 4-х классов
календарно-тематическое планирование по физкультуре (4 класс) по теме

Федченко Галина Юрьевна

Календарно-тематическое планирование для 4-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office spreadsheet icon rab._programma_4klassfgyu.xls53.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_4_klass_1.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

I.     Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре для 4-х классов составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

- примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

 -  федерального перечня учебников, утвержденных приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря  2012 г. № 1067, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

-  требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- учебного плана ГБОУ Лицей №126 Калининского района Санкт-Петербурга.

1.Место предмета в базисном учебном плане.

Учебный план ГБОУ Лицей №126 отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура», из расчета 3 часа в неделю в 4-х классах,  занятия в спортивном зале.

 

2.Целью программы по физической культуре  является формирование у  учащихся  начальной школы  основ здорового образа жизни,  развитие  творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

 Реализация  дан- ной цели связана с решением следующих образовательных задач:

– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством  обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов  спорта;

– формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли  в укреплении здоровья, физическом  развитии и физической подготовленности;

–  развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа обучения физической культуре направлена на:

– реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными  особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условия- ми  и  видом   учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

– реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

– соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному»  и «от простого к сложному», ориентирующих выбор  и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

– расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на  целостное формирование мировоззрения  учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие   взаимосвязи  и  взаимообусловленности  изучаемых явлений  и процессов;

– усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками  освоенных знаний,  способов   и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях,  режиме дня,  самостоятельных занятиях  физическими упражнениями.

3. Адресность рабочей программы.

Программа рассчитана на учащихся 4-го   класса, обучающихся по общеобразовательной программе начального общего образования.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности 4 класса ( по мнению учителя в соответствии с возрастными особенностями). В классе будут проводить исследования различных видов. Учащиеся класса будут активно работать в группах и командах, что позволит совершенствовать коммуникативные навыки. Контрольные упражнения в разделах «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Кроссовая подготовка», «Спортивные игры» позволят проверить себя , выявить свои спортивные способности.

    В соответствии с психологическими и возрастными особенностями младших школьников на уроках физической культуры широко используются обучающие подвижные игры, работа в группах и командах, разнообразные упражнения ,задания и эстафеты, способствующие повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений учащихся в учебной деятельности.

4. Рабочая программа рассчитана на 102 часа.

    Из них на базовую часть 67 часов и вариативную часть 35 часов, занятия в спортивном зале.

    В т.ч. количество часов для проведения практических контрольных зачетов 21 час, на устные контрольные зачеты 4 часа.

5. Внесенные изменения в примерную программу и их обоснование.

№п./п

изменение

обоснование

1

Заменить тему «Лыжные гонки»12 часов на тему «Кроссовая подготовка»12 часов

На основании письма МО РФ от 27.11.1995 г.№135511 в связи с трудностями проведения лыжной подготовки, заменяется на кроссовую подготовку.

2

Провести урок в учебном классе на тему «Знания о физической культуре, история физической культуры»

Итоговые тесты, проведенные в 2012-2013г.

2. Требования к  результатам освоения учебного курса

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность   жизни   –  признание человеческой жизни  величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде  обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека  как разумного существа, стремящегося к добру и  самосовершенствованию, важность и  необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через  сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность   истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.

Ценность  семьи как первой и самой значимой для  развития ребёнка   социальной  и  образовательной  среды,  обеспечивающей преемственность культурных  традиций  народов России от  поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой  жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми,  законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути является человек.

Ценность  социальной солидарности как признание  прав  и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность   гражданственности  –  осознание  человеком  себя   как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма –  одно  из  проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Универсальными компетенциями учащихся на  этапе  начального общего  образования по физической культуре являются:

– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для  достижения её цели;

– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме   в  процессе общения  и  взаимодействия  со  сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения  учащимися   содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстника- ми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

– проявлять положительные качества личности и управлять свои- ми эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

–  проявлять  дисциплинированность,  трудолюбие и  упорство в достижении поставленных целей;

– оказывать бескорыстную помощь своим  сверстникам, находить с ними общий язык и общие  интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

 - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

–  находить ошибки при  выполнении учебных заданий, отбирать способы  их исправления;

–  общаться и  взаимодействовать со сверстниками на  принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места  занятий;

– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы  их улучшения;

–  видеть красоту движений,  выделять и  обосновывать эстетические  признаки в движениях и передвижениях человека;

– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эта- лонными образцами;

– управлять эмоциями при  общении со сверстниками и взрослы- ми,  сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

–  технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов  спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения  учащимися   содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

–  планировать занятия  физическими упражнениями в  режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической  культуры;

– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль  и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

–  представлять физическую культуру как  средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития  (длину и  массу   тела),  развития  основных физических качеств;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам  при  выполнении учебных заданий,  доброжелательно и  уважительно объяснять ошибки и способы  их устранения;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

–  организовывать и  проводить занятия  физической культурой с разной  целевой направленностью,  подбирать для   них   физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

–  характеризовать физическую нагрузку по  показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

–  взаимодействовать со  сверстниками по  правилам  проведения подвижных игр и соревнований;

–  в  доступной форме   объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно  их исправлять;

–  подавать  строевые команды,  вести   подсчёт  при   выполнении общеразвивающих упражнений;

– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

–  выполнять акробатические и  гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать  признаки  техничного исполнения;

– выполнять технические действия из базовых видов  спорта, при- менять их в игровой и соревновательной деятельности;

–  выполнять жизненно важные двигательные навыки и  умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

3. Содержание курса.

Знания о физической культуре (3ч.).

 Физическая культура как система раз- нообразных форм  занятий физическими упражнениями по укреплению  здоровья человека.  Ходьба, бег,  прыжки,  лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы  передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест  занятий, подбор  одежды, обуви и инвентаря.

История развития физической  культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности.  (3  ч.).  

Составление режима  дня.  Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений  для  формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных  занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Измерение длины и  массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная деятельность (2ч.).

 Комплексы физических упражнений для  утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных  упражнений. Гимнастика для  глаз.

Гимнастика с основами акробатики (16 ч.).

Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.   Акробатические комбинации.Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Лёгкая атлетика (19 ч.).

Беговые упражнения: с высоким подниманием  бедра, прыжками и с ускорением 30 и 60м., с изменяющимся направлением   движения, из  разных  исходных положений;  челночный бег; высокий старт   с последующим ускорением. Прыжковые  упражнения: на одной  ноге и двух  ногах на месте  и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой. Прыжок в длину с места.

Броски: большого мяча (1  кг)  на  дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель  и на дальность.

Подвижные игры (9ч.).

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На  материале лёгкой атлетики: прыжки, бег,  метания и броски;

упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале спортивных игр:  футбол – удар  по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол – специальные передвижения без мяча; ведение мяча;

броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол – подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения из базовых видов  спорта. Подвижные игры: «Перестрелки», «Колдуны», «Удочка», «Выбивала», «Воробьи, вороны».

Кроссовая подготовка( 13ч.)

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом  в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30  м  (с  сохраняющимся или  изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 1000 м; равномерный бег до 10 мин.

Спортивная игра на основе волейбола(10 ч.).

Пионербол: передача и ловля мяча снизу, от груди из-за головы через сетку. Правила игры в пионербол. Игра в пионербол. Развитие координационных способностей, ловкости.

Спортивная игра на основе баскетбола.(10ч.)

Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски. Правила игры. Игра в мини-баскетбол.

Подвижная игра на основе мини-футбола.(10ч.)

Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары. Правила игры. Игра в мини-футбол.

Подготовка и проведение соревновательных мероприятий (7 ч.). Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные  игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания  и умения, полученные на уроке физической культуре.

Работа  с учебниками по «Физической культуре»

4. Тематическое планирование.

п/п

Вид программного материала

Количество часов

1.

Занятия в спортивном зале и на стадионе

67

1.1

Основы знаний о физической культуре

8

1.2

Легкая атлетика

19

1.3

Кроссовая подготовка

13

1.4

Гимнастика с элементами акробатики

16

1.5

Подвижные игры

9

1.6

Мини-футбол

10

2.

Вариативная часть

35

2.1.

Подвижная игра на основе волейбола – пионербол

10

2.2.

Подвижная игра на основе баскетбола

10

2.3.

Подготовка и проведение соревновательных мероприятий

7

Итого

102

4.1. Календарно-тематическое планирование.

Смотри ниже.

5. Формы и средства контроля

4 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

6

4

3

Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз

18

15

10

Бег 60 м с высокого старта, с

10.0

10.8

11.0

10.3

11.0

11.5

Бег 1000 м, мин. с

4.30

5.00

5.30

5.00

5.40

6.30

Бег 30 м с высокого старта, с.

5.00

5.6-6.5

6.6

5.2

5.6-6.5

6.6

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

  • старт не из требуемого положения;
  • отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
  • бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
  • несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.

6. Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная литература

Название учебника

класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

1

Физическая культура

1-4

Лях.

Просвещение

2013

Дополнительная литература

Название учебника

класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

1

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений

1-4

Лях

Просвещение

2011

2

Физическая культура

2

Лях

Просвещение

2012

Интернет- ресурсы

Адрес сайта

Название диска

класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

1

2

3

4

5

6

7

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

 Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru

Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru

Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education

Электронное приложение к учебнику математики Петерсон Л.Г.

Материально-техническое оснащение.

Учебно-практическое оборудование

1

Конь гимнастический

2

Перекладина гимнастическая ( пристеночная )

3

Стенка гимнастическая

4

Скамейка гимнастическая жесткая ( длиной 4 м)

5

Комплект навесного оборудования ( тренировочные щиты для метания)

6

Мячи: набивные весом 1 кг, малые мячи–теннисные, баскетбольные, волейбольные ,футбольные

 

7

Скакалка

8

Мат гимнастический

9

Гимнастический подкидной мостик

10

Скакалка детская

11

Канат для перетягивания

12

Кегли

13

Обручи

14

Рулетка измерительная

15

Секундомер

16

Сетка волейбольная

17

Аптечка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....