Оценивание на уроках физической культуры
статья по физкультуре (1 класс) по теме

Шакирова Марина Игоревна

В данной статье описывается важность оценивания на уроках физической культуры. Прописана зачетная и пятибальная система оценивания в начальных классах согласно ФГОС. Даны рекомендации по оцениванию обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenivanie_na_urokakh_fk.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

«Оценивание на уроках физической культуры согласно ФГОС»

        Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.

        С введением Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) возникли определенные проблемы в системе оценивания.

        Так, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, оценивание производилось по пятибалльной шкале. ФГОС же прописывает 3 уровня усвоения материала учащимися на уроках физической культуры: низкий, средний, высокий.

        Учитель физической культуры в условиях реализации ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты:

  • Определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности;
  • Определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности, реализующих освоенные знания;
  • Обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • Обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений и обучающихся в процессе освоения учебного предмета;
  • Оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности, систематичности;
  • Определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
  • Оценка степени направленности личности на физическое совершенство ,формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;
  • Определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорота и т.д.;
  • Оценка сформированности устойчивой мотивации  к занятиям физической культурой.

В соответствии с требованиями ФГОС в МБОУ СОШ №93 была разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательных отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • Оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • Использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментарию и представлению их;
  • Использования накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
  • Использование наряду со стандартизированными письменными и устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение и др.;
  • Использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

В МБОУ СОШ №93 используются следующие формы оценки:

  1. безоценочное обучение – 1 класс;
  2. пятибалльная система;
  3. зачетная система (физическая культура, музыка, основы религиозной культуры и светской этики);
  4. накопительная система оценки – Портфолио.

ПЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Методика оценки успеваемости.

По основам знаний

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Знания

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта

За ответ, если в нем содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике

За непонимание и незнание материала программы

По технике владение двигательными умениями и навыками

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Знания

Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), четко, легко, в надлежащем ритме.

Ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив

При выполнении двигательного действия ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок.

Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движения

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка, приведших к неуверенному или напряженному выполнению

По владению способами и умению осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Знания

Учащийся умеет:

  • самостоятельно организовать место занятий;
  • подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;
  • контролировать ход выполнения заданий и оценивать итоги;
  • демонстрировать полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности или комплекса упражнений, утренней или гимнастической гимнастики

Учащийся:

  • организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;
  • допускает незначительные ошибки в подборе средств;
  • контролирует ход выполнения заданий и оценивает итоги

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов.

Ученик испытывает затруднения в организации мест занятий и подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги занятия

Учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности

Один раз в четверть замеряется уровень физической подготовленности учащихся по следующим показателям:

Физические способности

Контрольное упражнение (тест)

Скоростные

Бег 30 м, с

Бег 60 м, с

Координационные

Челночный бег 3×10 м, с

Метание мяча на точность, кол-во попаданий

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

Прыжки в длину с разбега, см

Прыжки в высоту с разбега, см

Многоскоки (8 прыжков), м

Метание мяча на дальность, м

Прыжки на скакалке за 15 с, кол-во раз

Выносливость

Бег 6  минут, м

Бег 1000 м, мин.с

Бег на лыжах 1000 м, мин.с

Ходьба на лыжах 2000 м (без учета времени)

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине из положения виса (мальчики), кол-во раз

Подтягивание на низкой перекладине из положения виса лежа (девочки), кол-во раз

Подъем туловища за 60 с, кол-во раз

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

Приседания, кол-во раз

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА

Одно из главных достоинств зачетной системы – индивидуальный подход к обучающимся при получении зачета. Все учащиеся в зависимости от физической подготовленности и физического развития относятся к определенной ступени с 1 по 5 для получения зачета. И для каждой ступени требуется своя сумма баллов. Ступени соответствуют группам здоровья (1 ступень – специальная медицинская группа, 2 ступень – III подготовительная группа, 3 ступень – II подготовительная группа, 4 ступень – I подготовительная, 5 ступень – основная группа здоровья).

В МБОУ СОШ №93 нормативы переведены на 10-ти бальную систему. По бальной системе оценивания, ученикам предлагается усвоить ряд правил:

  • ученик, не пропустивший ни одного урока без уважительной причины, получает 60 баллов;
  • ученик, который занимался на всех уроках физической культуры, получает дополнительно 5 баллов;
  • за каждый урок ученик получает коэффициент прилежания от 0 до 1, который выставляется ему в конце каждого урока; за неприлежание – минус 1 балл;
  • пропуск урока без уважительной причины – минус 5 баллов;
  • участие в общешкольном соревновании – плюс 5 баллов;
  • в каждой четверти сдаются нормативы, где за каждый вид можно получить от 0 до 10 баллов. Если нормативов больше четырех, то делается перерасчет на 4 вида по формуле: С÷К×4, где С – сумма баллов, набранных за выполнение нормативов, К – количество сдаваемых нормативов;
  • все баллы суммируются (баллы за уроки учащимся сообщает учитель). Для получения зачета необходимо набрать: по 1 ступени – 68 баллов, по 2 ступени – 74 балла; по 3 ступени – 80 баллов; по 4 ступени – 86 баллов; по 5 ступени – 92 балла.

Ученики ведут «тетрадь личных достижений», в которой указывается какие нормативы сдавались и на какое количество баллов был показан результат, в каких соревнованиях принял участие, сколько баллов получено за уроки, за четверть. После подсчета баллов учащиеся отдают тетрадь на подпись учителю, а затем родителям. В случае недобора баллов учащийся имеет возможность компенсировать недостающее количество засчет теоретических заданий. В первой и четвертой четверти заполняется таблица по определению уровня физической подготовленности.

10-бальная система оценивания физических показателей:

10-бальная шкала

Знания и умение их применить в физкультурно-оздоровительной деятельности

Качество выполнения двигательных действий, умений, навыков

Уровень физической подготовленности

Суррогатная шкала

1 балл – очень слабо

Присутствовал на уроке, слушал, наблюдал за техникой двигательных действий

«2+» - очень слабо

2 балла – слабо

Отличает какой-либо процесс, действует, но отсутствует логическая последовательность, аргументация в умении использовать знания в жизни

Пытался выполнить двигательное действие, но допустил несколько существенных грубых ошибок, искажающих внешнюю форму движений

Слабый

«3–» - слабо

3 балла - посредственно

Запомнил большую часть определений, формулировок, но объяснить не может. Допускает несколько грубых ошибок в подборе и демонстрации упражнений для решения определенных задач, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги задания

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок

Низкий

«3» - посредственно

4 балла - удовлетворительно

Демонстрирует полное воспроизведение изученных определений, формулировок, правил, однако затрудняется что-либо объяснить и допускает существенную ошибку в организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности

Правильно выполнил двигательное действие, но допустил незначительное нарушение согласованности движений и пропустил несколько основных элементов

Удовлетворительный

«3+» - удовлетворительно

5 баллов – недостаточно хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мысленные операции как анализ и синтез. Допускает несущественные ошибки в организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности

Двигательная задача решена, но допущено искажение второстепенных элементов двигательной активности, не нарушающее его основной схемы и не влияющее на результат действия. Пропущен элемент

Ниже среднего

«4–» - недостаточно хорошо

6 баллов – хорошо

Отвечает на большинство вопросов, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам, но имеет незначительные ошибки при неточности в осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности

Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко, наблюдается некоторая скованность движений и допущена несущественная ошибка

Средний

«4» - хорошо

7 баллов – очень хорошо

Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложений теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить на практике

Двигательное действие выполнено без ошибок, но недостаточно легко и четко, с некоторой скованностью движений

Выше среднего

«4+» - очень хорошо

8 баллов – отлично

Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике, легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет

Двигательное действие выполнено правильно, легко и четко, но наблюдается нестабильность в темпе выполнения

Недостаточно высокий

«5–» - недостаточно отлично

9 баллов – великолепно

Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности, используя примеры из своего опыта

Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), в надлежащем темпе, легко и четко. Биомеханически эффективно, экономично

Высокий

«5» - отлично

10 баллов - прекрасно

Нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных прежде умений и навыков осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Двигательное действие выполнено оригинально, биомеханически правильно, рационально. Характер движений согласованный, четкий, быстрый. С учетом требований к свободе, плавности

Исключительный

«5+» - великолепно

Оценка теоретической подготовленности учащихся

Показатель

Уровни

высокий

средний

низкий

Оценки

5

4

3

2

Количество правильных ответов

Программированный контроль теоретических знаний (20 вопросов) 1 – 4 класс

18 и более

16 – 18

10 – 15

Менее 10

Рейтинг-балл

1,5

1

0,5

0

Программированный контроль теоретических знаний (40 вопросов) 5 – 7 класс

32 и более

26 – 31

20 – 25

Менее 20

Рейтинг-балл

2,5

2,0

1,5

0

        Четвертные и итоговые оценки выводятся по среднему баллу:

  • 9.5 и выше – супер (уровень высокий);
  • 9.0 – 9.4 – превосходный (уровень высокий);
  • 8.0 – 8.9 – отличный (уровень высокий);
  • 7.0 – 7.9 – хороший (уровень средний);
  • 6.0 – 6.9 – средний (уровень средний);
  • 5.0 – 5.9 – удовлетворительный (уровень низкий);
  • 4.0 – 4.9 – посредственный (уровень низкий);
  • 3.0 – 3.9 – низкий (уровень низкий);
  • 2.0 – 2.9 – слабый (уровень низкий);
  • до 1.9 – очень слабый (уровень низкий).

Рекомендации по оцениванию на уроках физической культуры:

  • в начале четверти учитель должен сообщить ученикам, что и когда подлежит оцениванию и каковы критерии этого оценивания. В начальных классах об этом необходимо проинформировать и родителей (опекунов);
  • учитель может обсудить с учениками подлежащие знания, умения, способности, время проведения уроков-зачетов оценивания, учесть обоснованные предложения учеников;
  • ученикам можно дать возможность (например, один раз в четверть)  оценивать себя и друг друга (активность, старание, умение трудиться для овладения умением), обосновывать их. Самооценивание считается важным для исключения возникающего беспокойства – естественной реакции на оценивание его работы, действий со стороны других;
  • при оценивании упражнений или техники их выполнения необходимо исключить ошибки, которые учении совершает из-за волнения. В отличие от двигательных навыков двигательные умения нестабильны, и нервное напряжение, вызванное оцениванием, может существенно повлиять на их выполнение. Исходя из выше изложенного при оценивании техники выполнения упражнений необходимо позволить ученику выполнить несколько попыток или оценивать в ходе обучения на нескольких уроках;
  • чтобы дать оценку результатам тестирования физических способностей, необходимо опираться на разработанную шкалу  оценивания;
  • при оценивании техники выполнения упражнений и уровня физических способностей необходимо учитывать индивидуальный прогресс ученика и сделанные им самим усилия для его достижения. Так как оценки должны быть объективны и сравнимы, учитель не может создавать для учеников с разными способностями разные шкалы оценивания. Оценки могли бы быть и «составными», то есть состоящими из оценок за выполнение элементов и оценок, отражающих проделанную учеником работу в ходе обучения. Таким образом, и у слабых, но трудолюбивых учеников есть возможность честно заработать хорошую оценку;
  • учитель в ходе своих наблюдений оценивает готовность ученика к деятельности и его желание развивать себя в ходе своих наблюдений, а также получает подтверждение этому из самооценки ученика. В случае оценивания активности ученика важно, чтобы учитель в начале четверти сообщил, каких видов деятельности от ученика ждут и по каким критериям эта деятельность будет оцениваться;
  • при выставлении оценок следует избегать нагнетания излишней нервозности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Исследовательская работа по физической культуре. Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».

Плоскостопие -  уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей п...

Методические рекомендации, по оцениванию учащихся освобожденных от занятий на уроках физической культуры

Данные методические материалы помогут учителю физической культуры в работе...

Творческий подход к оцениванию учащихся первых классов на уроках физической культуры

Использование специальных карточек-рисунков для оценивания учащихся первых классов на уроках физической культуры в игровой форме поможет учителям и родителям отслеживать достижения ребенка....

Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»

    Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...

критерии оценивания на уроке физической культуры

Прежде чем говорить о контроле и оценке успеваемости по физической культуре нужно четко определить, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное (цифровое) выражение оцен...

Конспект урока по физической культуре «Подвижные игры на уроке физической культуры» 3 класс

Конспект урока по физической культуре в 3 «М» классе 1 четверти, «05» 10.2021гКонспект составил ФИО: Ермоленко Василий СергеевичМетодист: Ртищева Мария ВасильевнаУчитель: Игоши...