Оценивание на уроках физической культуры
статья по физкультуре (1 класс) по теме
В данной статье описывается важность оценивания на уроках физической культуры. Прописана зачетная и пятибальная система оценивания в начальных классах согласно ФГОС. Даны рекомендации по оцениванию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оценивание на уроках физической культуры согласно ФГОС»
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) возникли определенные проблемы в системе оценивания.
Так, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, оценивание производилось по пятибалльной шкале. ФГОС же прописывает 3 уровня усвоения материала учащимися на уроках физической культуры: низкий, средний, высокий.
Учитель физической культуры в условиях реализации ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты:
- Определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности;
- Определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности, реализующих освоенные знания;
- Обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
- Обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений и обучающихся в процессе освоения учебного предмета;
- Оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности, систематичности;
- Определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;
- Оценка степени направленности личности на физическое совершенство ,формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;
- Определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорота и т.д.;
- Оценка сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.
В соответствии с требованиями ФГОС в МБОУ СОШ №93 была разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
- Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательных отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- Оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- Использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментарию и представлению их;
- Использования накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
- Использование наряду со стандартизированными письменными и устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение и др.;
- Использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
В МБОУ СОШ №93 используются следующие формы оценки:
- безоценочное обучение – 1 класс;
- пятибалльная система;
- зачетная система (физическая культура, музыка, основы религиозной культуры и светской этики);
- накопительная система оценки – Портфолио.
ПЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Методика оценки успеваемости.
По основам знаний
Уровни | Высокий | Средний | Низкий | |
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Знания | За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта | За ответ, если в нем содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки | За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике | За непонимание и незнание материала программы |
По технике владение двигательными умениями и навыками
Уровни | Высокий | Средний | Низкий | |
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Знания | Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), четко, легко, в надлежащем ритме. Ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив | При выполнении двигательного действия ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движения | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности | Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка, приведших к неуверенному или напряженному выполнению |
По владению способами и умению осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Уровни | Высокий | Средний | Низкий | |
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Знания | Учащийся умеет:
| Учащийся:
| Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. Ученик испытывает затруднения в организации мест занятий и подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги занятия | Учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности |
Один раз в четверть замеряется уровень физической подготовленности учащихся по следующим показателям:
Физические способности | Контрольное упражнение (тест) |
Скоростные | Бег 30 м, с Бег 60 м, с |
Координационные | Челночный бег 3×10 м, с Метание мяча на точность, кол-во попаданий |
Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места, см Прыжки в длину с разбега, см Прыжки в высоту с разбега, см Многоскоки (8 прыжков), м Метание мяча на дальность, м Прыжки на скакалке за 15 с, кол-во раз |
Выносливость | Бег 6 минут, м Бег 1000 м, мин.с Бег на лыжах 1000 м, мин.с Ходьба на лыжах 2000 м (без учета времени) |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см |
Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из положения виса (мальчики), кол-во раз Подтягивание на низкой перекладине из положения виса лежа (девочки), кол-во раз Подъем туловища за 60 с, кол-во раз Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз Приседания, кол-во раз |
ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА
Одно из главных достоинств зачетной системы – индивидуальный подход к обучающимся при получении зачета. Все учащиеся в зависимости от физической подготовленности и физического развития относятся к определенной ступени с 1 по 5 для получения зачета. И для каждой ступени требуется своя сумма баллов. Ступени соответствуют группам здоровья (1 ступень – специальная медицинская группа, 2 ступень – III подготовительная группа, 3 ступень – II подготовительная группа, 4 ступень – I подготовительная, 5 ступень – основная группа здоровья).
В МБОУ СОШ №93 нормативы переведены на 10-ти бальную систему. По бальной системе оценивания, ученикам предлагается усвоить ряд правил:
- ученик, не пропустивший ни одного урока без уважительной причины, получает 60 баллов;
- ученик, который занимался на всех уроках физической культуры, получает дополнительно 5 баллов;
- за каждый урок ученик получает коэффициент прилежания от 0 до 1, который выставляется ему в конце каждого урока; за неприлежание – минус 1 балл;
- пропуск урока без уважительной причины – минус 5 баллов;
- участие в общешкольном соревновании – плюс 5 баллов;
- в каждой четверти сдаются нормативы, где за каждый вид можно получить от 0 до 10 баллов. Если нормативов больше четырех, то делается перерасчет на 4 вида по формуле: С÷К×4, где С – сумма баллов, набранных за выполнение нормативов, К – количество сдаваемых нормативов;
- все баллы суммируются (баллы за уроки учащимся сообщает учитель). Для получения зачета необходимо набрать: по 1 ступени – 68 баллов, по 2 ступени – 74 балла; по 3 ступени – 80 баллов; по 4 ступени – 86 баллов; по 5 ступени – 92 балла.
Ученики ведут «тетрадь личных достижений», в которой указывается какие нормативы сдавались и на какое количество баллов был показан результат, в каких соревнованиях принял участие, сколько баллов получено за уроки, за четверть. После подсчета баллов учащиеся отдают тетрадь на подпись учителю, а затем родителям. В случае недобора баллов учащийся имеет возможность компенсировать недостающее количество засчет теоретических заданий. В первой и четвертой четверти заполняется таблица по определению уровня физической подготовленности.
10-бальная система оценивания физических показателей:
10-бальная шкала | Знания и умение их применить в физкультурно-оздоровительной деятельности | Качество выполнения двигательных действий, умений, навыков | Уровень физической подготовленности | Суррогатная шкала |
1 балл – очень слабо | Присутствовал на уроке, слушал, наблюдал за техникой двигательных действий | «2+» - очень слабо | ||
2 балла – слабо | Отличает какой-либо процесс, действует, но отсутствует логическая последовательность, аргументация в умении использовать знания в жизни | Пытался выполнить двигательное действие, но допустил несколько существенных грубых ошибок, искажающих внешнюю форму движений | Слабый | «3–» - слабо |
3 балла - посредственно | Запомнил большую часть определений, формулировок, но объяснить не может. Допускает несколько грубых ошибок в подборе и демонстрации упражнений для решения определенных задач, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги задания | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок | Низкий | «3» - посредственно |
4 балла - удовлетворительно | Демонстрирует полное воспроизведение изученных определений, формулировок, правил, однако затрудняется что-либо объяснить и допускает существенную ошибку в организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности | Правильно выполнил двигательное действие, но допустил незначительное нарушение согласованности движений и пропустил несколько основных элементов | Удовлетворительный | «3+» - удовлетворительно |
5 баллов – недостаточно хорошо | Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мысленные операции как анализ и синтез. Допускает несущественные ошибки в организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности | Двигательная задача решена, но допущено искажение второстепенных элементов двигательной активности, не нарушающее его основной схемы и не влияющее на результат действия. Пропущен элемент | Ниже среднего | «4–» - недостаточно хорошо |
6 баллов – хорошо | Отвечает на большинство вопросов, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам, но имеет незначительные ошибки при неточности в осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности | Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко, наблюдается некоторая скованность движений и допущена несущественная ошибка | Средний | «4» - хорошо |
7 баллов – очень хорошо | Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложений теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить на практике | Двигательное действие выполнено без ошибок, но недостаточно легко и четко, с некоторой скованностью движений | Выше среднего | «4+» - очень хорошо |
8 баллов – отлично | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике, легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет | Двигательное действие выполнено правильно, легко и четко, но наблюдается нестабильность в темпе выполнения | Недостаточно высокий | «5–» - недостаточно отлично |
9 баллов – великолепно | Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности, используя примеры из своего опыта | Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), в надлежащем темпе, легко и четко. Биомеханически эффективно, экономично | Высокий | «5» - отлично |
10 баллов - прекрасно | Нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных прежде умений и навыков осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность | Двигательное действие выполнено оригинально, биомеханически правильно, рационально. Характер движений согласованный, четкий, быстрый. С учетом требований к свободе, плавности | Исключительный | «5+» - великолепно |
Оценка теоретической подготовленности учащихся
Показатель | Уровни | |||
высокий | средний | низкий | ||
Оценки | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | |
Количество правильных ответов | ||||
Программированный контроль теоретических знаний (20 вопросов) 1 – 4 класс | 18 и более | 16 – 18 | 10 – 15 | Менее 10 |
Рейтинг-балл | 1,5 | 1 | 0,5 | 0 |
Программированный контроль теоретических знаний (40 вопросов) 5 – 7 класс | 32 и более | 26 – 31 | 20 – 25 | Менее 20 |
Рейтинг-балл | 2,5 | 2,0 | 1,5 | 0 |
Четвертные и итоговые оценки выводятся по среднему баллу:
- 9.5 и выше – супер (уровень высокий);
- 9.0 – 9.4 – превосходный (уровень высокий);
- 8.0 – 8.9 – отличный (уровень высокий);
- 7.0 – 7.9 – хороший (уровень средний);
- 6.0 – 6.9 – средний (уровень средний);
- 5.0 – 5.9 – удовлетворительный (уровень низкий);
- 4.0 – 4.9 – посредственный (уровень низкий);
- 3.0 – 3.9 – низкий (уровень низкий);
- 2.0 – 2.9 – слабый (уровень низкий);
- до 1.9 – очень слабый (уровень низкий).
Рекомендации по оцениванию на уроках физической культуры:
- в начале четверти учитель должен сообщить ученикам, что и когда подлежит оцениванию и каковы критерии этого оценивания. В начальных классах об этом необходимо проинформировать и родителей (опекунов);
- учитель может обсудить с учениками подлежащие знания, умения, способности, время проведения уроков-зачетов оценивания, учесть обоснованные предложения учеников;
- ученикам можно дать возможность (например, один раз в четверть) оценивать себя и друг друга (активность, старание, умение трудиться для овладения умением), обосновывать их. Самооценивание считается важным для исключения возникающего беспокойства – естественной реакции на оценивание его работы, действий со стороны других;
- при оценивании упражнений или техники их выполнения необходимо исключить ошибки, которые учении совершает из-за волнения. В отличие от двигательных навыков двигательные умения нестабильны, и нервное напряжение, вызванное оцениванием, может существенно повлиять на их выполнение. Исходя из выше изложенного при оценивании техники выполнения упражнений необходимо позволить ученику выполнить несколько попыток или оценивать в ходе обучения на нескольких уроках;
- чтобы дать оценку результатам тестирования физических способностей, необходимо опираться на разработанную шкалу оценивания;
- при оценивании техники выполнения упражнений и уровня физических способностей необходимо учитывать индивидуальный прогресс ученика и сделанные им самим усилия для его достижения. Так как оценки должны быть объективны и сравнимы, учитель не может создавать для учеников с разными способностями разные шкалы оценивания. Оценки могли бы быть и «составными», то есть состоящими из оценок за выполнение элементов и оценок, отражающих проделанную учеником работу в ходе обучения. Таким образом, и у слабых, но трудолюбивых учеников есть возможность честно заработать хорошую оценку;
- учитель в ходе своих наблюдений оценивает готовность ученика к деятельности и его желание развивать себя в ходе своих наблюдений, а также получает подтверждение этому из самооценки ученика. В случае оценивания активности ученика важно, чтобы учитель в начале четверти сообщил, каких видов деятельности от ученика ждут и по каким критериям эта деятельность будет оцениваться;
- при выставлении оценок следует избегать нагнетания излишней нервозности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263578-1370551346.jpg)
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/26/picture-237598-1432637455.jpg)
Исследовательская работа по физической культуре. Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».
Плоскостопие - уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-157304-1396111252.jpg)
Методические рекомендации, по оцениванию учащихся освобожденных от занятий на уроках физической культуры
Данные методические материалы помогут учителю физической культуры в работе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/27/picture-140009-1380304683.jpg)
Творческий подход к оцениванию учащихся первых классов на уроках физической культуры
Использование специальных карточек-рисунков для оценивания учащихся первых классов на уроках физической культуры в игровой форме поможет учителям и родителям отслеживать достижения ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-1272953-1601381748.jpg)
Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»
Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/24/picture-1352882-1635087646.jpg)
критерии оценивания на уроке физической культуры
Прежде чем говорить о контроле и оценке успеваемости по физической культуре нужно четко определить, в чем разница между оценкой и отметкой. Отметка – это количественное (цифровое) выражение оцен...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-1378178-1643652313.jpg)
Конспект урока по физической культуре «Подвижные игры на уроке физической культуры» 3 класс
Конспект урока по физической культуре в 3 «М» классе 1 четверти, «05» 10.2021гКонспект составил ФИО: Ермоленко Василий СергеевичМетодист: Ртищева Мария ВасильевнаУчитель: Игоши...