Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."
методическая разработка по физкультуре на тему

Мухина Татьяна Николаевна

В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном объеме раскрыть дарование ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с одаренными детьми29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Система работы с одаренными детьми»

   Выполнила:                                                                                                                                                     Мухина Т.Н.,

тренер-преподаватель по бадминтону

МОУ ДОД ДЮСШ администрации

г.о. Орехово-Зуево

г. Орехово-Зуево

Пренебрегая словесами

Жизнь убеждает нас опять:

Талантам надо помогать,

Бездарности пробьются сами.

(Лев Озеров)

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т.е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Существует несколько типов одаренности.

По форме проявления:

- явная

- скрытая

По виду деятельности:

- в психомоторной деятельности (ремеслах, спорте);

- в познавательной деятельности (в области естественных, гуманитарных наук, интеллектуальных игр);

- в художественно-эстетической деятельности;

- в коммуникативной деятельности (лидерская позиция);

- в духовно-ценностной деятельности (создание новых духовных ценностей, служение людям).

Зачем тренеру-преподавателю нужно знать типы одаренности?

Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними. Тренер должен знать типы одаренности. Во-первых, чтобы правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно его ориентировать. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.

Легче оценивается так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно таких учеников обычно называют «умными», «толковыми», « сообразительными».  Учителя  редко  останавливаются еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющем все-же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. Такой ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; для своего возраста обладает исключительной физической силой; демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. Спортивные способности у детей выявляются достаточно рано.

При проведении сравнительного анализа ориентировочных результатов тестов при наборе детей в обычную и  специализированную группы начальной подготовки 1 года обучения следует сделать вывод, что одаренные дети 6-7 лет по основным физическим качествам соответствуют 8-9 летним нормально развитым детям. Следовательно, перспективные дети опережают своих ровесников в развитии на 2-2,5 года. Наличие одаренности в психомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется: тренеры-преподаватели осуществляют на постоянной основе отбор перспективных детей для занятий спортом.

Спорт – это школа выживания, где учатся терпеть боль, сильную усталость, заставляют себя рано вставать по утрам и жить по жесткому расписанию. В то же время спорт – монетка в копилку личностного роста, уверенности в себе, ресурс как способность выживать, преодолевать сложности, взрослеть. Спортивные интересы детей не могут служить основанием ни для их ущемления, ни для создания им привилегированного положения; дети должны иметь возможность для социальных контактов не только в рамках учебно-тренировочного процесса, но и за пределами спорта - в семье, среди друзей, в школе. Следует всячески избегать социальной изоляции юных спортсменов, которая может возникнуть вследствие их особого положения; нужно оставлять им достаточно времени и возможности для занятий на досуге теми видами деятельности, к которым у них есть склонность.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Чтобы детский спорт высоких достижений отвечал этим требованиям, нужно обеспечить выполнение следующих организационных мер:

1.Строгое соблюдение режима учебно-тренировочного процесса юным спортсменом. 

Учебно-тренировочные, соревновательные нагрузки должны четко чередоваться с отдыхом и восстановительными мероприятиями для того, чтобы избежать вероятности психической и физической перенагрузки.

2. Участие в соревнованиях в разных возрастных группах на строго определенном уровне.

Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы предотвратить нежелательное в детском возрасте стремление к высшим спортивным достижениям как символу успеха, а с другой, чтобы избежать опасности переоценки личности ребенка и его соревновательных результатов.

3. Правильная организация свободного времени.

Участие в учебно-тренировочном и соревновательном процессах должно оставлять ребенку достаточно времени для других занятий - учебы, общения с семьей, друзьями и т.д.

4. Ответственность тренера за общее воспитание. 

Тренер несет ответственность не только за спортивную подготовку вверенных ему детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего. Он должен иметь достаточно четкое представление об основных проблемах биологического, психического и социального развития детей и уметь пользоваться этими знаниями на практике.

5. Информирование родителей о состоянии спортсмена.

Следует регулярно информировать родителей о том, каково положение их детей в спорте, об их перспективах и риске, связанном со спортивной деятельностью. Это нужно для того, чтобы родители могли выбрать верную педагогическую позицию и в нужный момент поддержать своих детей.

Практика нашей спортивной школы показала, что лучше всего в работе с одаренными спортсменами подходят следующие формы работы:

- секционные занятия;

- занятия исследовательской деятельностью;

- работа по индивидуальным планам;

- учебно-тренировочные сборы;

- летние спортивные лагеря;

- сотрудничество с другими школами;

- соревнования на различных уровнях.

Одаренность это необязательная гарантия достижения высоких результатов в большом спорте. Это только намек тренеру на то, что при соблюдении определенных условий можно привести ученика к основам понимания тактики и стратегии игры. Только тогда у некоторых на основании игровой эффективности и стабильности при удачном совмещении наследуемых и приобретенных качеств получится перешагнуть грань, отделяющую рядового спортсмена от Мастера спорта.

Одаренность - не только дар Божий и большое счастье, но и большое испытание и для обладателей этого дара, и тренера и его родителей. Некоторые считают, талант есть - человек пробьется сам. Оказывается, нет - кто-то пробьется, а кто и зачахнет, погаснет. Ближе к истине другое высказывание - «таланту нужно помогать». Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы. К одаренному ребенку необходимо относиться терпеливо, внимательно, бережно, как к ценности, понимая не только преимущества, но и трудности, которые несет с собой его одаренность.

Юному спортсмену на многоэтапном пути к высшим достижениям необходима постоянная помощь целой команды поддержки.

Команда поддержки:

1.Тренер.

Взаимосвязь тренер-ученик имеет первостепенное и важнейшее значение на протяжении всей спортивной жизни.

2. Родители.

Родителям нужно оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам. Обеспечить такой образ жизни, при котором он наиболее эффективно смог бы участвовать в учебно-тренировочном процессе. Также важно тесная взаимосвязь тренера и родителей, они должны думать, смотреть и идти в одном направлении.

3. Психолог и медицинский персонал.

При интенсивных психомоторных нагрузках необходима постоянная медицинская поддержка.

4. Близкое окружение спортсмена.

Друзья и значимые для ребенка люди должны уважать и ценить его достижения и увлеченность спортом.

5. Администрация и учителя общеобразовательной школы.

Школа должна обеспечивать юным спортсменам нормальный процесс обучения. Для достижения оптимальных результатов в учебе, нужно разрабатывать учебные программы для одаренных в спорте детей.

6. Государственные структуры (спортивные школы, спорткомитеты, федерации).

Только единая государственная организация на всех стадиях подготовки обеспечит решающую помощь в достижении главной цели - из одаренного ребенка воспитать профессионала.

…И снова хочется, сказать,

Хоть все мы понимаем с вами:

Талантам нужно помогать –

Бездарности пробьются сами!..


Литература:

1. Губа В.П. и др. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. М.: ФиС, 2009г.

2. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М.: АСТ, 2011г.

3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература, 2004г.

4. Помыткин В.П. Книга тренера по бадминтону. Теория и практика. ОАО « Первая Образовательная типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2012г.