Главные вкладки

    Система работы с одаренными детьми
    статья (4 класс) по теме

    Шереметьева Светлана Николаевна

    Описание системы работы с одаренными детьми

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_na_nsportal.docx24.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеллект будущего

    Система работы с одаренными детьми

    Шереметьева СН, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21, г. Балаково, Саратовской области

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

    Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

    Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

    Что же понимается под термином «одаренность»?

    В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

    Американский  исследователь Дж. Рензулли считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

       интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

       креативности;

       настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

    Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть этот дар природы, не развить его, он так и останется невостребованным.

           Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации, высокой продуктивностью мышления, легкостью ассоциирования, способностью к прогнозированию, высокой концентрацией внимания.

     Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно. В  классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

    Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах.

     Как я достигаю таких результатов?

    Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

            выявление одаренных детей; 

            развитие творческих способностей на уроках;

            развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

            создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

     Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

    Учитель начальных классов может в большей степени самостоятельно определять уровень общей умственной одаренности (УО), так как постоянно наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности, имеет возможность  изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления обучающихся класса.  Помощь  в выявлении одаренных детей оказывает и психолог школы.

            Успеваемость ученика зависит не только от умственной одаренности, но и от других факторов (памяти, внимания, прилежания и т. п.). Действие этих факторов может поднять продуктивность умственной деятельности до значительной высоты даже там, где УО невелика.

             На уроках русского языка предусматриваем множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Секрет успеха в том, что на уроке используется форма общения «ученик - ученик», которая  помогает детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.

         На уроках математики ведется целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.

             Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку осуществляется, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Современные учебно-методические комплексы предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями.

          У меня, как и у каждого учителя, есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра), работа в парах, групповая работа – очень важные факторы для работы с одаренными детьми, которые способствуют повышению качества обучения.

            Одна из форм работы – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых  знаний.

           Уроки окружающего мира  и занятия кружков «Эрудит», «Юный эколог» помогают максимально реализовать  дифференциацию обучения,  индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание на занятиях  уделяется  обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке. 

           Выбор темы – весьма трудный и ответственный этап исследования. Следующим и очень важным этапом в работе над проектом и исследованием является определение актуальности и практической значимости работы. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения её научной, социальной, личностной значимости. Кроме актуальности необходимо определить практическую значимость исследования.

    Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

    1. решения на их основе той или иной практической задачи;
    2. проведения дальнейших научных исследований;
    3. использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.

            Организуя исследовательскую деятельность, помогаю  выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения, тем самым поощряя инициативу каждого ребёнка, помогая ему самостоятельно продвигаться к цели. Спецификой исследовательской работы в начальной школе является систематическая, направляющая, стимулирующая, корректирующая роль учителя; привлечение родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

          Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.  Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

           Индивидуальные занятия - еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах.

           Факультативные занятия  немало способствуют развитию творческих способностей и интереса к определенному предмету. Большой интерес у таких детей вызывают и задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад. На  каждом уроке уделяя внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере, подбираю задания для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задание для соседа по определенной теме.

           Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решения групповых задач или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

    дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон; уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников; ослабить скрытые конфликты; выработать общее решение; повысить эффективность работы участников дискуссии; повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников; удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

    Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

           Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

           Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных турах предметных олимпиад,  предметных неделях, интеллектуальных марафонах, различных конкурсах и викторинах,
    словесных играх и забавах, ролевых играх.

           Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Учащиеся проводили праздники ко Дню матери, 8 Марта,  Новому году и т.д. Мной разработана система поощрения победителей конкурсов разного уровня (призы, дипломы и грамоты, размещение фотографий учащихся на школьном стенде).

    Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

         Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Мониторинг результативности работы с учащимися:

    • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
    • изучение структуры интеллекта;
    • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
    • отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П. Торранса);
    • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

           Так складывается работа с одаренными детьми на уроках т во внеурочное время в моем классе. Результаты такой работы (победы и призовые места в предметных олимпиадах, победы во Всероссийских конкурсах) доказывают ее целесообразность.

            Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия оказываются относительно безразличными для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.
    Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали. 

           Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей, привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий – неотъемлемая часть моей работы с родителями. Родители одаренных детей начинают проявлять особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать.

           Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей необходимо. Ведь одаренные дети есть, и всегда будут. И, прежде всего развивать их надо потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

                   

    Литература

    1. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
    2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
    3. Гудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. Научно-популярная серия «Педагогика и психология», №12, 1990 г.
    4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
    5. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
    6. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1993 .
    7. Савенков А. Одаренные дети в массовой школе  «Начальная школа», №30, 2003г.
    8. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность, М., 1996 г.
    9. Интернет  ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

    Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...

    Создание целенаправленной системы работы с одаренными детьми в ДОУ. Пути взаимодействия с родителями одаренных детей.

    В статье раскрыт опыт экспериментальной деятельности  дошкольного учреждения по созданию системы работы с одаренными детьми дошкольного возраста.  Раскрыта реализация основных направле...

    Система работы с одаренными детьми

    Система работы с одаренными детьми представлена кратко в виде электронной презентации...

    Методическая разработка :"Система работы с одаренными детьми."

    В методической разработке освещены основные моменты в работе с одаренными детьми. Важность во время заметить таких детей.Сложности , пути их решения. Необходимая поддержка, которая позволит в полном о...

    Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

    Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

    Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

    Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

    Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы   нашей школы....