Внеурочная деятельность. Программа курса "Жить здорово"
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме

Филипенко Юлия Олеговна

Подвижные игры и «Уроки здоровья» являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивости, развивают массу навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhit_zdorovo.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе учебного плана, Закона об образовании, Стандартов общего начального образования и авторской программы внеурочной деятельности системы Л. В. Занкова для реализации в МОУ « Заклинская СОШ» в 1-2 классах.

Курс «Уроки здоровья » выбран в связи с тем, что в интересной и занимательной форме позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, формировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют

проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

-стрессовая педагогическая тактика;

-несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

-несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

-недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

-провалы в существующей системе физического воспитания;

-интенсификация учебного процесса;

-функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

-частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

-отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.


Цель программы: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни.

Задачи:

- развивать  координационные и кондиционные способности у детей младшего школьного возраста ;

- развивать коммуникативные  качества;

-развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

- развивать умения ориентироваться в пространстве;        

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, здоровом образе жизни;

-познакомить детей с разнообразием  подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

- создавать условия для проявления чувства коллективизма;

- активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;

- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм, как наследию и к проявлению здорового образа жизни.    


Содержание программы

Подвижные игры и «Уроки здоровья» являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств. Учитель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Учителю нужно суметь предложить игру, воспитывающую умение анализировать, вырабатывающую выносливость, закаляющую тело и душу ребенка. Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивости, развивают массу навыков и умений. В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели при этом испытывать радость. Правильно организованные подвижные игры и « Уроки здоровья» должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков.

Данная программа строится на принципах:

Научности -в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности -которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности -определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.


Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные УУД

Регулятивные

УУД

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели структурирование знаний;

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать действия партнёра;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действия.

        

Планируемые результаты

Учащиеся  должны иметь представление:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

-о способах изменения направления и скорости движения;

- о народной игре как средстве подвижной игры;

- об играх разных народов;

- о соблюдении правил игры.

Учащиеся должны знать:

- знать о здоровом образе жизни;

- знать о способах движений и передвижений человека;

- знать о причинах травматизма во время проведения динамических пауз и правилах их предупреждения.

 Учащиеся должны уметь:

- проявлять дисциплинированность, доброжелательность;

-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- овладеть двигательными навыками;

выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 

играть в подвижные игры;

- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 

соблюдать правила игры.

Личностные результаты

Регулятивные

результаты

Познавательные

результаты

Коммуникативные результаты

1.Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «здоровье».

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к занятиям физической культурой и спортом..

4.Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

5. Соблюдать гигиенические нормы.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях.

3. Определять план выполнения заданий  во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях.

4. Использовать в своей деятельности здоровье сберегающие технологии.

1.Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного курса.

2. Находить нужную информацию.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать, объекты на основе существенных признаков.

1. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать  в паре, группе.

Сроки реализации программы

На реализацию данной программы отводится 201…-201… учебный год.

На изучение отводится 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Изучение программного материала начинается с 1класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальности резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.


Тематический план занятий

Дата

Тема занятий

Содержание занятий

Сентябрь

Вводное занятие. Основы здорового  образа жизни.

Инструктаж по ТБ на занятиях.

Советы доктора Воды.

Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание

слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора

Воды. Игра «Доскажи словечко».

Осанка. Упражнения для формирования правильной осанки.

Игровые упражнения: «Пропеллер», «Аист», «Сделай фигуру!».

Друзья Вода и мыло.

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная

минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Зарядка дарит бодрость.

Комплекс упражнений утренней гимнастики.

Глаза – главные помощники человека.

Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра

«Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Основные положения головы, рук, туловища, ног.

Игровые упражнения: «Будь внимателен», «Затейники», «Вершки и корешки».

Подвижные игры.

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе»,

«Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Ходьба с сохранением правильной осанки.

Игровые упражнения: «Ходим в шляпах», «Слушай внимательно».

Октябрь

Чтобы уши слышали

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения

слуха.

Ходьба.

 Ходьба на носках, средним и широким шагом, по разметкам, переступая через препятствия, по линии, семенящим шагом, прыжками.

Почему болят зубы.

Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые

Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Упражнения на релаксацию.

Мышечное расслабление.  Расслабление мышц  плечевого пояса. Игровое упражнение « Медведи и пчёлы».

Чтобы зубы были здоровыми

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар».

Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щѐтка? Практическая работа. Разучивание

стихотворение. Тест.

Пальчиковые и малоподвижные игры.

Игровые упражнения: «Апельсин», «Братья-ленивцы».

Как сохранить улыбку красивой?

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы.

Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы».

Творческая работа.

Строевые упражнения.

Игровые упражнения: «Быстро встань в колонну», «Два и три», «Соревнование скороходов».

«Рабочие инструменты» человека.

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка.

Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.

Ноябрь

Строевые упражнения.

Игровые упражнения: «Хоровод», «Построй круг».

Подвижные игры.

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Подвижные игры.

Подвижные игры: «Мышеловка», «Воротики», «К своим флажкам».

Зачем человеку кожа.

Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя.

Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Бег. Подвижные игры.

«Салки»

Надѐжная защита организма.

Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная

минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.

Упражнения с предметами.

Игровые упражнения: «Мяч в корзину», «Успей поймать», «Передал-садись».

Если кожа повреждена.

Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Декабрь

Подвижные игры.

Подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Передача мяча по кругу», «Передача мяча в колонне».

Подвижные игры.

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весѐлая эстафета», «Поезд».

Танцевальные упражнения.

Питание – необходимое условие для жизни человека.

Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища.

Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра

«Продолжи сказку».

Упражнения без предметов

Упражнения для рук, туловища, ног, упражнения для осанки.

Здоровая пища для всей семьи.

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта.

Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые

правила питания.

Подвижные игры для развития общей выносливости .

Подвижные игры :«Кто дальше», «Шаг в шаг», «Морской бой».

Сон – лучшее лекарство

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации.

Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо –

хорошо».

Дыхание – важнейшая функция организма.

Дыхательные упражнения

Январь

Как настроение?

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных

слов. Тест.

Правила дыхания  при выполнении общеразвивающих  упражнений.

Скороговорки для дыхательных упражнений

Я пришѐл из школы.

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ

учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Равновесие.

Стойка на носках, стойка на одной ноге, вторая нога  согнута,  на гимнастической скамейке.

Подвижные игры по выбору детей.

Игровые упражнения.

«Разойдись – не упади», «Канатоходец», «Шагай через кочки», «Через холодный ручей».

Февраль

Равновесие.

«Разойдись – не упади», «Канатоходец», «Шагай через кочки», «Через холодный ручей».

. Я – ученик.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»

Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию

рассказовМ.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Подвижные игры для развития статического и динамического равновесия.

«Совушка», «Сигнал», «Сороконожка» и «Космонавты».

. Я – ученик.

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»

Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию

рассказовМ.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».

Подвижные игры  для развития точности движения рук, координации движений  в пространстве.

«Ловкие ребята», «Хитрая  лиса».

Вредные привычки.

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце».

Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая

работа в парах.

Лазание, перелезание.

«Салки. Ноги от земли»

Март

Вредные привычки.

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце».

Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая

работа в парах.

Лазание по гимнастической стенке произвольным способом

Подвижные игры

Разучивание игр «Золотое зѐрнышко», «Не зевай!», «Западня».

Подвижные игры .

Подвижные игры «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Белки в лесу».

Скелет – наша опора.

Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.


Апрель

Прыжки

Имитация прыжков птиц, животных; в длину с места, через резинку, прыжки по «кочкам».

Осанка – стройная спина! (1час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по

таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Прыжки в длину; через скакалку, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Игровые упражнения: «Добеги и прыгни», «Попрыгунчики».

Если хочешь быть здоров.

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа.

Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Подвижные игры для развития быстроты движений.

Подвижные игры: «Через кочки и пенечки», «Мяч соседу», «Воробьи и кошка», «Палочка – выручалочка».

Правила безопасности на воде.

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись

плавать». Имитация движений пловца.

Упражнения зрительной гимнастики.

Игровые упражнения: «Восьмерки», «Дирижер», «Танец змеи», «Пчела».

Подвижные игры.

Веселые старты.


Май

Подвижные игры для развития быстроты движений:

«Змейка», «Круговая  лапта».

Обобщающие занятия «Доктора здоровья».

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…»,

Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка

Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

Спортивная азбука. Спортивный праздник.

Малые олимпийские игры.


Список литературы

1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.

4. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.-Новокузнецк, 1999.5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.

5.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.

6.Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.

7. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.

8.Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.

9.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоѐ здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

10.Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.

11.Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997

12.Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.

13. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

14.Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.

15.Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.

16.Соковня-Семѐнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь-М.,1997

18.Татарникова Л.Г. , Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребѐнка – СПб., 1997

19.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.

20.Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.

21.Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский –М., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ШКОЛА ДОКТОРОВ ЗДОРОВЬЯ"

обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами...

Доклад " Внеурочная деятельность. Программа: " Путь к здоровью""

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  В настоящее время  в связи с переходом на но...

Программа внеурочной деятельности учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух». (разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)

   Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом...

Внеурочная деятельность Программа профилактики здорового образа жизни "Уроки здоровья

Программа профилактики здорового образа жизни, включает в себя внеурочную деятельность, расчитааную на 3 года. Для учащихся 2-4 классов. И приложение, к котором представлены разоаботки некоторых занят...

Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «В здоровом теле здоровый дух»

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «В здоровом теле здоровый дух»...