Урок гимнастики в школе. Кувырок назад в группировке
план-конспект урока по физкультуре (4 класс) на тему

Методика обучения акробатическим упражнениям: перекату назад в группировке с последующей опорой руками за головой и кувырку назад в группировке. План-конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект "кувырок назад"166 КБ

Предварительный просмотр:

Урок гимнастики в школе. Кувырок назад в группировке

Методика обучения акробатическим упражнениям.

В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражнений. Они предусмотрены с I по XI класс как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Перечень упражнений в целом невелик, однако благодаря своей динамичности и эмоциональности они широко используются на занятиях гимнастикой в школе и являются эффективным средством физического воспитания учащихся. При их выполнении воспитывается смелость, умение управлять своим телом во времени и пространстве, совершенствуется функция вестибулярного аппарата. Большое значение эти упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как скоростная сила, гибкость, ловкость, прыгучесть. Проведение акробатических упражнений не требует использования различных снарядов, поэтому организация занятий гимнастикой возможна в любой школе. Фронтальный, фронтально-посменный, поточный и игровой способы организации учащихся при выполнении этих упражнений способствуют значительному повышению плотности урока. Несложные и хорошо освоенные равновесия, стойки, «мосты» можно с успехом выполнять в подготовительной части урока, включать в различные подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий.

Здесь рассматриваются акробатические упражнения, составляющие базовый компонент комплексной программы. Их освоение позволит учащимся выполнить требования общегосударственного образовательного стандарта по физической культуре. При описании каждого упражнения даются техника выполнения, сопровождаемая рисунком или кинограммой, последовательность обучения, типичные ошибки, страховка и помощь.

Для освоения наиболее сложных упражнений рекомендуются обучающие программы.

Известно, что учащиеся I-IV классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатические упражнения. Однако к V-VII классам интерес начинает снижаться, а к VIII-XI классам — исчезает совсем. Подобное можно объяснить тем, что для младших школьников перекаты, кувырки и равновесия являются новинкой, но затем эти упражнения без больших изменений переходят вместе со школьниками из класса в класс, и интерес к ним, естественно, пропадает. Так не должно быть — зародив интерес к этим упражнениям, учитель физической культуры должен не только поддерживать его, но и развивать. Для этого необходимо изучать разнообразные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять и соединять с другими элементами, включать в игры, эстафеты.


Перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой

Техника выполнения. Это упражнение является подводящим для освоения первой части кувырка назад. Из упора присев сгруппироваться и выполнять перекат назад, в конце переката опереться ладонями о пол у головы, держа локтя и кисти параллельно.

Последовательность обучения.

  1. На расстоянии полушага от стенки, наклоняясь назад, поставить согнутые в локтях руки у головы.
  2. Из положения лежа на спине повторить и. п. для выполнения «моста», т. е. согнуть ноги в коленях и поставить согнутые в локтях руки на пол кистями около головы.
  3. Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой и перекат вперед.

Типичные ошибки.

  1. При постановке кистей сильно разведены локти.
  2. Локти и кисти непараллельны.
  3. Неодновременная постановка кистей. Страховка и помощь. При появлении ошибок помогать, стоя у головы, параллельно держать локти.

Кувырок назад в группировке.

Техника выполнения. Из упора присев, руки несколько впереди — тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев.

Последовательность обучения.

  1. Кувырок вперед.
  2. Из упора присев перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
  3. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор присев.

Типичные ошибки.

  1. Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону . кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).
  2. Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через голову.
  3. Неплотная группировка.
  4. Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания через голову.
  5. Медленное переворачивание.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости подтолкнуть под спину.


План – конспект для урока гимнастики для учащихся IV класса

Время – 45 минут

I. Образовательные задачи:

1)  учить кувырок назад в группировке (мальчики и девочки);

2)  совершенствовать лазанье по наклонно поставленным скамейкам в упоре присев и упоре стоя на коленях;

3)  учить игре «Мы веселые ребята».

II.  Оздоровительные задачи:

  1. формировать правильную осанку;
  2.  учить правильному дыханию при выполнении ОРУ.

III.  Воспитательные задачи:

  1. воспитывать умение выполнять коллективные действия;
  2. воспитывать умение чисто и красиво выполнять ОРУ;
  3. воспитывать умение четко и одновременно произносить слова речитатива в игре.

Место проведения: спортивный зал школы.

Дата _________

Инвентарь: гимнастические маты (5-6 шт.), гимнастические скамейки (3-4 шт.).

Части урока

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

I

Подготовительная часть  -  12´´

  1. Построение сообщение задач урока

1´

Обратить внимание на форму и умение находить свое место в шеренге.

  1. Повороты на месте

3-4 поворота

Во время поворотов туловище держать прямо,  следить, чтобы руки были прижаты.

3. Движение налево в обход с выполнением заданий:  1.На носках, руки на поясе;

 2. На пятках, руки за голову.

   

0,5 круга

0,5 круга

Следить за осанкой.

4. Бег с заданием: по первому хлопку – упор присев; по второму хлопку – бег.

2 круга  

 Обращать внимание на то,                                               как ученики реагируют на                                                     сигналы, все ли своевременно выполняют действия.

5. Движение налево в обход обычным шагом.

1 круг

Следить, чтобы шли в ногу под счет учителя, выполняли правильные движения руками.

6. Перестроение в кругу и размахивание на вытянутые руки.

Выполнить по распоряжению.  Взяться за руки и, отходя назад, разомкнуться. Учитель находится в кругу вместе с учениками.

7.  Общеразвивающие упражнения      8´

  1. И.п. – о.с.

1-2 – дугами наружу руки вверх; 3-4 – и.п.

8 раз

Выполнять раздельным способом. Поднимая руки вверх, посмотреть на них, сделать вдох, опуская руки – выдох. Следить за правильным положением рук.

2. И. п. – о.с.   1 – присесть, хлопок перед собой;  2 – и.п.

16 раз        

Хлопок выполнять одновременно, спина прямая.

3. И.п. – стойка, ноги врозь, руки за голову; 1-3 – три пружинящих наклона; 4 – и.п.

8 раз

Постепенно наклоны выполнять ниже.

4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе 1 – поворот туловища налево, руки в стороны; 2 – и.п.; 3-4 – то же в другую сторону.

8 раз

Следить, чтобы локти не опускались при поворотах, ноги оставались на месте.

5. И.п. – о.с., руки на поясе 1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе.

8 раз

6. Ходьба на месте

После прыжков подать команду: «На месте шагом – Марш!»

7. Перестроение по отделениям и установка мест занятий

При установки мест занятии каждому ученику дать  конкретное задание и проследить за выполнением.

II.

Основная часть – 23´

Акробатика  (девочки)

Перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой

Из упора присев сгруппироваться и выполнять перекат назад, в конце переката опереться ладонями о пол у головы, держа локти и кисти параллельно

Из упора присев кувырок назад в группировке

Вначале показать кувырок, обращая внимание на группировку, положение головы. При выполнении кувырка руки ставить несколько впереди – тяжесть тела перенести на руки. Отталкиваясь ногами, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опираясь на них , перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев.

  1.  Повторить группировку в

приседе, сидя и лежа

2-3 раза

В каждом положении по сигналу выполнить 2-3 раза фронтально. Обращать внимание на правильное положение рук, ног и головы.

  1.  Из упора присев перекат назад  в группировке с последующей опорой руками за головой.

2-3 раза

Группировка должна быть плотной.

3. Из упора присев кувырок назад в группировке в упор присев.

2-3 раза

Следить за правильной, точной постановкой рук.

Лазанье по наклонно поставленным скамейкам (мальчики): выполнять поточно по 4-5 человека на каждой скамейке.

1. Лазанье в упоре присев.

4 раза

Перестановку рук  делать поочередно.

2.  Лазанья к упоре стоя на коленях.

4 раза

Передвижение вначале     производить одноименным способом(правая рука, правая нога), затем разноименным способом (правая рука, левая нога).

Смена видов 

Выполнять организованно, можно в виде игры, кто быстрее построится у своего вида.

Игра «Мы веселые ребята».

2 раза

Правила игры и описание на карточке.

III.

Заключительная часть        5´

1.Построение в одну шеренгу

2. Игра на внимание «Карлики-великаны».

1 раз

Правила игры в игровой карточке.

3.Подведение итогов урока.

4.Домашнее задание: повторить группировки.

5. Организованный уход.

Замечания по уроку:


Анализ урока:

Поставленные задачи в ходе урока были решены: класс вначале и в конце урока по сигналу учителя организованно и быстро строится. Большинство детей правильно, четко выполняли все упражнения и элементы, также запомнили речитатив игры, играли дружно, согласно правилам.

Техника безопасности соблюдена.

Задано домашнее задание: повторение группировки, данное подводящее упражнение не требует страховки и помощи, дети могут тренировать его дома самостоятельно. 


Список использованных источников

  1. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студ.  высш . учеб. Заведений. – М.: Гуманит.  изд.  центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.;
  2. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб.  заведений/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел "гимнастика". Технологическая карта урока для 2 класса «Кувырок вперед в упор присев в группировке»

технологическая карта урока по гимнастике "Кувырок вперед в упор присев в группировке" для 2 класса...

Кувырок назад.

Овладение акробатическими упражнениями – разновидностями группировок и перекатов, кувырком назад и необходимыми знаниями об основах техники для их успешного выполнения...

Технологическая карта урока физической культуры на тему: "Кувырок назад" 3 класс

Технологическая карта урока физической культуры по разделу "Гимнастика" 3 класс. Тема: "Кувырок назад"....

План-конспект урока физической культуры для 4 класса "Упоры, группировки. Кувырок вперёд, кувырок назад"

Тема: Упоры, группировки. Кувырок вперёд, кувырок назадТип урока: учебно-тренировочныйЦель урока: всестороннее воздействие на все системы организма учащихся, формирование развития физических качеств к...

Конспект урока по физической культуре 4 класс "Кувырок назад. Ходьба по гимнастической скамейке"

Вид подготовки: ГимнастикаТема урока: Кувырок назад. Ходьба по гимнастической скамейке. Подвижная игра «Посадка картофеля»....

Конспект урока "Кувырок назад"

Цель урока: Создание условий для правильного выполнения кувырка назад и лазанья по канатуЗадачи:1.Научить выполнять кувырки назад и лазанье по канату;2.Развить физические качества и умение общаться со...