Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов УМК "Школа 21 века"
рабочая программа по физкультуре на тему

Тихонова Наталья Николаевна

Рабочая программа по физическая культуре (развитие двигательной активности) для 1-4 классов МБОУ «СШ №43» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования;
- примерной основной  образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 апреля 2015 г. № 1/15)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физической культуре (час двигательной активности)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физическая культуре (развитие двигательной активности) для 1-4 классов МБОУ «СШ №43» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования;

- примерной основной  образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 апреля 2015 г. № 1/15);

 - приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»,

- региональной программы по экологии для образовательных учреждений Ханты-мансийского автономного округа – Югры.  Гребенюк Г.Н. Иванова Н.А., Овечкина Е.С. , Ханты-Мансийск – 2012;

- программой «Физвоспитание» В. И.Лях, Т. Б. Мейксун – Москва, 2013 г.  

- программой начального общего образования МБОУ «СШ № 43» на 2012-2017 учебный год.

- авторской программы Глебовой Л. Д. «Подвижные игры» и «Путешествие по тропе здоровья»- Москва, 2013 г.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Целью рабочей программы является совершенствование двигательных умений и навыков младших школьников посредством подвижных и спортивных игр.

Задачи:

• создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;

• формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;

• развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;

• развивать коммуникативные навыки;

• стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;

 • развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;

• воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;

• формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.

Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:

- формирование у обучающихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;

- учет готовности обучающихся к разным формам сотрудничества;

- эмоционально-стимулирующее общение учителя с обучающимися и обучающихся друг с другом;

 - занимательность процесса обучения;

- расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий.

        Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках урока двигательной активности в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогут предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

        Подвижные игры — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры.

Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и  координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными традициями и культурой.

Регулярное включение в учебный процесс различных видов игр позволяет направленно развивать и совершенствовать двигательные функции ребенка, в результате чего формируется новый, более высокий уровень развития таких физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, осваиваются новые виды движений.

Знакомство с русскими народными играми, играми народов России и народов Ханты-Мансийского автономного округа является неотъемлемой частью художественного и физического воспитания, У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных народов, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.

Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь коллектив, несут в себе большой эмоциональный заряд, а это способствует более полноценному отдыху.

Таким образом, программа направлена на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.

Для физиологического комфорта детей нужно выбрать наиболее удачное время и место проведения игр и игровых упражнений, регулировать их длительность. Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе. Особого внимания заслуживает вопрос о широком внедрении в быт школьников правильного использования зимних игр на воздухе. Важно дать всем школьникам элементарное представление о том, что зимой имеется очень много возможностей для интересных, увлекательных и полезных для здоровья игр на воздухе. Надо рассеять встречающуюся у младших школьников боязнь холодного воздуха. Наиболее оптимальные условия для проведения игр на свежем воздухе в зимнее время: температура воздуха – 10 – 12 градусов при относительном безветрии. Занятия со школьниками младших классов на улице при температуре ниже 16 – 18 градусов не рекомендуются. Однако активные движения детей нужно чередовать с отдыхом, чтобы избежать перегрева и возможного последующего переохлаждения. В холодную погоду на открытом воздухе не рекомендуются игры с пением, речитативом. Особое внимание следует уделить предупреждению травматизма младших школьников во время игр на открытом пространстве. Нередко скамейки, столбы и другие предметы бывают расположены слишком близко от границы игровой площадки, ученики, не всегда точно рассчитывая свои силы, направление движения и др., с разбегу наталкиваются на них. Травмы возникают и в тех случаях, когда дети обуты не в спортивную, а обычную обувь.

  1. Место предмета в плане школы

Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объем 135ч. Соответственно: 1 класс – 33 часа. 2 класс – 34 часа. 3 класс -34часа. 4 класс – 34 часа.

Форма реализации программы: дополнительный (3-й) час урока физической культуры.

Основные направления реализации программы:

- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

- организация и проведение разнообразных мероприятий оздоровительного характера;

- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

- организация и проведение подвижных игр, активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольное поле).

Ожидаемый результат:

• действенная поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;

• стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности;

 • наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;

• влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;

• формирование навыков самоорганизации культурного досуга.

Группировка игр по преимущественному проявлению у учащихся физических качеств.

Игры, в которых преимущественно проявляются

Характеристика игровых действий

Игры

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам).

“Салки”, “Ловкая подача”,  “Ловкие и меткие”

Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием)

Быстрота

Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры, с короткими перебежками типа догоняй-убегай

“Шишки, желуди, орехи”

“День и ночь”

Эстафета на полосе препятствий

 Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях.

Сила        

Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера        

“Сильный бросок”

“Бой петухов”

“Перетягивание через черту”

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями

“Бег командами”

“Не давай мяча водящему”

“Перетягивание каната”

Учебно-тематический план

Разделы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Знакомство с курсом. Введение понятий: «игра», «правила игры».

1

1

1

1

2

Здоровый образ жизни

1

1

1

1

3

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

1

1

1

1

4

Личная гигиена

1

1

1

1

5

Профилактика травматизма

4

3

3

2

6

Нарушение осанки

2

2

1

1

7

Подвижные игры

23

25

26

27

Итого

33

34

34

34

Содержание программы

        Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.

Содержание уроков объединяет  в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, НОТ школьника и ОБЖ, учитывает природно-климатические условия и традиции нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

1-й раздел – «Русские народные игры», изучается с 1-4 класс.

2-й раздел – «Игры народов России»,  изучается в 3-4 классах.

3-й        раздел – «Игры Ханты-Мансийского автономного округа», изучается в 4-м классе.

4-й        раздел – «Подвижные игры», изучается в 1-4 классах.

5-й        раздел – «Эстафеты», изучается в 1-3 классах

6-й        раздел – «Тропа Здоровья», изучается с 1-го по 4-и класс.

        I РАЗДЕЛ «Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

        II РАЗДЕЛ «Игры народов России»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

        III РАЗДЕЛ «Игры Ханты-Мансийского автономного округа»

Цели: включить в работу региональный компонент, через знакомство детей с народами, проживающими на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Развивать внимание, быстроту и ловкость. Воспитывать интерес к жизнедеятельности других народностей.

IV РАЗДЕЛ «Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

        V РАЗДЕЛ «Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакции, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

        VI РАЗДЕЛ  «Тропа здоровья»

Цели: через практические навыки, умения познакомить учащихся со своим организмом, то есть с самим собой. Развивать знания в области сохранения организма здоровым, начиная с детства.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для учащихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Учебно-методическое обеспечение

Электронные образовательные ресурсы:

Сайты.

№ п\п

Название

Педсовет_su - сайт

Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/

Про школу.ru - сайт

Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru

Материально-техническое обеспечение программы

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.Мультимедийный проектор

3.Антибликовая (интерактивная) доска

4.Компьютер, презентационное оборудование.

5.Документ-камера

6.Принтер

7.Сканер

8. Выход в Интернет,

9. Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом.

Учебно-методическая литература

  1. В.И. Лях, А.А. Зданевич.; «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», Москва:«Просвещение»,2010;
  2. А.Ю. Патрикеев «Подвижные игры в спортзале»,»Феникс»,  2015;

8. Планируемые результаты

        Личностными результатами программы «Развитие двигательной активности»  является формирование следующих умений:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни

Метапредметными результатами программы «Развитие двигательной активности»  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

- планирование общей цели и пути её достижения;

- распределение функций и ролей в совместной деятельности;

- конструктивное разрешение конфликтов;

- осуществление взаимного контроля;

- оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);

- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Оздоровительные результаты программы:

Первостепенным результатом реализации программы является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Программа реализует направления спортивно-оздоровительной деятельности:

- двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;

- развитие физических способностей;

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

- развитие  психических и нравственных качеств;

- повышение социальной и трудовой активности;

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре в 1-4 классах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством...

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1-4 класса

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 класса

Распределение учебного времени при реализации программного материала по физической культуре (1–4 классы)№ п/пВид программного материалаКоличество часов (уроков)КлассIIIIIIIV1Базовая часть817878781....

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов

Уровень  изучения учебного материала базовый. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного п...

Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс

Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по физической культуре.Школа России.Автор:Лях.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов ФГОС НОО

Рабочая программа по физической культуре  предназначена для педагогов, работающих в начальной школе по ФГОС НООРабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов...