Адаптированная программа для 1 класса с интеллектуальными нарушениями по ФГОС
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Михалев Максим Александрович

Пояснительная записка

            Примерная рабочая программа по предмету физическая культура для 1 дополнительного класса разработана в соответствии со следующими документами:

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

Цели примерной рабочей программы по физической культуре

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве задач реализации содержания учебного предмета физическая культура в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы определяет следующие:

1.               Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.

2.               Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.

3.               Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других.

4.               Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.

5.               Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.

6.               Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.

7.               Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ПАООП) в качестве цели изучения физической культуры в(I¹) I–IVклассах определяет всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекцию недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальную адаптацию.Соответственно, задачами выступают:

1.   Коррекция нарушений физического развития;

2.   Формирование двигательных умений и навыков;

3.   Развитие двигательных способностей в процессе обучения;

4.   Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

5.   Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

6.   Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

7.   Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

8.   Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

9.   Формирование познавательных интересов, сообщение доступных  теоретических сведений по физической культуре;

10.            Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

11.            Воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

- обогащение чувственного опыта;

- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

- формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Исходя из этого, целью примерной рабочей программы по физической культуре для 1 подготовительного класса является укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни, воспитание интереса к занятиям физической культурой.

Данная цель конкретизируется в виде последовательного решения следующих задач:

1.           Образовательные задачи включают два основных аспекта: первый связан с овладением техникой основных движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, гимнастических, легкоатлетических упражнениях и подвижных играх; второй - с формированием основ гигиенических знаний, знаний о технике безопасности на занятиях физической культурой и технике выполнения физических упражнений.

2.           Воспитательные задачи направлены на формирование устойчивого интереса к физической культуре и воспитание нравственных качеств и свойств личности.

3.           Развивающие задачи концентрируются в области развития физических способностей ребенка: координационных, скоростных, силовых, общей выносливости, гибкости.

4.           Оздоровительные задачи имеют двухкомпонентную структуру - они призваны, во-первых, развивать возможности систем организма, а, во-вторых, направлены на профилактику и коррекцию соматических заболеваний и нарушений здоровья. 

5.           Коррекционные задачи направлены на коррекцию двигательных нарушений и развитие волевой сферы.

         Общая характеристика учебного предмета

Физическая культура, несомненно, является одним из важнейших предметов учебного плана, поскольку решает широкий спектр задач связанных не только с формированием жизненно важных движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях или коррекцией нарушений локомоций ребенка, но, и непосредственно связана с укреплением здоровья и развитием возможностей систем организма ребенка, как наиболее важной составляющей вообще процесса образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Спектр столь широко обозначенных задач, несомненно, может быть решен только всей совокупностью урочной и внеурочной деятельности, приобретением опыта социального взаимодействия в процессе проведения массовых спортивных событий, а также участием ребенка в физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

Место физической культуры в учебном плане

Учебный предмет физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В примерном годовом учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I¹) I–IV классы ПАООП для первого подготовительного класса предусмотрено 99 часов в год.

Таблица 1 - Количество часов, отводимых на освоение разделов учебного предмета физическая культура в 1 подготовительном классе

 

Содержание программы

Образовательный компонент

Знания о физической культуре

Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).

Способы физкультурной деятельности

Выполнение утренней зарядки; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Гимнастика

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Легкая атлетика

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3х10 м, бег с изменением частоты шагов.

Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

Метание малого мяча на дальность из-за головы.

Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; со скакалкой.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: ступающий и скользящий шаг.Спуски в основной стойке.Повороты на месте «переступанием».

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».

На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет», «Кто быстрее взойдет на горку».

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».

Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».

Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

2. Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

Примечание

1

Основы знаний

4

 

2

Гимнастика

32

 

3

Легкая атлетика

37

 

4

Подвижные игры

26

 

 

ИТОГО

99

 

 

Личностные и предметные результаты освоения физической культуры

Рассматривая иерархию результатов освоения учебного предмета физическая культура нужно акцентировать внимание, на том, что в Стандарте ведущее место принадлежит личностным результатам. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия. Перечень личностных результатов, представленных в п. 4.2. Стандарта достаточно обширен, вместе с тем, в одном из пунктов этого перечня сформулированы личностные результаты, имеющие непосредственное отношение к физической культуре, а именно:  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Итак, к  личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств,проявлениедоброжелательности,эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;   

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Предметные результаты освоения АООП по предмету физическая культура согласно п. 4.3. Стандарта должны отражать:

1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);

2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;

3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;

4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.

Уровни предметных результатов: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет. Эти уровни обязательны для всех учебных предметов.

Предметные результаты по Физической культуре:

Минимальный уровень:

·     представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

·     выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

·     знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

·     выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

·     ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

·     взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

·     знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

·         практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

·         самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

·         владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

·         выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

·         подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.

·         совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

·         оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

·         знание спортивных традиций своего народа и других народов;

·         знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

·         знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

·         знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

·         соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

       Предметные результаты являются тем базисом, на который «наращиваются» личностные результаты и жизненные компетенции. В области физической культуры это триединство технической, физической теоретический подготовленности (сформированность знаний в области физической культуры) обучающихся.

Ключевым ориентиром построения процесса физического воспитания в 1 дополнительном классе является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием (п.1.6. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственнойотсталостью(интеллектуальными нарушениями). В связи с этим, основной акцент в подборе содержания сделан на освоении основных движений и развитие тех физических способностей ребенка, для которых данный возрастной период является наиболее благоприятным.

Содержание программы отражено в четырех разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры».

Таблица 2 – Освоение разделов примерной рабочей программы в течение учебного года

      Номер урока

Раздел

1

2-27

28

29-48

49

50-75

76

77-88

89-99

Основы знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легкая атлетика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый первый урок в четверти начинается разделом «Основы знаний». Освоение легкой атлетики предусмотрено в первой и четвертой четвертях, так как занятия по этому разделу могут проводиться на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по опосредованному закаливанию учащихся. Раздел «Гимнастика» расположен во второй четверти и начале четвертой, а подвижные игры осваиваются в третьей четверти. В течение учебного года на освоение одного комплекса общеразвивающих упражнений (далее - ОРУ) и одной коррекционной игры отводится три урока. Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений и навыков: этапу разучивания основного движения отводится один урок, этапу повторения и закрепления техники разучиваемого движения отводится последующий урок (уроки).

В примерной рабочей программе представлен избыточный перечень средств, который может быть скорректирован учителем в зависимости от исходного состояния здоровья и подготовленности детей.

Программой предусмотрены следующие виды работы: беседы, выполнение физических упражнений. Кроме этого, в содержание первого и последнего уроков включен  контроль физической подготовленности. Тесты должны подбираться исходя из задачи комплексной оценки развития двигательных способностей ребенка: силовых, скоростных, координационных, гибкости и общей выносливости. При подборе тестов предпочтение необходимо отдавать таким, которые наименее зависимы от сформированности двигательного умения, поскольку не сформированное умение, например, в метании на дальность окажет влияние на результат теста и объективно не отразит развитие скоростно-силовых способностей.  К тестам, реультаты которых наименее зависимы от уровня овладения техникой выполнения можно отнести: кистевую динамометрию (силовые способности), бег с ходу (скоростные или общая выносливость в зависимости от дистанции), наклон вперед из седа (гибкость) и т.д.

 

3. Календарно-тематическое планирование

 

Тема урока

Дата

 

1

Сообщение теоретических сведений.

 

 

Раздел программы легкая атлетика -26 часов

 

2-4

Ходьба и бег в колонне.

 

5-7

Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу

 

8-10

Непрерывный бег в среднем темпе

 

11-13

Прыжки на двух ногах

 

14-16

Прыжки с ноги на ногу

 

17-19

Прыжки через предметы

 

20

Метание с места.

 

21-23

Метание с места в горизонтальную цель

 

24-25

Метание с места в вертикальную цель

 

26-27

Метание мяча из седа из-за головы

 

 

Раздел программы основы знаний – 1 час

 

28

Сообщение теоретических сведений.

 

 

Раздел программы гимнастика – 21 час

 

29-31

Коррекция нарушений здоровья

 

32-34

Ползание по гимнастический скамейке

 

35-37

Ползание по наклонной гимнастический скамейке

 

38-43

Упражнения в равновесии

 

44-48

Лазание по гимнастической стенке

 

 

Раздел программы основы знаний – 1 час

 

49

Сообщение теоретических сведений.

 

 

Раздел программы подвижные игры – 26 часов

 

50-51

Подвижные игры с бегом

 

52-53

Подвижные игры с прыжками

 

54-75

«Школа мяча»

 

 

Раздел программы основы знаний – 1 час

 

76

Сообщение теоретических сведений.

 

 

Раздел программы гимнастика – 12 часов

 

77-82

Корригирующие упражнения

 

83-85

Ползание

 

86-88

Упражнения в равновесии

 

 

Раздел программы легкая атлетика – 11 часов

 

89-91

Медленный бег.

 

92-94

Чередование бега и ходьбы на расстоянии

 

95-97

Быстрый  бег.

 

98-99

Метание с места на дальность

 

 

4. Учебно-методическое обеспечение

Для учителя

Для уч-ся

Для родителей

Методическая литература

Физическая культура 1-4 кл. В.И.Лях. -  М. «Просвещение» 2014г.

 

 

Физическая культура 2 кл. А.П.Матвеев. -  М. «Просвещение» 2014г.

 

 

Физическая культура гимнастика1-4 кл. И.П.Винер, Н.М.Горбулина, О.Д.Цыганкова. -  М. «Просвещение» 2014г

 

  

5. Материально-техническое оснащение

1

Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

2

Методические издания по физической культуре для учителей

3

Таблица по стандартам физического развития и физической подготовленности

4

Плакаты методические

5

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения

6

Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях)

7

Аудиозаписи

8

Мультимедийный проектор

9

Экран (навесной)

10

Учебно-практическое оборудование

 

Коррекционно - воспитательный компонент

Материал программы позволяет значительную часть уроков проводить на свежем воздухе, который благотворно действует на терморегуляторный механизм, повышая его адаптацию, в результате чего оздоровительный эффект занятий повышается.

Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.                           Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с ослабленным здоровьем являются:

·       укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация наруше­ний, вызванных заболеванием;

·       улучшение показателей физического развития;

·       закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

·       овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом имеющихся у него заболеваний;

·       освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;

·       формирование навыков правильного дыхания при статических поло­жениях и передвижениях;

·       постепенная адаптация организма к воздействию физических нагру­зок, расширение диапазона функциональных возможностей физиоло­гических систем организма;

·       обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;

·       формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

·       соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

При решении задач физического воспитания учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.

Контроль уровня обученности

Программой предусмотрено выполнение некоторых упражнений на результат, но это не в целях учета успеваемости, а с целью предоставления обучающимся возможности испытать свои силы, ознакомиться со своими достижениями, а учителю определить их уровень физической подготовленности.

Контрольные нормативы (13 упражнений) принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в зависимости от возраста, пола и группы здоровья.  

Достижения обучающихся

            В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 2 класса должны:

иметь представление:

  • о зарождении древних Олимпийских игр;
  • о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
  • о правилах проведения закаливающих процедур;
  • об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;

уметь:

  • определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
  • вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
  • выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
  • выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
  • выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
  • демонстрировать уровень физической подготовленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultura_1a_fgos.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Примерная рабочая программа по предмету физическая культура для 1 дополнительного класса разработана в соответствии со следующими документами:

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26);

Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

Цели примерной рабочей программы по физической культуре

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве задач реализации содержания учебного предмета физическая культура в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы определяет следующие:

  1. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
  2. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
  3. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других.
  4. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.
  5. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
  6. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
  7. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ПАООП) в качестве цели изучения физической культуры в(I¹) I–IVклассах определяет всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекцию недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальную адаптацию.Соответственно, задачами выступают:

  1. Коррекция нарушений физического развития;
  2. Формирование двигательных умений и навыков;
  3. Развитие двигательных способностей в процессе обучения;
  4. Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
  5. Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
  6. Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
  7. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  8. Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
  9. Формирование познавательных интересов, сообщение доступных  теоретических сведений по физической культуре;
  10. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
  11. Воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

- обогащение чувственного опыта;

- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

- формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Исходя из этого, целью примерной рабочей программы по физической культуре для 1 подготовительного класса является укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни, воспитание интереса к занятиям физической культурой.

Данная цель конкретизируется в виде последовательного решения следующих задач:

  1. Образовательные задачи включают два основных аспекта: первый связан с овладением техникой основных движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, гимнастических, легкоатлетических упражнениях и подвижных играх; второй - с формированием основ гигиенических знаний, знаний о технике безопасности на занятиях физической культурой и технике выполнения физических упражнений.
  2. Воспитательные задачи направлены на формирование устойчивого интереса к физической культуре и воспитание нравственных качеств и свойств личности.
  3. Развивающие задачи концентрируются в области развития физических способностей ребенка: координационных, скоростных, силовых, общей выносливости, гибкости.
  4. Оздоровительные задачи имеют двухкомпонентную структуру - они призваны, во-первых, развивать возможности систем организма, а, во-вторых, направлены на профилактику и коррекцию соматических заболеваний и нарушений здоровья.  
  5. Коррекционные задачи направлены на коррекцию двигательных нарушений и развитие волевой сферы.

        Общая характеристика учебного предмета

Физическая культура, несомненно, является одним из важнейших предметов учебного плана, поскольку решает широкий спектр задач связанных не только с формированием жизненно важных движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях или коррекцией нарушений локомоций ребенка, но, и непосредственно связана с укреплением здоровья и развитием возможностей систем организма ребенка, как наиболее важной составляющей вообще процесса образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Спектр столь широко обозначенных задач, несомненно, может быть решен только всей совокупностью урочной и внеурочной деятельности, приобретением опыта социального взаимодействия в процессе проведения массовых спортивных событий, а также участием ребенка в физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

Место физической культуры в учебном плане

Учебный предмет физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В примерном годовом учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I¹) I–IV классы ПАООП для первого подготовительного класса предусмотрено 99 часов в год.

Таблица 1 - Количество часов, отводимых на освоение разделов учебного предмета физическая культура в 1 подготовительном классе

Содержание программы

Образовательный компонент

Знания о физической культуре

Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).

Способы физкультурной деятельности

Выполнение утренней зарядки; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Гимнастика

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Легкая атлетика

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3х10 м, бег с изменением частоты шагов.

Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

Метание малого мяча на дальность из-за головы.

Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; со скакалкой.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: ступающий и скользящий шаг.Спуски в основной стойке.Повороты на месте «переступанием».

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».

На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет», «Кто быстрее взойдет на горку».

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».

Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».

Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

2. Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

Примечание

1

Основы знаний

4

2

Гимнастика

32

3

Легкая атлетика

37

4

Подвижные игры

26

ИТОГО

99

Личностные и предметные результаты освоения физической культуры

Рассматривая иерархию результатов освоения учебного предмета физическая культура нужно акцентировать внимание, на том, что в Стандарте ведущее место принадлежит личностным результатам. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия. Перечень личностных результатов, представленных в п. 4.2. Стандарта достаточно обширен, вместе с тем, в одном из пунктов этого перечня сформулированы личностные результаты, имеющие непосредственное отношение к физической культуре, а именно:  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Итак, к  личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств,проявлениедоброжелательности,эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Предметные результаты освоения АООП по предмету физическая культура согласно п. 4.3. Стандарта должны отражать:

1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);

2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;

3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта;

4) умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.

Уровни предметных результатов: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся, достаточный – нет. Эти уровни обязательны для всех учебных предметов.

Предметные результаты по Физической культуре:

Минимальный уровень:

  • представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
  • знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
  • выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
  • взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
  • знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

  • практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
  • самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
  • владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
  • выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
  • подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
  • совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
  • оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
  • знание спортивных традиций своего народа и других народов;
  • знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
  • знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
  • знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
  • соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

        Предметные результаты являются тем базисом, на который «наращиваются» личностные результаты и жизненные компетенции. В области физической культуры это триединство технической, физической теоретический подготовленности (сформированность знаний в области физической культуры) обучающихся.

Ключевым ориентиром построения процесса физического воспитания в 1 дополнительном классе является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием (п.1.6. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственнойотсталостью(интеллектуальными нарушениями). В связи с этим, основной акцент в подборе содержания сделан на освоении основных движений и развитие тех физических способностей ребенка, для которых данный возрастной период является наиболее благоприятным.

Содержание программы отражено в четырех разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры».

Таблица 2 – Освоение разделов примерной рабочей программы в течение учебного года

      Номер урока

Раздел

1

2-27

28

29-48

49

50-75

76

77-88

89-99

Основы знаний

Легкая атлетика

Гимнастика

Подвижные игры

Каждый первый урок в четверти начинается разделом «Основы знаний». Освоение легкой атлетики предусмотрено в первой и четвертой четвертях, так как занятия по этому разделу могут проводиться на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по опосредованному закаливанию учащихся. Раздел «Гимнастика» расположен во второй четверти и начале четвертой, а подвижные игры осваиваются в третьей четверти. В течение учебного года на освоение одного комплекса общеразвивающих упражнений (далее - ОРУ) и одной коррекционной игры отводится три урока. Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений и навыков: этапу разучивания основного движения отводится один урок, этапу повторения и закрепления техники разучиваемого движения отводится последующий урок (уроки).

В примерной рабочей программе представлен избыточный перечень средств, который может быть скорректирован учителем в зависимости от исходного состояния здоровья и подготовленности детей.

Программой предусмотрены следующие виды работы: беседы, выполнение физических упражнений. Кроме этого, в содержание первого и последнего уроков включен  контроль физической подготовленности. Тесты должны подбираться исходя из задачи комплексной оценки развития двигательных способностей ребенка: силовых, скоростных, координационных, гибкости и общей выносливости. При подборе тестов предпочтение необходимо отдавать таким, которые наименее зависимы от сформированности двигательного умения, поскольку не сформированное умение, например, в метании на дальность окажет влияние на результат теста и объективно не отразит развитие скоростно-силовых способностей.  К тестам, реультаты которых наименее зависимы от уровня овладения техникой выполнения можно отнести: кистевую динамометрию (силовые способности), бег с ходу (скоростные или общая выносливость в зависимости от дистанции), наклон вперед из седа (гибкость) и т.д.

3. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

1

Сообщение теоретических сведений.

Раздел программы легкая атлетика -26 часов

2-4

Ходьба и бег в колонне.

5-7

Бег в среднем темпе с переходом на ходьбу

8-10

Непрерывный бег в среднем темпе

11-13

Прыжки на двух ногах

14-16

Прыжки с ноги на ногу

17-19

Прыжки через предметы

20

Метание с места.

21-23

Метание с места в горизонтальную цель

24-25

Метание с места в вертикальную цель

26-27

Метание мяча из седа из-за головы

Раздел программы основы знаний – 1 час

28

Сообщение теоретических сведений.

Раздел программы гимнастика – 21 час

29-31

Коррекция нарушений здоровья

32-34

Ползание по гимнастический скамейке

35-37

Ползание по наклонной гимнастический скамейке

38-43

Упражнения в равновесии

44-48

Лазание по гимнастической стенке

Раздел программы основы знаний – 1 час

49

Сообщение теоретических сведений.

Раздел программы подвижные игры – 26 часов

50-51

Подвижные игры с бегом

52-53

Подвижные игры с прыжками

54-75

«Школа мяча»

Раздел программы основы знаний – 1 час

76

Сообщение теоретических сведений.

Раздел программы гимнастика – 12 часов

77-82

Корригирующие упражнения

83-85

Ползание

86-88

Упражнения в равновесии

Раздел программы легкая атлетика – 11 часов

89-91

Медленный бег.

92-94

Чередование бега и ходьбы на расстоянии

95-97

Быстрый  бег.

98-99

Метание с места на дальность

4. Учебно-методическое обеспечение

Для учителя

Для уч-ся

Для родителей

Методическая литература

Физическая культура 1-4 кл. В.И.Лях. -  М. «Просвещение» 2014г.

Физическая культура 2 кл. А.П.Матвеев. -  М. «Просвещение» 2014г.

Физическая культура гимнастика1-4 кл. И.П.Винер, Н.М.Горбулина, О.Д.Цыганкова. -  М. «Просвещение» 2014г

  

5. Материально-техническое оснащение

1

Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

2

Методические издания по физической культуре для учителей

3

Таблица по стандартам физического развития и физической подготовленности

4

Плакаты методические

5

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения

6

Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях)

7

Аудиозаписи

8

Мультимедийный проектор

9

Экран (навесной)

10

Учебно-практическое оборудование

Коррекционно - воспитательный компонент

Материал программы позволяет значительную часть уроков проводить на свежем воздухе, который благотворно действует на терморегуляторный механизм, повышая его адаптацию, в результате чего оздоровительный эффект занятий повышается.

Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.                             Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с ослабленным здоровьем являются:

  • укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
  • улучшение показателей физического развития;
  • закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
  • овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом имеющихся у него заболеваний;
  • освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • формирование навыков правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;
  • постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
  • формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

При решении задач физического воспитания учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.

Контроль уровня обученности

Программой предусмотрено выполнение некоторых упражнений на результат, но это не в целях учета успеваемости, а с целью предоставления обучающимся возможности испытать свои силы, ознакомиться со своими достижениями, а учителю определить их уровень физической подготовленности.

Контрольные нормативы (13 упражнений) принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в зависимости от возраста, пола и группы здоровья.  

Достижения обучающихся

        В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 2 класса должны:

иметь представление:

  • о зарождении древних Олимпийских игр;
  • о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
  • о правилах проведения закаливающих процедур;
  • об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;

уметь:

  • определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
  • вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
  • выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
  • выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
  • выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
  • демонстрировать уровень физической подготовленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащегося 2 класса с интеллектуальными нарушениями ( 8 вид)

Данная программа используется для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Содержит пояснительную записку ( планируемые результаты личностные и предметные; содержание программы)....

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предметные  результаты:Учащиеся должны знать:- использовать простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.- иметь представления об окружающих людях: овладение первоначальными...

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Чтение» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета«Чтение» для обучающихся по адаптированнойосновной общеобразовательной программес умственной отсталостью (интеллектуальными...

Адаптированная образовательная программа для обучающегося с интеллектуальными нарушениями (с умственной отсталостью) ученика 4 класса

У ребенка не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взросло...

Адаптированные программы для детей с интеллектуальными нарушениями 1 класс

Адаптированные рабочие программы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 класс...

Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 1 класс

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯПРОГРАММА РАЗВИТИЯобучающегося с интеллектуальными нарушениями(вариант 2)1 класса...