РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающейся области «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnoe_razvitie_1b.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»

Согласована на заседании Управляющего совета  от 29.08.2017 протокол № 2

Принята  на заседании педагогического совета от 30.08.2017 протокол №1

Утверждена приказом по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» от 30.08.2017 № 102

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса коррекционно – развивающейся области

«ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

для 1 «Б» класса

Программа предназначена для реализации в 2017 – 2018 учебном году.

Составитель: учитель Хвостик Е.В.

Пояснительная записка.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.

Целью занятий - работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Основные задачи:

  • мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
  • поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
  • улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;
  • стимуляция появления новых движений;
  •  обучение переходу из одной позы в другую;
  • развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни;
  • мотивация двигательной активности;
  • развитие моторной ловкости;
  • развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
  • формирование ориентировки в пространстве.

Общая характеристика коррекционного курса

Содержание курса «Двигательное развитие»  в АООП (вариант 2) включает в себя 4 раздела: «Упражнения  для придания и поддержания правильного положения тела», «Упражнения с предметами», «Расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений», «Освоение новых способов передвижения».

Содержание каждого раздела представлено по принципу «от простого к сложному». Для коррекционно-развивающей работы с учащимися с тяжелой или глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития значим индивидуальный подход, ориентированный на особенности, интерес и потребности каждого ребенка в повседневной жизни.

Личностные и предметные результаты освоения курса.

  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
  • владение правилами поведения в учебной ситуации;
  • доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;
  • владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом.

Место коррекционного курса в учебном плане

Программа  коррекционного курса «Двигательное развитие»  находится в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. На освоении данного коррекционного курса отводится по 2 часа в неделю: в 1 классе - 66 часов (33 учебные недели).

Содержание коррекционных занятий

  • Упражнения  для придания и поддержания правильного положения тела.

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед  в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами.

  • Упражнения с предметами.

Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы). Бросание мяча одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой).

  • Расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.

Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе) Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево).

  • Освоение новых способов передвижения.

Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».

Опора на предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».  

Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега).

Тематическое планирование

 п/п

Название раздела,  темы

Количество часов

1.

Упражнения  для придания и поддержания правильного положения тела.

24

1.1.

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя.

4

1.2.

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед  в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).

4

1.3.

Повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя),

4

1.4.

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».

4

1.5.

Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание

4

1.6.

Выполнение движений плечами.

4

2.

Упражнения с предметами

20

2.1.

Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы),

5

2.2.

Бросание мяча одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы).

5

2.3.

Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой).

5

2.4.

Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой)

5

3.

Расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений

12

3.1.

Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры).

4

3.2.

Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе)

4

3.3.

Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево).

4

4.

Освоение новых способов передвижения

12

4.1.

Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину.

4

4.2.

Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках ).

4

4.3.

 Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».  

4

Материально – техническое  обеспечение образовательной деятельности

Техническое оснащение курса включает: гимнастические мячи различного диаметра, коврики, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов

Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы

Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»

Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Школа, вот и Я» для учащихся 1-2 классов

Цель: Формирование и развитие механизмов адаптацииЗадачи программы:-Формирование позитивного взаимодействия с психологом;-Снятие эмоционального и мышечного напряжения;-Снижение уровня тревожности;- Ко...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Произношение"

В этом материале есть подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование материала с формируемыми УУД...

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 1 классов, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 4 классов 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для учащихся 4 классов 2 вариант УП для обучающихся на дому....