Рабочая программа курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности НОО.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Оксана Николаевна Перерва

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya.docx86.04 КБ
Файл otsenochnyy_list.docx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Наименование номинации: «Обучение детей с особыми возможностями здоровья с учетом ФГОС ОО»

Наименование рабочей программы: Рабочая программа курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности НОО.

Срок реализации: 4 года

Характеристика контингента обучающихся: Дети с особыми возможностями здоровья (вариант 7.1) обучающиеся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. У некоторых детей могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Рабочая программа разработана:

1.Станскова Екатерина Алексеевна, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4» , заместитель директора по УВР., Брединский район.

2. Ивченко Александр Александрович,  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4» , педагог психолог, Брединский район.

3. Перерва Оксана Николаевна, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4» , руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, Брединский район.

п.Маяк, 2023год

1.Аннотация к рабочей программе курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности НОО

Программа курса коррекционно-развивающей деятельности направлена  на формирование функциональной деятельности, предусматривает создание специальных условий обучения детей с учетом их особых образовательных потребностей, а также обеспечивать им дифференцированную многопрофильную помощь в получении качественного начального общего образования. Один из основных механизмов реализации коррекционной деятельности  – оптимально выстроенное взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ  должны получать комплексную психолого-педагогическую помощь профессиональной команды специалистов (учитель начальных классов, педагог-психолог,  учитель-дефектолог, учитель-логопед,  тьютор). Коррекционно – развивающаяся деятельность  осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных/подгрупповых занятиях. Основными механизмами реализации программы курса коррекционно-развивающей деятельности направленной  на формирование функциональной деятельности являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами.

2.Актуальность рабочей программы курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности НОО

Актуальность программы курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме.  Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях современности, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения.  Обучить необходимости планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.

Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)

актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Данная Программа, будет востребована и в нашей образовательной организации. Программа курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности: предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Приоритетным направлением деятельности по реализации данной Программы - сформировать у обучающихся с ОВЗ  первичные представления, знания, умения, навыки по функциональной грамотности.

3.Пояснительная записка

Программа курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности обучающихся  с  ОВЗ к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся  с  ОВЗ  способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность»  обучающихся  с ОВЗ является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Глобальная компетентность» обучающихся с ОВЗ изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Целью изучения блока «Креативное мышление»- умение обучающихся с ОВЗ использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми они не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся с ОВЗ  способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

4.Общая характеристика курса

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ  состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Ценность программы  курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности заключается в том, что обучающиеся с ОВЗ  получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

5.Место курса в учебном плане

Программа  курса коррекционно-развивающей деятельности, направленная на формирование функциональной деятельности  создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МКОУ «Брединская СОШ № 4»  на программу в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю (по 35 мин.). Программа рассчитана на 135 учебных часов: 1 класс —33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели).

6. Результаты освоения курса коррекционно-развивающей деятельности, направленные  на формирование функциональной деятельности

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами исследованиями; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:

- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);

- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире;
-способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;

- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;

- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;

- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;

- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.

Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:

- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;

- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;

- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.

7.Содержание программы  курса коррекционно-развивающей деятельности, направленные  на формирование функциональной деятельности

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Глобальная компетентность:  способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения,  способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения, способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола, способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.

Креативное мышление: Читать, разговаривать и придумывать, связано с умением создавать новые идеи на основе существующей информации.

Решать  головоломки , ребусы, занимательные  задачи

8. Тематическое планирование

Тематическое планирование 1 класс

Тема занятия

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

Раздел № 1. Читательская грамотность

1

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

1

– Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке. занятия;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

– давать характеристику героям сказки;

– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);

– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

2

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

Определять жанр произведения; – называть героев сказки; дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку.

3

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

– Определять вид сказки;

– называть героев сказки, находить среди них главного героя;

– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

4

Л. Толстой «Три медведя»

1

– Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке. занятия;

– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

– давать характеристику героям сказки;

– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия);

– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

5

М.Зощенко

«Золотые слова»

1

– Определять лексическое значение слова;

– анализировать содержание текста и составлять план;

– определять по рисунку содержание.

6

М. Пришвин «Ёж»

1

– Определять вид сказки;

– называть героев сказки, находить среди них главного героя;

– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

7

М.Зощенко «Ёлка»

1

Определять жанр произведения; – называть героев сказки;

– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;

ИТОГО

7

Раздел № 2. Математическая грамотность

1

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

– Определять количество предметов при счёте;

– составлять и решать выражения с ответом 5; – решать задачу .

2

Про козу, козлят и капусту.

1

– Определять количество предметов при счёте; – образовывать число 8;

– составлять и решать выражения.

3

Про петушка и жерновцы.

1

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;

– отвечать на вопросы на основе условия задачи;

4

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

– раскладывать число 10 на два слагаемых,

5

Про наливные яблочки.

1

– Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;

– находить недостающие данные при решении задач.

6

Про Машу и трех медведей.

1

– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; – решать задачи на нахождение суммы;

– овладевать практическими навыками деления числа.

7

Про медведя, лису и мишкин мед.

1

– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;

– читать таблицы.

ИТОГО

7

Раздел № 3. Креативное мышление

1

История со словом «мама».

1

Составить  рассказ со словом «мама»

2

Рассказы по картинкам.

1

Составлять рассказ по картинкам.

ИТОГО

2

Раздел № 4. Финансовая грамотность

1

За покупками.

1

– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; – анализировать информацию.

2

Находчивый колобок.

1

– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;

– определять необходимые продукты и их цены;

3

День рождения мухи-цокотухи.

1

Наблюдать над различием цены и стоимости; – определять, какой товар можно купить за деньги.

4

Буратино и карманные деньги.

1

Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;

– выбирать подарки для друзей.

5

Кот Василий продает молоко.

1

Наблюдать над понятием «реклама»;

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

6

Лесной банк.

1

– Наблюдать над понятием «банк»;

– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника языке.

7

Как мужик золото менял.

1

Наблюдать над понятием «сделка»;

– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;

– понимать, почему оптом можно купить больше товара.

ИТОГО

7

Раздел № 5. Естественно-научная грамотность

1

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность; – определять с помощью вкусовых анализаторов.

2

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды, объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;

3

Про репку и другие корнеплоды.

1

– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; – осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;

4

Плывет, плывет кораблик.

1

Определять плавучесть металлических предметов;

– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;

– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;

5

Про Снегурочку и превращения воды.

1

Объяснять, что такое снег и лёд;

– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;

– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;

6

Как делили апельсин.

1

Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; – объяснять, почему не тонет кожура апельсина;

– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;

7

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;

– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,

– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; – наблюдать многократность отражений;

8

В. Сутеев. Яблоко.

1

Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;

– доказывать, что существует сила притяжения; – пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;

ИТОГО

8

Раздел № 6. Глобальная компетентность

1

Комплексное задание «Найденыш»

1

Выполнить комплексную работу, используя инструкцию.

2

Комплексное задание «Мировой океан загрязняется»

1

Выполнить комплексную работу, используя инструкцию.

ИТОГО

2

ВСЕГО

33

Тематическое планирование 2 класс

Тема занятия

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

Раздел № 1. Читательская грамотность

1

К.Паустовский

«Дремучий медведь»

1

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.

2

В.Драгунский «Девочка и шар»

1

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– давать характеристику герою произведения;

3

М.Пришвин «Берестяная трубочка»

1

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

4

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

1

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

5

Л. Толстой «Лев и собачка»

1

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

6

П.Бажов «Голубая змейка»

1

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

7

Б. Житков «Храбрый утенок»

1

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

ИТОГО

7

Раздел № 2. Математическая грамотность

1

Про беличьи запасы.

1

– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;

– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;

– объяснять графические модели при решении задач;

– анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;

– строить ломаную линию.

2

Медвежье, потомство.

1

– Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;

– дополнять недостающие на диаграмме данные;

– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;

– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;

– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;

– решать логические задачи на практическое деление;

– находить периметр треугольника;

– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

3

Про зайчат и зайчиху.

1

– Определять количество часов в сутках;

– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

– подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;

– решать логические задачи по данному условию;

– составлять элементарную диаграмму.

4

Лисьи забавы.

1

– Определять дату по календарю;

– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;

– записывать краткую запись и решение задач;

– решать логические задачи с помощью таблицы;

– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;

– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;

– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи.

5

Про крота.

1

– Решать задачи логического характера;

– решать задачи с использованием данных таблицы;

– решать задачи на основе данных диаграммы;

– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;

– определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

6

Про ежа.

1

– Решать задачи логического характера;

– решать задачи с использованием данных таблицы;

– решать задачи на основе данных диаграммы;

– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;

– определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

7

Про полевого хомяка

1

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного;

– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;

– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;

– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно;

– записывать именованные числа в порядке возрастания;

– строить четырёхугольники по заданному условию.

8

Бобры строители.

1

– Иметь представление о диаметре окружности;

– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;

– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;

– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;

– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;

– работать с чертежом;

– решать логические задачи.

ИТОГО

8

Раздел № 3. Креативное мышление

1

История со словом «электричество».

1

Составить все возможные слова от слова «Электричество»

2

Рассказы по картинкам

1

Составлять рассказы по картинкам.

ИТОГО

2

Раздел № 4. Финансовая грамотность

1

Беличьи деньги.

1

– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;

– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;

– находить у монеты аверс и реверс;

– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;

– готовить небольшое сообщение на заданную тему.

2

Поврежденные и фальшивые деньги.

1

– Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги;

– знать правила использования поврежденных денег;

– находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;

– находить необходимую информацию в тексте;

– отвечать на вопросы на основе полученной информации.

3

Банковская карта.

1

– Давать характеристику наличным деньгам;

– рассказывать о дебетовой банковской карте;

– объяснять, что обозначают надписи на карте;

– объяснять, как производить покупку в магазине;

– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;

– рассказывать о кредитной банковской карте.

4

Безопасность денег на банковской карте.

1

– Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;

– находить необходимую информацию в тексте задания;

– формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.

5

Про кредиты.

1

– Объяснять, что такое «кредит»;

– определять виды кредитов;

– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;

– определять сумму переплаты по кредиту;

– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты;

– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.

6

Про вклады.

1

– Давать определение вклада;

– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;

– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;

– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;

– объяснять, почему банки выплачивают проценты.

7

Ловушки для денег.

1

– Определять доходы, расходы и прибыль;

– отличать желаемые покупки от необходимых;

– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;

– объяснять, что такое дефицит и профицит;

– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

ИТОГО

7

Раздел № 5. Естественно-научная грамотность

1

Про белочку и погоду.

1

– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;

– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;

– работать с таблицами наблюдений за погодой;

– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;

– работать в парах.

2

Лесные сладкоежки.

1

– Проводить несложные опыты с мёдом;

– определять последовательность действий при проведении опытов;

– делать выводы по результатам опытов;

– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;

– анализировать данные таблицы;

– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;

– иметь представление о лечебных свойствах мёда.

3

Про зайчишку и овощи.

1

– Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;

– выделять среди овощей корнеплоды;

– проводить опыт по проращиванию моркови;

– определять цвет сока овощей опытным путём;

– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.

4

Лисьи норы.

1

– Иметь представление об устройстве лисьих нор;

– проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;

– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;

– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.

5

Корень часть растения.

1

– Называть части цветочных растений;

– объяснять, для чего растению корень;

– доказывать, что рост растения начинается с корня;

– называть виды корневых систем;

– называть видоизменённые корни.

6

Занимательные особенности яблока.

1

– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;

– объяснять, почему яблоко плавает;

– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;

– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;

– находить на срезе яблока рисунок звезды.

7

Про хомяка и его запасы.

1

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного;

– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;

– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;

– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно;

– записывать именованные числа в порядке возрастания;

– строить четырёхугольники по заданному условию.

8

Обыкновенные кроты

1

– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;

– соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;

– объяснять значение слова;

– составлять вопросы по предложенным предложениям;

– находить синонимы к предложенному слову;

– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;

– определять название раздела, в котором может быть размещён текст.

ИТОГО

8

Раздел № 6. Глобальная компетентность

1

Комплексное задание «Футбол и дружба»

1

Выполнить комплексное задание, используя инструкцию.

2

Комплексное задание «Случай в гостях»

1

Выполнить комплексное задание, используя инструкцию.

ИТОГО

2

ВСЕГО

34

Тематическое планирование 3 класс

Тема занятия

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

Раздел № 1. Читательская грамотность

1

А. Чехов «Каштанка»

1

– Определять тип текста;

– дополнять предложение словами из текста;

– определять периоды развития дождевого червя на основе теста;

– объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй;

– определять на основе теста способ питания дождевых червей;

– находить предложение, соответствующее рисунку;

– выбирать утверждения, соответствующие тексту;

– составлять вопрос по содержанию текста;

– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.

2

К. Паустовский «Стальное колечко»

1

– Определять тип текста;

– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– дополнять предложения;

– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;

– дополнять план текста;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

– определять название книг с достоверными сведениями.

3

М. Зощенко «Золотые слова»

1

– Определять тип текста;

– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

– записывать пословицы о хлебе;

– записывать предложение, которое соответствует рисунку;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

– работать с толкованием слова;

– определять порядок следования предложений;

– называть хлебобулочные изделия.

4

А.Гайдар «Горячий камень»

1

– Заполнять кластер

– составлять вопрос по готовому ответу;

– давать определение слова;

– работать с толковым словарём;

– работать с толкованием слова;

– соединять части предложений и определять их порядок;

– составлять план текста в виде вопросов;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.

5

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

1

– Дополнять предложение;

– давать определение слова;

– работать с толковым словарём;

– соединять части предложений и определять их порядок;

– находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;

– находить в тексте предложение по заданному условию;

– дополнять текст по заданному условию;

– определять даты принятия гербов.

6

В.Бианки «Мышонок  Пик»

1

– Определять тип текста;

– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– дополнять предложения;

– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;

– дополнять план текста;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

– определять название книг с достоверными сведениями.

7

Г.Х.Андерсен «Огниво»

1

– Определять тип текста;

– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– дополнять предложения;

– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;

– дополнять план текста;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

– определять название книг с достоверными сведениями.

ИТОГО

7

Раздел № 2. Математическая грамотность

1

Расходы и доходы бюджета.

1

– Определять дефицитный и профицитный бюджет;

– анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу;

– выполнять вычисления по таблице;

– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

– составлять задачу по предложенному решению;

– формулировать вопрос задачи.

2

Планируем семейный бюджет.

1

– анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления;

– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное;

– анализировать данные столбчатой диаграммы;

– выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых;

– выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.

3

Подсчитываем семейный доход.

1

– Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;

– выполнять сложение круглых многозначных чисел;

– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;

– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;

– анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;

– самостоятельно составлять круговую диаграмму.

4

Пенсии и пособия.

1

– Анализировать данные, представленные в таблице;

– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;

– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;

– заполнять таблицу на основе текстового материала;

– подсчитывать доход семьи от детских пособий.

5

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

1

– Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;

– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;

– под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.

6

Подсчитываем расходы.

1

– Анализировать данные инфографики;

– находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания;

– подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют;

– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.

7

Расходы на обязательные платежи.

1

– Определять, какие налоги должна платить семья;

– анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу;

– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;

– пользоваться калькулятором;

– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;

– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

ИТОГО

Раздел № 3. Креативное мышление

1

История со словом «телеграмма».

1

Составить рассказ со словом «телеграмма»

2

Рассказы по картинкам.

1

Составить рассказ по картинки. Нарисовать рисунок.

ИТОГО

2

Раздел № 4. Финансовая грамотность

1

Что такое «бюджет»?

1

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;

– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;

– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;

– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;

– уметь слушать и слышать собеседника.

2

Семейный бюджет.

1

– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;

– понимать, как в семье появляются доходы;

– делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;

– заполнять кластер;

– формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.

3

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;

– анализировать данные, представленные в виде графика;

– приводить примеры различных профессий;

– объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.

4

Пенсия.

1

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия»,

– на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии;

– называть пособия, которые получают граждане нашей страны;

– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим.

5

Социальные пособия

1

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пособие»;

– на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии;

– называть пособия, которые получают граждане нашей страны;

– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим.

6

Наследство, вклад,  выигрыш.

1

–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;

– понимать, что выигрыш облагается налогом;

– иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;

– понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;

– называть предметы, которые человек может получить в наследство.

7

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

1

–– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»,

«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»,

– определять, к какой группе относятся те или иные расходы.

8

Как сэкономить семейные деньги?

1

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;

– формулировать простые правила экономии семейного бюджета;

– на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет.

ИТОГО

8

Раздел № 5. Естественно-научная грамотность

1

Дождевые черви.

1

– Называть части тела дождевого червя;

– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;

– рассказывать, чем питается дождевой червь;

– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли;

– наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;

– заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.

2

Полезный кальций.

1

– Заполнять таблицу;

– дополнять предложение;

– определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций;

– составлять суточное меню с молочными продуктами;

– дописывать вывод о необходимости кальция для организма.

3

Про облака.

1

– С помощью опыта показывать образование облаков;

– объяснять, почему облака увеличиваются в размере;

– называть явления природы;

– называть виды облаков;

– определять погоду по облакам.

4

Про хлеб и дрожжи.

1

– Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;

– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;

– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;

– давать определение слову «дрожжи»;

– проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения;

– проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;

– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении;

– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.

5

Интересное вещество мел.

1

– Определять внешние признаки мела;

– доказывать, что мел не растворяется в воде;

– называть, из чего состоит мел;

– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;

– определять состав мела;

– называть области применения мела.

6

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

– Называть виды мыла;

– исследовать мыло в сухом виде;

– показывать, что при намокании мыла появляется пена;

– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;

– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды;

– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;

– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.

7

Про свечи.

1

– Рассказывать о строении свечи;

– рассказывать о зонах пламени свечи;

– объяснять, почему гаснет свеча;

– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;

– объяснять, почему происходит возгорание дыма.

8

Волшебный Магнит.

1

– Называть виды магнитов;

– определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;

– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы;

– показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы;

– рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;

– показывать с помощью опыта, как можно создать компас.

ИТОГО

8

Раздел № 6. Глобальная компетентность

1

Комплексное задание «Говорим на одном языке».

1

Выполнить комплексное задание, используя инструкцию.

2

Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?»

1

Выполнить комплексное задание, используя инструкцию.

ИТОГО

2

ВСЕГО

34

Тематическое планирование 4 класс

Тема занятия

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

Раздел № 1. Читательская грамотность

1

В. Гаршин «О жабе и розе»

1

– Определять тип текста;

– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– дополнять предложения;

– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;

– дополнять план текста;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

– определять название книг с достоверными сведениями.

2

Б. Жидков «Про обезьянку»

1

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.

3

В.Драгунский «Друг детства»

1

– Определять тип текста;

– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– дополнять предложения;

– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;

– дополнять план текста;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

– определять название книг с достоверными сведениями.

4

Садко «Былина»

1

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.

5

П. Бажов «Голубая змейка»

1

– Определять тип текста;

– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– дополнять предложения;

– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;

– дополнять план текста;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

– определять название книг с достоверными сведениями.

6

Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

1

– Определять жанр, тему, героев произведения;

– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;

– озаглавливать прочитанный текст;

– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;

– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;

– давать характеристику герою произведения;

– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.

7

Л. Понтелеев «Честное слово»

1

– Определять тип текста;

– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– дополнять предложения;

– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;

– дополнять план текста;

– рассказывать о прочитанном произведении;

– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос;

– определять название книг с достоверными сведениями.

ИТОГО

7

Раздел № 2. Математическая грамотность

1

В бассейне.

1

– Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;

– решать задачи на определение стоимости покупки;

– определять, какая из двух покупок является более выгодной;

– решать задачи на определение скорости плавания;

– решать логические задачи.

2

Делаем ремонт.

1

– Понимать, что такое «смета»;

– решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;

– решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;

– читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

3

Праздничный торт.

1

– Работать с таблицами;

– подсчитывать стоимость продуктов для торта;

– определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;

– сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

4

Обустраиваем участок.

1

– Читать простой чертеж и определять его масштаб;

– находить площадь и периметр участка и построек на нём;

– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

5

Поход в кино.

1

– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

6

Организуем экскурсию

1

– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

7

Отправляемся в путешествие

1

– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

ИТОГО

7

Раздел № 3. Креативное мышление

1

История со словом «железобетонный».

1

Составит все возможные слова со словом «железобетонный»

2

Рассказы по картинкам.

1

Составить рассказ по картинке, нарисовать рисунок.

ИТОГО

2

Раздел № 4. Финансовая грамотность

1

Потребительская корзина.

1

– Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»;

– понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;

– объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;

– объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

2

Прожиточный минимум.

1

– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;

– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;

– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;

– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны.

3

Инфляция.

1

– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;

– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;

– называть уровни инфляции;

– понимать значение инфляции для экономики.

4

Акции, распродажи.

1

– Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа»,  «Акции».

– понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;

– понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;

– формировать навыки грамотного покупателя.

5

 Скидки, бонусы.

1

– Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности».

– понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;

– понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;

– формировать навыки грамотного покупателя.

6

Бонусы, кешбэк

1

– Понимать значение и правильно использовать термины: «бонусы», «кешбэк»;

– понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;

– понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;

– формировать навыки грамотного покупателя.

7

Благотворительность.

1

– Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»;

– называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;

– объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.

8

Страхование.

1

– Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;

– называть виды страхования;

– называть различные страховые риски.

ИТОГО

8

Раздел № 5. Естественно-научная грамотность

1

Томат.

1

– Называть части растения;

– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;

– определять горизонтальный и вертикальный срез;

– указывать количество гнёзд;

– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;

– называть части плода помидора;

– объяснять, что такое пасынок у помидора;

– работать с таблицей.

2

Болгарский перец.

1

– Объяснять, что такое паприка;

– называть части растения;

– рассказывать о строении плода перца;

– определять форму плода перца;

– рассказывать о строении семени перца;

– делать выводы на основе полученной информации.

3

Картофель.

1

– Называть части растения;

– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;

– объяснять, какой вывод сделали и почему;

– объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;

– объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;

– объяснять, что такое крахмалистость;

– определять срок созревания картофеля;

– объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;

– называть способы размножения картофеля.

4

Баклажан. Семейство Паслёновые.

1

– Называть представителей семейства Паслёновые;

– объяснять, что такое соланин;

– называть благоприятные условия для прорастания семян;

– определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;

– определять глубину посева семян;

– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

5

Лук.

1

– Называть части лука;

– называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;

– называть этапы выращивания лука;

– наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.

6

Капуста.

1

– Называть виды капусты;

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– называть части капусты;

– исследовать капусту в разрезе;

– рассказывать о размножении капусты;

– проводить опыты с цветной капустой.

7

Горох.

1

– Рассказывать о строении гороха;

– рассказывать о строении семени гороха;

– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;

– определять, что горох является холодостойким растением;

– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.

8

Грибы.

1

– Называть части гриба;

– называть виды грибов;

– рассказывать о плесневых грибах;

– называть грибы-невидимки;

– проводить опыт по выращиванию плесени;

– называть грибы-паразиты.

ИТОГО

8

Раздел № 6. Глобальная компетентность

1

Комплексное задание «Экологичная обувь».

1

Выполнить комплексное задание, используя инструкцию.

2

Комплексное задание «Этичная одежда».

1

Выполнить комплексное задание, используя инструкцию.

ИТОГО

2

ВСЕГО

34

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:

  1.  https://ikp-rao.ru/ - Институт коррекционной педагогики.
  2. https://fgosreestr.ru/ -  Реестр примерных основных  общеобразовательных программ.
  3. https://edsoo.ru/  - Единое содержание общего образования.
  4. https://ipk74.ru/  - Челябинский институт по переподготовки  и  повышения квалификации работников (раздел:  Методическая работа).
  5. https://fg.resh.edu.ru/ -  Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающейся области «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства дет...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов

Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы

Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»

Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Школа, вот и Я» для учащихся 1-2 классов

Цель: Формирование и развитие механизмов адаптацииЗадачи программы:-Формирование позитивного взаимодействия с психологом;-Снятие эмоционального и мышечного напряжения;-Снижение уровня тревожности;- Ко...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Произношение"

В этом материале есть подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование материала с формируемыми УУД...

Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" для 3 класса (индивидуальное обучение по СИПР)

Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно ...