Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Произношение"
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Уралева Светлана Юрьевна

В этом материале есть подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование материала с формируемыми УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx104.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по «Произношению»  в 1 классе составлена с использованием нормативно-правовой базы:

-  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009г. № 373 ( зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009г., регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования »,  от 26.11.2010г. № 1241(зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011г., регистрационный номер 19707) « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 ( зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015г., регистрационный номер 35847) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

 - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  на 2016/2017 учебный год ;

-  Учебный план  ГБОУ  «Казанская школа-интернат №7 для детей с

ограниченными возможностями здоровья».

Рабочая программа предмета «Произношение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и  «Программы для специальных (коррекционных) школ V вида — раздел «Произношение» Чиркиной Г.В., Российской Е.Н.  М.: «Просвещение» 2013 г.

Цели и задачи обучения

    Программа учебного курса «Произношение» имеет целью:

-  воспитание у школьников четкой правильной речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры;

- развитие фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой.

  Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач  у детей с речевыми нарушениями :

-формировать правильное речевое дыхание;

-развивать артикуляционную и общую моторику;

-формировать и закреплять навык правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях;

-автоматизировать и дифференцировать мягкие, твёрдые, звонкие и глухие согласные; мягкость согласных с помощью гласных е, ё, ю, я. и;

-овладеть звуковым анализом и синтезом слова;

-развивать ритмическую и звуко - слоговую структуру слова;

-уточнять и обогащать словарь с учётом программы;

-закреплять формы словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций, дифференцирования предлогов, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и их дифференцирования, образование прилагательных от существительных);

-развивать связную речь (пересказ, рассказ-повествование, описание с использованием наглядности, с помощью учителя).

   В  школе-интернате  обучаются дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи). У данных детей наблюдаются грубые недостатки произношения звуков и слоговой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам, что в свою очередь, является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения чтению и письму и в усвоении грамматики родного языка на более поздних этапах («Русский язык»). Разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определённой ситуацией. Вне этой ситуации  она часто оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи (монологической), очень важной для обучения и усвоения детьми знаний, и  их дальнейшей адаптации и социализации, происходит в процессе обучения очень медленно. Всё это ограничивает общение детей. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.  Для овладения письменной речью  в процессе усвоения программ « Русский язык» и «Литературное чтение», имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического  и лексико – грамматического развития находят отражение в письме и чтении. Проблема  нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Всё это приводит к освоению новых социальных позиций, расширению сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитию  потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении.

Общая характеристика курса

      Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: обучение грамоте, развитие речи, окружающий  мир и опирается на их содержание.  

Методической основой обучения произношению выступают:

- построение обучения произношению с учетом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования букв и звуков в учебнике;

- обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (слоги-слияния);

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

-использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов заданий и упражнений;

-изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;

-формирование у детей ведущих видов речевой деятельности – слушания и говорения.

      Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения обучающихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и обучения грамоте.

      Обучение грамоте связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины. Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение большинству обучающихся необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.        На уроках развития речи и на уроках произношения обучающиеся овладевают речью для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением. Уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся на уроках произношения осуществляется с учётом требований программы по развитию речи.

      В связи с тем, что работа по произношению направлена на воспитание у младших школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей  звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия, программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:

 ● формирование навыков произношения звуков;

 ● развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов;

 ● развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.

       Работа по данным направлениям на уроках произношения осуществляется параллельно.

      Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.  

      С целью предупреждения специфических ошибок в письме обучающихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] - [ш], [п] - [б], [ч] - [ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков.

      Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определённой последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

      В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

      Также внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок).

 

Место курса  в учебном плане

В учебном плане на «Произношение» в 1 классе отводится 2 часа в неделю (32 учебные недели)/ 64 часа. Курс «Произношение» реализуется за счет часов внеурочной деятельности.

Результаты изучения учебного курса

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные :

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;

- уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

- формирование интереса (мотивации) к учению;

- оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные

Регулятивные:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

 - определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные :

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Коммуникативные :

- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,

благодарить;

- слушать и понимать речь других;

- работать  в паре, группе.

Предметные:

-чётко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии

с речевой инструкцией;

-удерживать артикуляционную позу;

-правильно произносить гласные  в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах

со стечениями согласных, а также в сочетаниях слогов разного типа с

оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием ( ударных и

неударных слогов, гласных и согласных), без чередования, в дву- и трехсложных

словах, отдельных четырехсложных;

- правильно и слитно произносить звуки в словах со стечением трёх согласных,

с оппозиционными звуками;

-дифференцировать согласные;

- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3-4 слогов;

-выделять ударный слог в дву- и трёхсложных словах;

- составлять схему дву- и трёхсложного слова;

-составлять и правильно произносить предложение с с использованием

слов усвоенной звуко-слоговой сложности;

-демонстрировать сформированные произносительные навыки

( чёткое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма)

на материале стихотворений, адекватное восприятие звучащей речи.

Содержание курса

I. Формирование         навыков         произношения         звуков         и         развитие фонематического восприятия.

  Развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование умений и навыков, необходимых для правильного произношения и коррекции звуков.

  Правильное произношение и различение следующих звуков:  

гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э];  

твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т],

[х];  

дифференциация звуков [к] - [х];  

мягких согласных в сочетании с гласными [и], [е];  дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях пы-пи

(пыль – пили);  

правильное произношение и различение звуков [с], [с'], [б], [б'], [д], [д'], [з],

[з'], [г], [г'], [л], [л'], [ж], [р], [р'];

дифференциация звуков [с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л];

 звонких и глухих согласных [в]- [ф],[б ]- [п], [д ]- [т ], [г ]-  [к ], [з ]- [с], [ж ]-  [ш];

правильное произношение звука [j] в начале, конце слова, перед гласной после разделительных ь и ъ (яма, поет, льют, подъезд);

звук [ц];  дифференциация звуков [ц] - [т'], [ц] - [т], [ц] - [с], [ц] – [с'];

звук [ч];  дифференциация звуков [ч] - [т];

звук [щ];  дифференциация звуков [щ] - [с'], [щ] - [ш].

 Развитие внимания, памяти, умение запомнить 3-4 инструкции и выполнить действия в заданной последовательности. Умение повторить слоговой ряд в заданной последовательности, состоящий из двух-трёх сочетаний (па-по, ка-ха-ка, ус-ас-ос, спа-ста-ска и т.д.), умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава (мука, кот, вата, липа, лента, лимон, малина), заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок.

 

II.  Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

 Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.  

Произнесение ряда гласных звуков (уиуа уиуа уаиу и т.п.).

Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пракра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пло; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; бра-ора-пра-пра; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у, у-а-и; та-та-ка, ка-ка-та; пата, пта.

Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за, бра-бра-пра, жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя, пча-птя-пча.

Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолёт) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).

Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-тата-тата, тататата-та-татата-та и т.д.; с чередованием гласных и согласных звуков: татотутато тутатоту, ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана... и т. д. Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-ть те-тье-тье-те. Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

  Формирование навыков произношения слов и предложений  

Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка облако, поехали, одеяло), четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных (стрелка, верблюд).

Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.

Правильное выделение ударного слога в двухсложных и трехсложных словах; составление схемы слова с выделением ударного слога.

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.

Запоминание и повторение в данной последовательности 3-4 слов; запоминание ряда инструкций.

 

III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.

 Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка).

Определение последовательности гласного в ряду из 2-3 гласных: [ау], [аиу].

 Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).

 Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.

Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.

 Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).

Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.

 Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).

 Усвоение терминов “звук”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “слог”. Усвоение слогообразующей роли гласных.

Планируемые результаты обучающихся  по  курсу

"Произношение" к   концу 1 класса

Личностные результаты

   У ученика будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

•познавательный интерес к новому учебному материалу;

•предпосылки к способности оценить результаты своей учебной деятельности;

•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи;

•знание  моральных норм на бытовом уровне;        

• этические  чувства — стыда, вины, совести;

•понятие - здоровый образ жизни;

•элементарные основы экологической культуры;

•эстетические чувства на основе знакомства с произведениями  детской художественной культуры.

  Ученик получит возможность научиться:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению;

положительной учебно­познавательной мотивации учения;

• принятие социальной роли «хорошего ученика»;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• осознанного сопереживания чувствам других людей, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый контроль по результату;

•оценивать правильность выполнения действия;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• использовать знаково­символические средства;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

•формулировать собственное мнение;

•договариваться в совместной деятельности;

•строить понятные для партнёра высказывания;

•задавать вопросы;

•использовать речь для регуляции своего действия.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать позиции других людей, отличные от собственной;

аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

передавать партнёру необходимую информацию необходимую для построения действия;

• задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Ученик научится:

• правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи;

• правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных;

• воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;

• дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки;

• анализировать звуко-слоговую структуру слов из 2-3 слогов со стечением согласных,

• определять ударный слог и ударную гласную в слове;

• определять количество слов в предложении из 4 - 5 слов.

Ученик получит возможность :

• уточнить  значения  имеющихся у детей слов и в  дальнейшем  обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

• уточнить  значения  используемых синтаксических конструкций;

• дальнейшего  развития  и совершенствования  грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих курс произношения

Обучающиеся должны знать:

• названия основных органов артикуляционного аппарата;

• краткую характеристику изученных звуков ( гласный, согласный, твёрдый/мягкий, глухой/звонкий), их условные обозначения;

• 4-5 коротких стихотворений, позволяющих продемонстрировать навыки чёткого и правильного произношения звуков в двусложных и трёхсложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков.

Обучающиеся должны уметь:

•  правильно произносить  отработанные на логопедических  занятиях звуки в самостоятельной  речи;

•  правильно воспроизводить слова из 3-4 слогов со стечением  согласных;

•  воспроизводить интонационно верно, с соблюдением  пауз, логических ударений предложения и тексты;

•  дифференцировать  на слух звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки;

•  анализировать звукослоговую структуру слов из 2-3-4 слогов со стечением согласных, определять ударный слог и ударную гласную в слове;

•  определять количество слов в предложении из 4-6 слов.

Система оценки достижения  планируемых результатов освоения программы

В первом классе обучение ведется по безотметочной системе, используется качественная оценка успешности освоения общеобразовательных программ.

Формами представления результатов является: устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; портфолио; результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

-соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения учебного предмета.

-динамика результатов формирования личностных  и метапредметных УУД.

Данные мониторинга сформированности личностных, метапредметных и предметных УУД отражены в речевых картах детей.. В них фиксируются результаты мониторинга на начало и конец учебного года.

Оценкой личностных результатов также  является оценка личностного прогресса ученика, которая реализуется в рамках накопительной системы оценивания. Накопительная система представлена в виде портфолио. Материалы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.

Учёт артикуляционных и фонематических умений и навыков имеет ряд специфических особенностей.

Оценку качества звуковой стороны речи следует проводить достаточно часто, что необходимо для своевременного выявления ошибок произношения и дифференциации фонем и причин, вызывающих затруднения.

Для развития самоконтроля обучающихся необходимо регулярно информировать ребёнка о том, насколько он приблизился к образцовому произношению и какие недостатки ещё не устранены. Суждение учителя-логопеда должно содержать оценки, понятные ученику, доброжелательные и точные.

Речь ученика оценивается дифференцированно, с учетом уровня его речевого развития, общей динамики продвижения в овладении речью, знаниями и умениями, которые он приобретает в рамках раздела «Произношение» за определённый период обучения.

Особого подхода требуют дети с тяжёлыми формами речевой патологии (дизартрия различной этиологии, сенсорная алалия и др.), которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения.

Большое внимание обращается на позитивную динамику развития фонологической компетенции и минимизацию произносительных трудностей.

Обязательным условием успешности формирования полноценной выразительной устной речи является эмоциональное подкрепление успехов, воспитание у ребёнка уверенности в достижении цели, направленности на активное использование сформированных навыков в ра различных доступных формах общения.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков. Учебник для специальных (коррекционных) школ 5 вида.1 класс/ М. : АРКТИ, 2012г.
  2. Н.С.Жукова. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи./ М.:ЭКСМО,2015г.
  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.  М.;  2006.
  4. Волина В.В. Веселая грамматика.  М.: Просвещение. 1995.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение.  М.: Аркти. 1999.
  6. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.   М.:  Аркти. 2000.
  7. Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие. Ростов-на Дону: Феникс,2015г.
  8. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. М: Айрис Пресс. 2014.

Демонстрационные пособия

Картинки для выполнения артикуляционных упражнений и массажа.

Картинки для организации упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия.

Сюжетные картины.

Схема характеристики гласного звука.

Условный знак гласного звука.

Схема гласных 1-го и 2-го ряда.

Схемы деления на слоги с постановкой ударения.

Схема характеристики  согласного звука.

Условный знак согласного звука, слога-слияния.

Условные знаки твердого и мягкого согласного звука.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер с принтером.

Ксерокс.

Интернет-ресурсы

Содержание учебного материала

Раздел

Количество часов

1.

Формирование  представлений  

о  речи  и  звуках  речи

6 ч

2.

Гласные звуки

7 ч

3.

Согласные звуки

12 ч

4.

Дифференциация твердых и мягких согласных

в сочетании со звуками [и], [ы]

4 ч

5.

Дифференциация твердых и мягких согласных   в сочетании с гласными буквами и мягким знаком

15 ч

6.

Дифференциация шипящих, свистящих, фрикативных звуков

7.

Дифференциация звонких и глухих

согласных звуков

6 ч

8.

Звук и буква Й.

4 ч

9.

Дифференциация шипящих, свистящих звуков

и аффрикат

6 ч

10.

Итоговое повторение

1 ч

ИТОГО

64 ч


Календарно – тематическое планирование учебного материала

Раздел

Тема урока

Кол-во

час

Тип урока

Характеристика видов  деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Виды и формы контроля

Дата проведе-ния

I четверть (17  ч)

Формирование представлений о речи и звуках речи (6 ч)

1.

Понятие о речи, функции речи.

1

Урок усвоения новых знаний.

 Познакомиться с видами речи (устная, письменная). Схематически записывать предложение.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Использовать критерии оценивания своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем.

2.

Ознакомление с основными органами артикуляции.

«Сказка о весёлом язычке»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомиться с мимической, пальчиковой и дыхательной гимнастикой.

Чётко выполнять подготовительные упражнения.

Уметь различать основные органы артикуляции.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

3.

В мире речевых и неречевых звуков.

1

Комбинированный урок.

Выделять из потока звуков речевые и неречевые звуки.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

4.

Гласный звук.

1

Урок усвоения новых знаний

Выделять гласный звук в начале и конце слов;

 различать гласные звуки по их характерным признакам.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

5.

Согласный звук.

1

Урок усвоения новых знаний

Выделять согласный звук в начале и конце слов;

различать согласные звуки по их характерным признакам.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Использовать критерии оценивания своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем.

6.

Гласные и согласные звуки

1

Комбинированный урок.

Дифференцировать  

гласный и согласный звук

Различать звуки по их качественной характеристике.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки.

Гласные звуки

( 7 ч)

7.

Звук «А»

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука А.

Выделять  звук «А» из ряда гласных звуков и слогов; из начала и конца слова в ударной позиции. Употреблять в речи глаголы в единственном и множественном числе.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Использовать критерии оценивания своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем.

8.

Звук «У»

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука У.

Выделять  звук «У» из ряда гласных звуков и слогов; из начала и конца слова в ударной позиции.

Анализировать слова «ау, уа».

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

.

9.

Звук «О»

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука О.

Выделять  звук «О» из ряда гласных звуков и слогов; из начала и конца слова в ударной позиции.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

10.

Звук «Ы»

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Ы.

Выделять  звук «Ы» из ряда гласных звуков и слогов; из начала и конца слов в ударной позиции. Анализ слова «мосты».

Образовывать существительные  множественного числа.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Использовать критерии оценивания своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем.

11.

Звук «И»

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука И.

Выделять  звук «И» из ряда гласных звуков, слогов; из начала и конца слова в ударной позиции.

Анализ слова «Мила».

Употреблять в речи предложные конструкции и категории творительного падежа.( кто с кем рядом).

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

12.

Звук «Э»

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Э.

Выделять  звук «Э» из ряда гласных звуков, слогов; из начала и конца слова в ударной позиции.

Анализ слова «эхо».

Уметь различать одушевлённые и неодушевленные предметы и задавать соответствующие вопросы.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Использовать критерии оценивания своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем.

13.

Правильное произношение и различение звуков  «А», «У», «О», «Ы», «И», «Э»

1

Комбинированный урок.

Произносить ряд гласных с изменением темпа и ударения.

Определять  последовательность гласного в ряду гласных звуков. Правильно различать гласные звуки по их характерным признакам.

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

Согласные звуки

( 12 ч)

14.

Звук  и буква М

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомиться с отличительными особенностями звонких согласных звуков.

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука М.

Выделять  звук «М» из состава слова.

Анализ слова «манка».

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

15..

Звук  и буква П

1

 Урок усвоения новых знаний

Познакомиться с отличительными особенностями глухих согласных звуков.

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука П.

Выделять  звук «П» из состава слова.

Анализ слова «пар». Уметь употреблять в речи предлоги «по» и «под»

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

16.

Звук и буква  В

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука В.

Выделять  звук «В» из состава слова.

Анализ слова «ваза». Составлять  схемы предложения с предлогом «в»

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

17.

Звук и буква К

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука К.

Выделять  звук «К» из состава слова.

Анализ слова «кошка»,  слогов КА, АК, КАК.

Образовывать слова с увеличительным и ласкательным оттенком.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

II  четверть (14  ч)

Согласные звуки (продолжение)

18.

Звук и буква Н

1

.Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Н.

Выделять  звук «Н» из состава слова.

Анализ слова «банан»

Употреблять в речи предлог «НА» 

Выделение согласного из ряда звуков, из слова. Определение позиции звука, последовательности звуков.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

19.

 Звук и буква Ф.

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Ф.

Выделять  звук «Ф» из состава слова.

Анализ слова «кофта»

Образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

20.

Звук и буква Ш.

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Ш.

Выделять  звук «Ш» из состава слова.

Анализ слова  «Даша»

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

21.

Звук и буква Х

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Х.

Выделять  звук «Х» из состава слова.

Анализ слова «муха»

Образовывать имена существительные с помощью суффиксов (сахар – сахарница)

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

22.

Звук и буква Т

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Т.

Выделять звук «Т» из состава слова. Анализ слова «кот»

Произносить  слоговые сочетания с изменением ударения.

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль  за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

23.

Звуки В – Ф, М-Н

1

Комбинированный урок.

Дифференцировать звуки в-ф,м-н  в слогах, словах, предложениях.

Произносить  двухсложные слова с различным ударением, ряды слогов с парными звуками.

Игра «В мире живых Звуков».

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

24.

Звуки К  - Х

1

Комбинированный урок.

Выделять  слова со звуками «К –Х».

Произносить  двухсложные слова с различным ударением, ряды слогов с парными звуками.

Анализ слов : «мука – сахар»

Употреблять в речи предлоги.

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

25.

Обобщение изученного о согласных и гласных звуках

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Дифференцировать  понятия «гласный звук, согласный звук, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой.

Формировать  умение анализировать, сравнивать,

классифицировать, сопоставлять, обобщать.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

Дифференциация твердых и мягких согласных

в сочетании со звуками [и], [ы]

( 4 ч)

26.

Звуковой анализ слова.

1

Урок усвоения новых знаний

Произносить двухсложные слова с различным ударением.

Выделять  звук из состава слова,

определять  его позиции. Анализ  и синтез односложных слов. Анализ и синтез  обратного и прямого слога.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки.

27.

Мягкие согласные в сочетании со звуком «И»

1

Урок усвоения новых знаний

 Познакомиться с понятием «мягкий » звук.

Выделять мягкие согласные звуки из потока речи.

Звукобуквенный анализ слова «киви, лимон» Понимание вопросов

 Кто это? Что это?

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль  за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

28.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании со звуками «И –Ы» в слогах и словосочетаниях.

1

Урок усвоения новых знаний

Выделять твёрдые и мягкие согласные  со звуками «И –Ы» в слогах вида: мы – ми;  ами – умы, в словах  вида: пыль-пили.

Употреблять в речи глаголы единственного и множественного числа

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки.

29.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании со звуками «И –Ы» в предложениях и в связной речи.

1

Урок усвоения новых знаний

Выделять твёрдые и мягкие согласные  со звуками «И –Ы» в предложениях  вида: Жили у бабушки три пушистых котика.

Анализировать словесный состав одного – двух предложений

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки.

Дифференциация твердых и мягких согласных   в сочетании с гласными буквами и мягким знаком

(15 ч)

30.

Звуки  «С»,«С’»

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звуков  «С»,«С’».

Выделять  звук «С» и «С’» из состава слова.

Анализ слов «слива», «сироп».

 Составлять предложения , используя опорные схемы.

Уметь употреблять в речи предлог «из».

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

31.

Дифференциация звуков «С – С’»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Различать и произносить звуки С – С’ в слогах, словах, предложениях.

Звукобуквенный анализ слова «коса – косичка» образовывать новые существительные при помощи суффикса  -еньк, -ичк.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

III четверть (20 ч)

Дифференциация твердых и мягких согласных   в сочетании с гласными буквами и мягким знаком

(продолжение)

32.

Звуки  «Б», «Б’».

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звуков  «Б», «Б’».

Выделять  звуки «Б», «Б’» из состава слова.

Анализ слова «бумага», «билет».

 Употреблять в речи существительные творительного падежа.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки.

33.

Дифференциация звуков «Б – Б’».

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Различать и произносить звуки  Б – Б’ в слогах, словах, предложениях.

Звукобуквенный анализ слова «быки  - бизоны»

Падежное   управление.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки.

34.

Звуки «Д» , «Д’».

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звуков «Д» , «Д’».

Выделять  звук «Д» из состава слова.

Анализ слова «вода».

Выделять  звук «Д'» из состава слова.

Анализ слова «диван»

Составлять предложения по опорным словам.

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль  за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

35.

Дифференциация звуков «Д – Д’».

1

Урок комплексного применения знаний и умений

 Производить звукобуквенный анализ слова «ходы - ходи».

Уметь согласовывать существительные с числительными.

Различать и произносить звуки   Д – Д’ в слогах, словах, предложениях.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

36.

Звуки  «З», «З’».

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звуков «З», «З’».

Выделять  звук «З» из состава слова.

Анализ слова «азбука».

Выделять  звук «З’» из состава слова. Анализ слова «зима».

Уметь употреблять в речи предлоги  из, за, из-за

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

37.

Дифференциация звуков «З – З’»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Различать и произносить звуки  З – З’ в слогах, словах, предложениях.

Звукобуквенный анализ слов «возы - вози».

Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

38.

Звук  «Г», «Г’».

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звуков  «Г», «Г’».

Выделять  звук «Г» из состава слова.

Анализ слова «галка».

Выделять  звук «Г’» из состава слова.

 Анализ слова «Гена».

Уметь употреблять в речи слова – антонимы.

Игра «Один – Много.»

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

39.

Дифференциация звуков «Г – Г’»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Различать и произносить звуки  Г – Г’ в слогах, словах, предложениях.

Звукобуквенный анализ слов «галка - снегирь». Уметь согласовывать порядковые числительные с именами существительными

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

 

40.

Звуки  «Л», «Л’».

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звуков «Л», «Л’».

Выделять  звук Л из состава слова.

Анализ слова «лапа».

Выделять  звук Л’ из состава слова.

Анализ слова «липа».  

Уметь употреблять в речи слова – антонимы.

Игра «У кого вторая половина»

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

41.

Дифференциация звуков  «Л – Л’»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Различать и произносить звуки  Л – Л’ в слогах,

словах, предложениях.

Звукобуквенный анализ слов «лапа - липа.

Уметь согласовывать порядковые числительные с именами существительными

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

42.

Звук  «Ж»

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Ж.

Выделять  звук Ж из состава слова.

Анализ слова «жук»

Составлять предложения по опорным словам.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

43.

Звуки  «Р», «Р’».

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звуков «Р», «Р’».

Выделять  звук Р из состава слова.

Анализ слова «рама».

 Выделять  звук Р’ из состава

слова.

Анализ слова «река».

Употреблять в речи существительные в винительном падеже.

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

44.

Дифференциация звуков  «Р – Р’»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Различать и произносить звуки  

Р – Р’ в слогах, словах,

предложениях.

Звукобуквенный анализ слов «рука - река».

Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

Дифференциация шипящих, свистящих, фрикативных звуков (3 ч)

45.

Дифференциация звуков «С-Ш»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

 Дифференцировать звуки С-Ш в слогах, словах, предложениях. Игра «Собери слово»

Упражняться  в согласовании числительного с существительным, развивать зрительное восприятие.

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

46.

Дифференциация звуков « З - Ж»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Дифференцировать звуки  З - Ж в слогах, словах, предложениях. Игра «Кто где живет?»»

Упражняться  в согласовании числительного с существительным, развивать зрительное восприятие.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

47.

Дифференциация звуков  «Р – Л»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Дифференцировать звуки Р – Л  в слогах, словах, предложениях. Игра «Закончи мое предложение».

Определять последовательность повествования с опорой на рисунок.

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

С помощью учителя планировать учебную задачу .

Выделять главное в учебном материале.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности.

С помощью учителя анализировать объекты с выделением отличительных признаков.

Обращаться к товарищу по группе  или учителю за разъяснениями.

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков

(6 ч)

48.

Дифференциация звуков «В – Ф»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Дифференцировать звуки «В – Ф»   в слогах, словах, предложениях.

Упражняться  в изменении существительного и прилагательного по падежам.

Понимать и принимать задачу, поставленную в вербальной форме.

Работать в определённом темпе.

Применять знания в новых ситуациях.

Соблюдать правила речевого этикета при общении.

Воспроизводить и применять правила работы в группе

49.

Дифференциация звуков  «Б – П»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Дифференцировать звуки  «Б – П»  в слогах, словах, предложениях.

Упражняться  в изменении существительного и прилагательного по падежам; в подборе родственных слов.

Формулировать учебную задачу, удерживать и составлять план и последовательность действий.

 Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

50.

Дифференциация звуков « Д – Т»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Дифференцировать звуки

« Д – Т»  в слогах, словах, предложениях.

Упражняться  в употреблении существительного в форме П.п. единственного числа с предлогом НА.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

51.

Дифференциация звуков   «Г – К»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Дифференцировать звуки

«Г – К» в слогах, словах, предложениях.

Упражняться  в употреблении глагола работать с разными приставками. Развивать логическое мышление

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.

IV четверть   ( 13 ч)

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков

(продолжение)

52.

Дифференциация звуков «З – С»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Дифференцировать звуки

«З – С»  в слогах, словах, предложениях.

Упражняться  в употреблении существительного в форме П.п. единственного числа с предлогом С, ЗА

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

53.

Дифференциация звуков  « Ж – Ш»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Дифференцировать звуки

 « Ж – Ш» в слогах, словах, предложениях.

Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слогах ЖИ и ШИ пишется всегда И.

Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Работать в паре: договариваться, слушать ответы друг друга

Звук и буква Й

(4 ч)

54.

Звук «Й».

Звук «Й» в начале слова.

Звук «Й» в конце слова.

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Й.

Познакомиться с отличительными особенностями   произно-

шения и написания слов с  Й  в начале и  в конце слова.

Анализировать слово «яма».

Устанавливать связь между словами в предложении; совершенствовать звуко- буквенный анализ слов. Развивать мышление.

Понимать и принимать задачу, поставленную в вербальной форме.

Работать в определённом темпе.

Применять знания в новых ситуациях.

Соблюдать правила речевого этикета при общении.

Воспроизводить и применять правила работы в группе

55.

Звук «Й» в середине слова после гласных.

1

Усвоение новых знаний.

Познакомиться с отличительными особенностями   произно-шения и написания слов с  Й  в середине слова после гласных.

Упражняться  в употреблении глагола ехать с разными приставками. Развивать логическое мышление.

Понимать и принимать задачу, поставленную в вербальной форме.

Работать в определённом темпе.

Применять знания в новых ситуациях.

Соблюдать правила речевого этикета при общении.

Воспроизводить и применять правила работы в группе

56.

Дифференциация звуков «Й – И» ,  «Й – Е» и  «Й – Ё».

1

Комбинированный

Дифференцировать звуки

«Й – И», «Й – Е», «Й – Ё»  в слогах, словах, предложениях.

Четко произносить звуки «Е,Ё, Й» в конце слов.

Игра  «Кто где живет?»

Упражняться  в изменении существительных и прилагательных по падежам; в подборе родственных слов.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Использовать критерии оценивания своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем.

57.

«Й» после разделительного мягкого знака и после разделительного твердого знака

1

Урок усвоения новых знаний

Рассмотреть особенности в произношении слов с Й  после разделительного мягкого и твердого   знака.

Упражняться  в употреблении существительного в форме П.п. единственного числа с предлогом  В, ПОД

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Использовать критерии оценивания своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем.

Дифференциация шипящих, свистящих звуков

и аффрикат

( 6 ч)

58..

Звук Ц

1

. Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Ц.

Образовывать существительные среднего рода при помощи суффиксов –ЕЦ, -ИЦ и –Ц.

Анализ слова  «кольцо».

Понимать и принимать задачу, поставленную в вербальной форме.

Работать в определённом темпе.

Применять знания в новых ситуациях.

Соблюдать правила речевого этикета при общении.

Воспроизводить и применять правила работы в группе

59.

Дифференциация звуков « Ц – С»,

« Ц – С’»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Выделять звуки Ц, С  из слов, наблюдать за произношением  звуков в словах.

Наблюдать за артикуляцией звуков Ц, С.

Устанавливать сходство и различие в произнесении Ц – С. Дифференцировать согласные звуки  Ц — С в словах. Анализировать слова «цапля и сова»

Выделять звуки Ц, С'  из слов, наблюдать за произношением  звуков в словах.

Наблюдать за артикуляцией звуков Ц, С'.

Устанавливать сходство и различие в произнесении Ц – С'. Дифференцировать согласные звуки Ц — С' в словах.

Анализ слов «месяцы».

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

60.

Дифференциация звуков «Ц – Т», «Ц – Т’».

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Выделять звуки Ц и  Т из слов, наблюдать за произношением  звуков в словах.

Наблюдать за артикуляцией звуков Ц  и Т.

Устанавливать сходство и различие в произнесении  Ц – Т. Дифференцировать согласные звуки Ц — Т в словах.

Анализировать  слово «таблица».

Выделять звуки Ц, Т'  из слов, наблюдать за произношением  звуков в словах.

Наблюдать за артикуляцией звуков Ц, Т'.

Устанавливать сходство и различие в произнесении Ц – Т'. Дифференцировать согласные звуки Ц — Т' в словах.

Анализ слова «птица»

Воспринимать учебное

задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

61.

Звук Щ

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука Щ.

Выделять звук Щ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук Щ согласный, всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ЩА пишется всегда А, а в слоге ЩУ всегда пишется У. 

Читать слова с изученной буквой.

Понимать и принимать задачу, поставленную в вербальной форме.

Работать в определённом темпе.

Применять знания в новых ситуациях.

Соблюдать правила речевого этикета при общении.

Воспроизводить и применять правила работы в группе

62.

Дифференциация звуков   « Щ – С’»,  «Ш – Щ»

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Выделять звуки Щ и С’ из слов, наблюдать за произношением  звуков в словах. Распознавать в словах звуки. 

Читать слоги-слияния.

Сопоставлять попарно слоги с буквами Щ и С’.

Наблюдать за артикуляцией звуков Щ и С’.

Устанавливать сходство и различие в произнесении Щ- С’. Дифференцировать согласные звуки Щ- С’ в словах. Анализировать звуковой состав  слов «щели – сели».

Выделять звуки Щ, Ш  из слов, наблюдать за произношением  звуков в словах.

Сопоставлять попарно слоги с буквами Ш и Щ.

Наблюдать за артикуляцией звуков Щ и  Ш.

Устанавливать сходство и различие в произнесении Ш-Щ.

Дифференцировать согласные звуки Ш- Щ в словах.

Анализировать звуковой состав  слов «пиши-пищи».

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Оценивать свою работу.

Воспроизводить и применять правила работы в группе.

63.

Звук  Ч.

Дифференциация звуков  «Ч – Т »

1

Урок усвоения новых знаний

Овладеть  артикуляционным укладом при произношении звука [Ч’] .

Выделять звук [Ч’]  из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [Ч’] всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. 

Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ЧА пишется всегда А, в слоге ЧУ всегда пишется У .

Выделять звуки Ч и Т из слов, наблюдать за произношением  звуков в словах. Распознавать в словах звуки. 

Читать слоги-слияния.

Сопоставлять попарно слоги с буквами Ч – Т.   Устанавливать сходство и различие в произнесении Ч – Т.   Дифференцировать согласные звуки

Ч – Т в словах. Анализировать звуковой состав слова «волчата».

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Использовать критерии оценивания своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем.

.

64.

Повторение изученного о звуках речи

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Произносить различные слоговые сочетания с мягкими и твёрдыми согласными звуками, а также в слогах разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (звонких/глухих, мягких/твёрдых), слоговых сочетаний со звуком [j].

Выделять  звуки из слов различного звуко-слогового состава;

чётко, слитно, с правильным ударением произносить трёх-, четырёхсложные слова.

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнять правила работы в группе, в паре.

Использовать критерии оценивания своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1

Методика предусматривает проведение занятий в  индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа создана для  учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика"  (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч.  В.П. Канакина,  2016 г.)...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа  для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающейся области «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства дет...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов

Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...