Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физической культуры (плавания)
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Особенности, цели, задачи и технологии формирования УУД на уроке физкультуры (плавания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроке
физической культуры (плавания)
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.
Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
— умения доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
При формировании универсальных учебных действий (УУД) на уроках физкультуры учитель должен принимать во внимание:
- состояние здоровья детей;
- умение детей контролировать свои действия на уроке;
- умение детей слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- мотивацию к занятиям;
- навыки общения со сверстниками.
От этих показателей будет зависеть степень сформированности УУД.
Особенности (сложности) формирования УУД на уроке физкультуры:
- урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои;
- урок физической культуры (плавания) проходит в разных помещениях и условиях – раздевалке, душевой, «сухой» зоне бассейна, в воде, что усложняет процесс взаимодействия и контроля детей;
- урок в бассейне имеет большое количество отвлекающих и раздражающих психику детей факторов – повышенный шум, теснота и близкий контакт, водобоязнь или моторная расторможенность;
- урок в бассейне имеет большое количество мотивационных факторов – особая среда, особый спортивный инвентарь (очки, ласты, доски и др.), которым невозможно пользоваться в других условиях.
Применяемые технологии (должны быть физкультурно-оздоровительными, направленными на сбережение здоровья и физическое развитие учеников):
- выполнение санитарно-гигиенических норм и требований (защита и профилактика заболеваний);
- температурное закаливание (активизация собственных сил организма);
- физические упражнения (двигательные действия);
- подвижные игры (групповые, индивидуальные, в парах, эстафеты);
- соревнования и спортивные праздники;
- свободное плавание;
- использование ИКТ (презентаций), работа с учебником для освоения знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- проведение тестирования с целью проверки и закрепление знаний.
Приложение 1.
Технологическая карта урока
Модуль: «Техника плавания кролем на груди»
Учебный предмет | Физическая культура (плавание) |
Класс | 1 |
Тип урока | Обучающий |
Технология построения урока | Фронтальная, поточная, индивидуальная |
Тема урока | Техника плавания ногами кролем на груди с опорой и без опоры |
Цели урока | Сформировать умение выполнять технику двигательного действия |
Задачи урока |
|
Основные термины, понятия | Вдох, выдох, скольжение, кроль на груди, попеременная работа ног. |
Инвентарь | Плавательные доски |
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные |
| Познавательные: получить представление о технике движения ногами кролем на груди. Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, согласовывать свои действия с поведением партнеров на дорожке; вести самоконтроль и делать коррекцию ошибок. Коммуникативные: продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми, интегрирование в группу сверстников. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к способам решения поставленных задач; - адекватная оценка собственных успехов, своего поведения и поведения окружающих; - овладение социально-бытовыми и санитарно-гигиеническими умениями. |
Этапы урока | Деятельность учителя | УУД |
Организационный (выполнение санитарно-гигиенических норм, закаливание, ритуал начала урока) | В раздевалке, душевой: Незаметно контролировать переодевание, своевременно вмешиваться в конфликты, не допускать травматизма, объяснять необходимость уважительного отношения к товарищам в тесной обстановке раздевалки и душевой. Организовать помывку в соответствии с установленным порядком действий (полотенце на крючок, плавки на полочку, шапочку на голову, тапочки на ноги, мыло в одну руку, мочалку – в другую). Стереотипные действия, соблюдение правил, способствуют дисциплинированности, организованности, стабилизации эмоционального состояния. |
|
В «сухой» зоне бассейна: Провести перекличку, построение, расчет, проверить готовность к уроку, сообщить тему, цели и задачи урока, провести инструктаж по технике безопасности. Традиционный ритуал способствует мобилизации внимания и усилий, приобщает детей к спортивным традициям, способствует патриотическому воспитанию. |
| |
Актуализации знаний (физические упражнения, подвижные игры) | В «сухой» зоне бассейна: Провести разминку. Упражнения на укрепление свода стопы, гибкость и координацию движений, под счет или музыку. При выполнении упражнений рассказать о вреде плоскостопия, мотивировать выполнение упражнений. |
|
В воде: Проверить умение выполнять технику упражнений по освоению с водой, на задержку дыхания (приседания под воду, «поплавок», «медуза»). |
| |
Изучения нового материала (физические упражнения) | В воде: Рассказать о технике плавания кролем. Создать представление о технике движения кролем ногами - устно описать и практически показать на суше, лежа на скамейке. Выбрать 1 -2 учеников, положить на край бассейна, продемонстрировать на их примере. Выполнить имитационные упражнения у опоры. Предупредить возникновение грубых ошибок. Выполнить упражнения в движении сначала с опорой, потом без опоры. Откорректировать выполнение. Многократно повторить. |
|
Самостоятельное использование сформированных УУД (подвижные игры, эстафеты, свободное плавание) | Эстафета. Игра в догонялки. Свободное плавание – наблюдать за самостоятельной деятельностью детей, корректировать ошибки, оценить степень сформированности двигательного навыка. |
|
Рефлексия | В воде: Проконтролировать восстановление после эстафеты, игры:
|
|
На суше: Оценить степень решения двигательных задач и результаты действий по их выполнению, отметить лучших учеников. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30802.jpg)
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-234832-1364977344.jpg)
Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/28/picture-344340-1440739346.jpg)
Игры для формирования Универсальных учебных действий по физической культуре для начальной школы
1. задание.В начале урока после построения учитель обозначает тему урока. И предлагает ученикам определить по теме урока задачи и цели урока.Пример тестирование -« челноч...
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе
УУД на уроках физкультуры в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1111488-1549173884.jpg)
«Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий ученика на уроках русского языка»
Технология проблемно-диалогического обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/22/picture-310808-1526967117.jpg)
Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературного чтения через поиск и анализ информации"
В основе данного проекта - формирование дистанционных мероприятий, основанных на работе с информацией, использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности....