"Юные физкультурники" 3 класс (на 2 часа в неделю)
рабочая программа по физкультуре (3 класс) на тему

Тербова Евгения Викторовна

Программа внеурочной деятельности на 2 часа в неделю. Подойдёт к любому УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_yunye_fizkulturniki_3_klass.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                                         ПО КУРСУ «Юные физкультурники»

внеурочная деятельность

3 класс

Составитель: Тербова Е.В.

г. Москва

2018

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом.
  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанника, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к учению и познанию;
  • сформированность умений:
  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;
  • выражать  свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и переживания;
  • овладеть  навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;                                                                                                                          
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.                                                                                                                    

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определённому алгоритму;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятиях.

Познавательные:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • характеризовать явления (действия и поступки),  давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;                                                    
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;                                                                                                                    
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;                                                          
  •  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;                                                                                                      
  •  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;                                                                                                                                                                                                                        
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;                                                                                                                                
  • применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                          
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;                                                                                                          
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере спортивно-оздоровительного направления распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, пространстве взаимодействия  способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации частной жизни и быта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, выявление способностей  школьников, помогающих достичь успеха в оздоровительном эффекте, формирование стойкого интереса обучающихся  к  спорту и физической культуре, освоение обучающимися технологии проведения игр, комплексов упражнений.

Третий уровень результатов — получение школьником начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в  самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком, умение  самостоятельно находить и обрабатывать информацию из различных источников, умение оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

В ходе реализация программы обучающиеся должны

знать:

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности;
  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;
  • формировать своё здоровье.

Обучающиеся узнают:

  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • факторы, влияющие на здоровье человека;
  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений. 

Планируемые результаты изучения модуля «Шахматы»

      За время обучения дети могут:

  • научиться владеть шахматной доской (уметь быстро находить шахматные поля и грамотно их называть);
  • изучить все шахматные фигуры с правилами на каждую фигуру;
  • научиться решать задачи на мат в 1 ход и записывать свои решения, иметь понятия о шахматной игре, а также повысить уровень шахматной игры.

Обучающиеся  будут знать:

  • шахматные термины;
  • названия шахматных фигур;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

Обучающиеся  будут уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
  • правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
  • правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • решать шахматные элементарные задачи.   

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

В программу включены не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно-практический материал  по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности. Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Детям нужна игра в любую пору их жизни. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,  создается  эмоционально  положительная  основа  для развития патриотических чувств. В программу включены комплексные гимнастические упражнения, комплекс упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки. Модуль  по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Особенность  в том, что на первом году обучения ребёнок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания.

Каждый раздел программы предусматривает использование различных форм внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • прогулки;
  • творческие работы (конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок).

Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Методы проведения занятий: метод проблемного изложения материала, рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, индивидуально-фронтальный, групповой, индивидуальный.

Формы занятий: групповые, парные, коллективные, самостоятельные, индивидуально-обособленные.

Методы проведения занятий:

Диагностика успешности овладения учащимися содержания программы проводится следующим образом: устный опрос изученного теоретического материала, проверка конкретных дидактических заданий индивидуально у каждого занимающегося на шахматной доске, тестирование, кроссворды, викторины.

III. Тематическое планирование

3 класс (68 ч)

№ п\п

Наименование раздела, темы

Введение (1 ч)

1

Вводное занятие. Безопасность во время занятий физкультурой и спортом.

Физкультура и спорт (2 ч)

2

История физической культуры. Что такое спорт?

3

Значение утренней гимнастики. Творческая работа.

Наш организм и здоровье (4 ч)

4

Правильное питание и здоровый сон.

5

Личная гигиена и режим дня.

6

Закаливание организма. Прогулка.

7

Дыхательная гимнастика.

Физические упражнения и физические качества (5 ч)

8

Физические упражнения и физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота. Подсчёт частоты пульса после физического нагрузки и в состоянии покоя.

9

Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря.

10

Игры с использованием спортивного инвентаря.

11

ОРУ на координацию в сочетании с ходьбой и бегом.

12

Прыжки через скакалку. Игра «Удочка».

13

Во что играть на переменах? Техника безопасности.

14

Эстафеты.

Шахматы (18 ч)

15

«В   Стране   Шахматных Чудес». История шахмат.

16

Волшебная шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ.

17

Волшебная шахматная доска. Диагональ. Центр шахматной доски.

18

Шахматные фигуры. Сравнительная ценность фигур.

19

Начальная позиция. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

20

 «Ладья – прямолинейная, бесхитростная фигура».

21

«Совсем этот слон на слона не похож». Ладья против слона.

22

«Могучая фигура».

23

Ферзь против ладьи. Ферзь против слона.

24

«Прыг, скок и вбок».

25

Конь против ладьи. Конь против слона. Конь против ферзя.

26

«Чудесная Пешка».

27

Пешка против ладьи. Пешка против слона.

28

Пешка против коня. Пешка против ферзя.

29

«И Король жаждет боя».

30

Шах. Мат. Ничья. Пат.

31

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

Игры, эстафеты (17 ч)

32

Традиционные русские игры.

33

Обрядовая игра «Колядка».

34

Игры «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка».

35

Игры «У медведя во бору», «Филин и пташки».

36

Традиционные северные игры.

37

Игры «Охотники и куропатка», «Олени и оленевод».

38

Игры «Прыжки», «Бег».

39

Игры «Перетяни палку»,  «Вытолкни за круг».

40

Правила поведения при работе с мячом. Эстафеты с мячом.

41

Игры «Догони мяч», «Ловишка с мячом».

42

Игры «Грузим арбузы», «Прокати мяч».

43

Во что играть на переменах? Техника безопасности.

44

Игры «Светофор», «Делай как я».

45

Игры «Колдунчики», «Ручеёк».

46

Игры «Дождь», «Ежики».

47

Эстафеты. Техника безопасности во время эстафет.

48

Круговые эстафеты.

Игры на развитие психических процессов (6 ч)

49

Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам»,  «Магазин ковров»,  «Волшебная палитра».

50

Упражнения и игры на внимание. Упражнение «Ладонь – кулак», игры  «Ищи безостановочно»,  «Заметь всё»,  «Запомни порядок».

51

Игры на развитие памяти «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

52

Игры на развитие воображения «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

53

Игры на развитие мышления и речи «Ну-ка, отгадай»,  «Определим игрушку».

54

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. «Баба Яга»,  «Три характера».

Шахматы (10 ч)

55

Шахматная доска. Вертикаль. Горизонталь. Диагональ. Центр.

56

Шахматные фигуры. Начальная позиция.

57

Шах. Мат. Ничья. Пат. Рокировка.

58

Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

59

Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения.

60

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

61

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

62

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

63

Шахматная нотация. Запись начального положения.

64

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

65

Игровая практика. Решение шахматных задач.

Итоговое занятие (1 ч)

66

Спортивный праздник.

Резерв рабочего времени (2 ч)

67-68

Резервный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс (4 часа в неделю, 33 недели, всего 132 часа)

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс(4 часа в неделю, 33 недели, всего 132 часа)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС (2 часа в неделю, всего 68 часов)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС (2 часа в неделю, всего 68 часов), Плешаков , Школа России...

Календарно – тематическое планирование предметной линии «Физическая культура/ 2 класс/ 3 часа в неделю/ 102 часа за год.

Календарно – тематическое планирование по  «Физической культуре для учащихся   2 классов.    3 часа в неделю/  102 часа за год.Календарно -тематическое планирование состоит из...

Календарно – тематическое планирование по «Физической культуре для учащихся 4 классов. 3 часа в неделю/ 102 часа за год.

Календарно – тематическое планирование по  «Физической культуре для учащихся   4 классов.    3 часа в неделю/  102 часа за год.Календарно -тематическое планирование состоит из...

Рабочая программа по адаптивной физической культуры (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП 1 класс (3 часа в неделю, 99 часов в год)

Актуальностью работы состоит в структуре детской инвалидности детский церебральный паралич (ДЦП) составляет 30–70 %. ДЦП относятся к числу довольно распространенных заболеваний. За последние год...