Использование музыки на уроках физической культуры.
статья по физкультуре (2 класс)

Семенова Юлия Владимировна

Функциональная музыка является многогранным и тонким инструментом психофизиологического воздействия на организм школьников. Неправильное применения этого средства не только резко снижает силу его полезного воздействия, но зачастую делает его бессмысленным и даже вредным. Поэтому систематическое применение функциональной музыки на уроках физической культуры требует как от учителей, так и от учащихся строгого выполнения необходимых правил

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx23.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Функциональная музыка на уроках физической культуры.

Организационные формы и методические особенности её использования


В настоящей статье указываются основные организационные формы и методические особенности применения функциональной музыки на школьных уроках физической культуры.

Функциональная музыка является многогранным и тонким инструментом психофизиологического воздействия на организм школьников. Неправильное применения этого средства не только резко снижает силу его полезного воздействия, но зачастую делает его бессмысленным и даже вредным. Поэтому систематическое применение функциональной музыки на уроках физической культуры требует как от учителей, так и от учащихся строгого выполнения необходимых правил.

Практика стихийного применения музыки в физическом воспитании знает немало печальных примеров, когда при минимальных технических средствах и случайном наборе музыкального материала уроки физической культуры превращались в своеобразные концерты. Это чаще всего не помогало, а мешало учебной работе, ухудшало условие речевого общения учителя с учениками, усиливало их нервное напряжение, вызывало дополнительное утомление, снижало работоспособность и дисциплину.

В практической работе нельзя пренебрегать ни одним из правил прикладного использования функциональной музыки. В сокращённом изложении правила эти сводятся к следующему:

1. Результат работы с применением функциональной музыки находится в прямой зависимости от уровня теоретических знаний учителя по данной проблеме.

Педагогу необходимо проникнуться убеждением, что функциональная музыка – это средство научной организации учебной деятельности школьников, имеющее чёткое выраженное прикладное назначение, помогающее более эффективно решать задачи урока путём тонкой, подсознательной регуляции психических состояний и двигательной активности учащихся.

  1. Наиболее продуктивным является не сплошное, а эпизодическое музыкальное стимулирование работы, выполняемой учениками на уроках физической культуры. Оно осуществляется в форме трансляции на место занятий кратковременных (по 5-10 мин.) автономных сеансов – музыки врабатывания ( в водной части), лидирующей (в основной) и успокаивающей музыки (в заключительной части урока).

Длительность каждого сеанса можно варьировать в зависимости от конкретных задач и особенностей проводимого урока, но в общей сложности музыкальное звучание не должно занимать более 50% времени урока. При большей продолжительности музыка надоедает занимающимся, теряет своё стимулирующее значение, становится помехой в работе.

Во избежание возможного пресыщения не следует применять все перечисленные сеансы на каждом уроке.

Общий объём музыкальной стимуляции должен быть тесно связан с содержанием и интенсивностью осуществляемой деятельности. Чем напряжённее и интенсивнее выполняемая учениками работа, тем большей дозы музыкальной стимуляции она требует. На наиболее интенсивных и напряжённых уроках объём стимулирующего музыкального воздействия на учащихся повышает и может достигать допустимого максимума с использованием всех сеансов музыки (врабатывания, лидирующей и успокаивающей).

Тщательная подготовка учителя к уроку, на котором он предлагает применить функциональную музыку, является залогом успеха. Учитель обязан продумать до мельчайших подробностей план урока и решить, какие задания будут выполняться в обычных условиях, какие – с музыкальной стимуляцией.

3. Музыкально стимулируемые уроки периодически полезно чередовать с уроками, проводимыми без музыки. Такой методический приём позволяет и учителям, и учащимся сопоставить их эффективность, облегчает привыкание к регулярной музыкальной стимуляции учебной работы, а также вносит в уроки необходимое эмоциональное разнообразие.

4. В процессе проведения урока физической культуры наибольшую пользу функциональная музыка приносит при выполнения простых или твёрдо заученных упражнений, не требующих высокой концентрации внимания, большой сосредоточенности и ответственности.

5. Согласно теории физического воспитания, уроки физической культуры в школе подразделяются на вводные, уроки ознакомления с новым материалом, совершенствование пройденного материала, смешанные и учётные. Рассмотрим целесообразность использования функциональной музыки на уроках каждого из перечисленных типов.

Вводные уроки обычно насыщены установочными беседами и уставными объяснениями, требующими от учащихся большого внимания. Невысокая двигательная активность учащихся, характерная для уроков данного типа, не требует музыкальной стимуляции.

Уроков ознакомления с новым материалом немного (обычно по одному после вводного). Но поскольку материал этот учитель, как правило, сообщает на протяжении всего занятия, во всех его частях, использование музыки здесь нецелесообразно.

Основная задача уроков совершенствование пройденного материала – повышение качества ранее изученных двигательных навыков. И потому функциональную музыку на таких уроках можно применять в максимально допустимом объёме.

Наиболее распространёнными в школьной практике являются так называемые смешанные уроки. В них сочетается изучение нового материала, где использование музыкального воздействия нежелательно, с совершенствованием ранее изученного, где музыкальная стимуляция приносит значительный эффект.

На учётных уроках проводятся итоги проделанной работы, проверяются и оцениваются знания и умения учащихся, приобретённые за определённый период, и их лучше проводить без каких бы то ни было стимуляторов.

6. Возможности использования функциональной музыки расширяются в связи с появлением новых способов радиотрансляции практически на любое место занятий физическими упражнениями. Однако при этом необходимо добиваться, чтобы звучание транслируемой музыки было достаточно чистым, неискажённым.

7. При наличии посторонних звуков силой более 70 децибел музыка начинает восприниматься слушателями как неприятный акустический шум и отрицательно действует на организм.

8. Во время применения музыкальной стимуляции должны быть сведены до минимума всякие звуковые контакты между присутствующими (в том числе и речь учителя), так как это мешает восприятию информации, нервирует занимающихся и повышает их утомляемость.

Во избежание отрицательных последствий речевые команды учителя во время звучания музыки лучше заменить чёткими зрительными сигналами, выразительным, обязательно связанным с музыкой показом физических упражнений или несколькими условными жестами.

Например, количество выполнений упражнения показывается соответствующим числом слегка разведенных пальцев поднятых над головой рук. Если требуемое число превышает 10, то каждый десяток обозначается однократным сжиманием и разжиманием кистей, после чего показываются единицы.

Команда «Приготовиться к выполнению упражнения» подаётся подниманием правой руки вверх; «Начать упражнение» - маховым опусканием этой руки вперёд – вниз; «Закончить упражнение» - подниманием над головой скрещенных рук.

Характерными для уроков физической культуры жестами или другим зрительными символами можно обозначать наиболее часто применяемые специальные упражнения, типичные указания по ходу их выполнения (например, ниже наклон, не сгибать колени, шире выпад, выше ногу, мягче и т. д.)

Многолетняя практика убедила, что употребление 10-15 подобных условных знаков вполне обеспечивает успешное руководство занимающимися. При этом отказ от традиционных многословных пояснений к каждому упражнению (как правило, давно уже известных учащимся по предыдущим урокам) бережёт рабочее время и заметно увеличивает плотность урока. Если небольшое число таких зрительных сигналов применять регулярно, то школьники их быстро запоминают и работают под них с большим удовольствием.

Необходимые устные инструкции по режиму работы с музыкальным сопровождением учитель может давать до включения музыки, а замечания – после её выключения.

9. Вызывая положительные эмоции и регулируя пространственные и скоростно – силовые характеристики выполняемых движений, функциональная музыка частично освобождает учителя от управленческих обязанностей, что позволяет ему плодотворнее использовать свои педагогические усилия.

10. Подавая сигналы к началу и окончанию физических упражнений, выполняемых под музыку, учитель обязан иметь в виду, что сигнал «Начать упражнение» подаётся в конце музыкальной фразы, чтобы начало выполнения предлагаемого упражнения совпало с началом следующей музыкальной фразы. Сигнал «Закончить упражнение» должен совпадать с мелодическим и структурным окончанием музыкального сочинения или его части. Невыполнения этого условия нарушает ритмическую согласованность выполняемых двигательных действий, раздражает занимающихся и снижает эффективность музыкальной стимуляции.

11. Функциональная музыка, транслируемая во время урока, должна нравиться всем (или большинству) занимающихся. Необходимо, чтобы ученики находили в музыкальных программах произведения, которые им приятно слышать. В противном случае музыка будет вызывать у них чувство неудовлетворённости и даже недовольства, усиливать нервно – психическое напряжение и мешать работе. Особенно явственно это проявляется в тех случаях, когда неопытные организаторы функциональной музыки пытаются бесцеремонно навязать учащимся свои музыкальные вкусы, не считаясь с интересами детской аудитории. В музыкальной стимуляции учебной активности школьников вопрос учёта музыкальных потребностей занимающихся представляется весьма важным.

12. Музыкальные программы должны нести занимающимся новые, свежие эмоциональные ощущения. Во избежание пресыщения и потери интереса к ним повторное использование музыкальных программ рекомендуется не ранее чем через месяц.

13. При комплектовании целевых программ функциональной музыки следует учитывать половозрастной и национальный состав, а также социально – культурный уровень предполагаемых слушателей. Зная, какие типы музыки популярны в окружающей конкретных детей национальной среде, какие представления об эстетических ценностях складываются в их половозрастных и социальных группах, можно воздействовать на их психику гораздо глубже и результативнее.

14. Чтобы функциональная музыка была действенным помощником учителя и давала нужный эффект, она должна стать составной частью организации урока физической культуры.

Каждая конкретная программа музыкальной стимуляции учебной деятельности учащихся составляется на основе конспекта планируемого урока. Музыкальные произведения подбираются с учётом основных задач данного урока, характерных особенностей запланированных двигательных действий и желаемой интенсивности их выполнения. Причём подбор музыкального материала осуществляется как для целых групп (или серий) упражнений, сходных по своей структуре и ритмическому рисунку, так и для отдельных упражнений и заданий, если они выделяются особым характером и формой.

15. Для стимуляции уроков физической культуры лучше всего использовать лёгкую и эстрадную музыку, марши, а также детские, танцевальные и народные мелодии. Присущая им строгая метрика, подчёркнутая ритмическая регулярность и акцентность вызывают у учащихся чёткую упорядоченность выполняемых двигательных действий.

16. При наличии соответствующего радиотехнического оснащения функциональную музыку можно с успехом применять на самых разных местах занятий: в школьном спортивном зале, бассейне, на стадионе, площадке под открытым небом, лыжне и т.д.

Музыкальная стимуляция учебной деятельности занимающихся может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

17. Трансляция функциональной музыки может осуществляться следующими способами:

а) общим озвучиванием большого пространства (стадиона, спортивного комплекса, спортивного зала, спортивной площадки) из нескольких динамиков или звуковых колонок, установленных в соответствии с радиотехническими нормами. Этот способ является наиболее простым и распространённым; б) озвучиванием небольшого, ограниченного пространства (для небольшой группы или отдельного ученика) с помощью кассетного магнитофона или другого портативного источника звука.

Например, на лыжной подготовке класс делится по уровню подготовленности на несколько мелких групп, отрывающихся на дистанции друг от друга на достаточно большое расстояние. Одному из учеников каждой группы в карман спортивной одежды вставляется миниатюрный магнитофон с музыкальной программой для стимуляции движения данной группы. Проинструктировав и отправив все группы на лыжную трассу, учитель занимает заранее подготовленное место, удобное для наблюдения и контроля за находящимися на дистанции.

Педагогически этот способ сравнительно более эффективен, поскольку позволяет учитывать индивидуальные особенности членов малой группы. Но технически он сложнее, ибо вместо одной, общей для всего класса программы музыкальной стимуляции, приходится готовить несколько частных программ, более тонко подогнанных к потребностям занимающихся. В связи с большей сложностью и специфичностью данный способ применяется довольно редко; в) через индивидуальные наушники радионаушники с монтированным в них микротелефоном или радиоприёмником, принимающим целевые передачи из базовой студии функциональной музыки. Например, когда в основной части урока учитель занимается с каким – либо одарённым учеником по усложнённой индивидуальной программе. Получив отличное от других одноклассников задание, не согласующееся с общим музыкальным фоном, этот ученик надевает радионаушники и работает под музыкальное сопровождение, записанное специально для него.

Одним из важнейших и обязательных условий эффективного применения функциональной музыки в физическом воспитании учащихся является реализация их музыкальных потребностей. Чем больше используемая на уроке физической культуры музыка нравится ученикам, тем сильнее проявляется её положительное воздействие на психическое состояние и функциональную деятельность их организма, тем выше их рабочая активность и, следовательно, продуктивность всего урока в целом.

Наиболее доступной формой выявление музыкальных потребностей учащихся является текущий и поэтапный учёт.

Текущий учёт музыкальных запросов осуществляется путём заполнения (по желанию учеников) журналов заявок, отзывов и предложений по использованию функциональной музыки, при помощи педагогических наблюдений, общих или индивидуальных бесед и т.п.

Поэтапный учёт проводится один раз в год путём анкетного опроса учащихся по интересующим учителя вопросам.

Изучение и группировка результатов таких опросов дают учителю возможность получить детализированную картину реальных потребностей в функциональной музыке в каждом отдельно взятом классе, группе или команде.

Большое практическое значение имеет правильный подбор поэтического содержания вокальных произведений, которое должно способствовать решению воспитательных задач.

Практика показывает, что результаты настойчивого словесного убеждения педагога не трусить, не бояться трудностей и проявлять смелость нередко непропорционально малы по сравнению с затрачиваемыми им усилиями. Прослушивание же перед выполнением таких упражнений музыкальных произведений, прославляющих силу духа, мужество, оказывает на учащихся порой более глубокое воспитательное воздействие. Это происходит по тому, что убеждение осуществляется не открыто, напрямую, а опосредованно, без видимого принуждения или уязвления самолюбия личности.

Являясь носителем общественно значимых эстетических ценностей, музыка вызывает у слушателя активный эмоциональный отклик, мобилизует его волю. Способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка тем самым становится верным и надёжным помощником учителя.

Целенаправленное применение функциональной музыки ведёт к утверждению нового, более высокого типа педагогической организации урока, отвечающего возросшим требованиям времени и основным задачам реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Д.А. Стешин, учитель физической культуры

первой квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Использование ИКТ на уроках физической культуры

Необходимость использования ИКТ на уроках физической культуры для полноценного развития здоровой личности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Процесс информатизац...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Данная статья посвящена новым творческим направлениям уроков физической культуры....

Использование музыки на уроках физической культуры.

Наши школы работают в рамках концепции “Рефлексивная самоорганизация учащихся как средство для реализации творческой личности”, поэтому основная цель учителя, работающего в системе развива...

Статья учителя физической культуры ГБОУ Школа №454 Павловой И.В. на тему: Использование современных педагогических технологий на уроке физической культуры.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, процесс обучения физической культуре можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь...