Особенности методики тренировки гимнасток и гимнастов в общеобразовательных учреждениях.
учебно-методический материал по физкультуре (4 класс)

Стрельченко Марина Константиновна

В процессе занятий основной гимнастикой хорошо сочетается умственное образование и физическое воспитание.
Таким образом, в процессе занятий основной гимнастикой можно успешно осуществлять общую всестороннюю физическую подготовку, формировать основные жизненно необходимые двигательные навыки и обучать основам техники многих движений. Основная гимнастика по праву считается подготовительной ступенью, обеспечивающей переход к спорту.
Спортивно-прикладная гимнастика применяется для совершенствования двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма спортсменов-гимнастов.
С помощью гимнастических упражнений можно избирательно воздействовать на развитие функций различных систем организма (на различные группы мышц, на разные части тела, органы и др.) и максимально варьировать объем и характер физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности методики тренировки гимнасток и гимнастов в

общеобразовательных учреждениях.

В процессе занятий основной гимнастикой хорошо сочетается умственное образование и физическое воспитание.
Таким образом, в процессе занятий основной гимнастикой можно успешно осуществлять общую всестороннюю физическую подготовку, формировать основные жизненно необходимые двигательные навыки и обучать основам техники многих движений. Основная гимнастика по праву считается подготовительной ступенью, обеспечивающей переход к спорту.
Спортивно-прикладная гимнастика применяется для совершенствования двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма спортсменов-гимнастов.
С помощью гимнастических упражнений можно избирательно воздействовать на развитие функций различных систем организма (на различные группы мышц, на разные части тела, органы и др.) и максимально варьировать объем и характер физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.
Основными средствами спортивно-прикладной гимнастики являются:
1) общеразвивающие упражнения без предметов и с ними (гимнастические палки, набивные мячи, скакалки и др.);
2) упражнения на снарядах, массового типа (гимнастическая стенка и гимнастическая скамейка.), а также на коне, козле, кольцах;
3) акробатические упражнения (перекаты, кувырки);
4) неопорные и опорные прыжки.
Для совершенствования отдельных физических качеств необходимо применять следующие упражнения:
а) для развития силы — скоростно-силовые упражнения с предельным весом, с максимально возможной скоростью, с предельным весом до появления первых признаков утомления; упражнения комплексного воздействия;
б) для развития гибкости — упражнения с постепенным увеличением амплитуды, с применением помощи товарища, упражнения на снарядах (гимнастической стенке).
в) для совершенствования ловкости — преимущественно упражнения на координацию движений, акробатические, самые разнообразные прыжки.
Занятия гимнастикой проводятся по урочной форме, а так же может и по внеурочной форме (внеклассные часы). Преподаватель физического воспитания строит занятия с учетом программных требований, а также возраста и пола занимающихся.
Организация занятий гимнастикой имеет свои cпeцифические особенности. Как правило, один преподаватель руководит большой группой занимающихся. Следовательно, для управления учебным процессом необходимы особые способы организации занятий. Продолжительность урока в школах 45 минут. Преподаватель должен экономно и, рационально пользовать это время, организуя занятия так, чтобы они были достаточно нагрузочные и эмоциональны.
В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:
1. Учебный материал, представленный конкретным составом физических упражнений и связанных с ними знаний. Физические упражнения выражают специфику образовательной сущности урока физического воспитания, его предметное содержание.
2. Организационная и контролирующая деятельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных заданий, показ образцов практических действий, оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера; действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий (расположение, порядок выполнения, перемещения); организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости.
3. Учебно-познавательная деятельность учеников: восприятие и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и последующая реализация решения конкретных задач; саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий.
Одной из отличительных черт современного урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности, занимающихся к усвоению учебного материала.

 

Овладение физическими упражнениями требует организации активной двигательной деятельности учеников в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учёт этих закономерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей:
- Вводно-подготовительной;
- Основной;
- Заключительной;
Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.
По признаку преимущественной направленности на решение оздоровительных, воспитательных или образовательных задач различают четыре разновидности уроков:
1. Уроки комбинированные, в которых примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью могут проводиться в двух вариантах: первый — развивающие уроки, служащие развитию различных систем организма, второй — восстанавливающие уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью, дифференцируемые в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью. Они подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач, что характерно, прежде всего, для школьного урока физической культуры, в котором при единстве оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности ведущими все же являются задачи обучения:
— вводные уроки проводятся в начале учебного года. Главным на этих уроках является ознакомление учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, нормативными требованиями, а также выявление способностей класса и отдельных учеников, степени готовности их к усвоению нового материала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выполнение учащимися практических заданий (обычно групповых), дающих представление об их подготовленности;
— уроки изучения нового материала. Основная задача — ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями с выделением главного, требующего особого внимания. Это осуществляется путем показа и демонстраций в сочетании с методами слова, обязательным практическим опробованием двигательных действий в целом или по частям на основе восстановления ранее усвоенных знаний и умений;
— уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления пройденного в усложняющихся условиях или специального воспитания физических качеств с помощью усвоенных упражнений. Задачи обучения ставятся предельно конкретно с акцентом на совершенствование отдельных компонентов техники.
— контрольные (учётные, оценочные) уроки предназначены для выявления поэтапных и конечных результатов и оценки качества учебной работы по теме или разделу программы. В уроках создаются оптимальные условия для демонстрации каждым учащимся собственных достижений: специальная разминка, опробование снарядов и мест выполнения упражнений, пробные попытки и т. п. Предварительно учащихся знакомят с критериями оценки, а после выполнения контрольного задания аргументируют выставляемую оценку и разъясняют пути повышения успеваемости ;
— смешанные уроки содержат примерно в равной пропорции элементы уроков других типов.
Разноплановость образовательных задач обусловливает своеобразие размещения учебного материала в таких уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Шишкино

В соответствии с возрастными особенностями, особенностями образовательной  системы «Школа 2100»  начальный этап развивающего обра...

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ; НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)...

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»

Целью моей программы  -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

Особенности программы "Хоровой класс" для общеобразовательных учреждений

Статья содержит описание отличительных особенностей дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс, реализуемоой в условиях начяальной школы....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных обще...

Особенности идеологической воспитательной работы с детьми в Муниципальном общеобразовательном учреждении

Описан опыт работы школы по национальному обучению и воспитанию учащихся...